Лекция 16 | История зарубежной литературы XX века, 2 семестр | Юлиана Каминская | Лекториум

YOUTUBE · 25.11.2025 04:33

Ключевые темы и таймкоды

Введение и обсуждение античной литературы

0:04
  • Обсуждение отсутствия курсов по античной литературе на журфаке.
  • Напоминание о цитате из романа Натали Саррот "Золотые плоды".
  • Цитата: "Я пуп земли, ось, вокруг которой все вертелось, я центр тяжести вселенной, но я смещен и верчусь вокруг собственной оси".

Трактовка фрагмента и его значение

2:22
  • Фрагмент можно трактовать по-разному, но основная идея - человек как центр вселенной, который чувствует себя смещенным и не может пробиться к реальности.
  • Человек окружен зеркалами, отражающими его самого, и не видит ничего, кроме своих отражений.
  • Вопрос о связи с античным наследием.

Античное наследие и царь Мидас

4:18
  • Вспоминается история царя Мидаса, который получил дар превращать все в золото.
  • Мидас освободил Селена, демона плодородия, и получил этот дар.
  • Мидас понял, что дар не приносит радости, и попросил Диониса забрать его.

Применение античной истории к роману

7:09
  • Человек в романе видит мир через призму своих чувств, не может пробиться к реальности.
  • Все, к чему он прикасается, превращается в него самого, что символизирует "золотые плоды".
  • Роман показывает, как современный человек воспринимает себя в мире, сравнивая его с царем Мидасом.

Введение в Маргарит Дюрас

9:42
  • Обсуждение Маргарит Дюрас, плодовитой писательницы, родившейся в 1914 году.
  • Настоящая фамилия Дюрас - Донадье, псевдоним - название деревни на юго-западе Франции.
  • Родилась в Индокитае, сейчас Вьетнам, в семье учителя математики, который рано умер, оставив семью в бедственном положении.

Жизнь и работа матери Маргарит Дюрас

12:35
  • Мать Маргарит Дюрас пыталась выжить и воспитать троих детей.
  • Работала учительницей французского и аккомпаниатором в кинотеатре.
  • Вкладывала деньги в рисовые поля, но безуспешно.

Возвращение во Францию и образование

13:34
  • В 1932 году семья вернулась во Францию.
  • Маргарит Дюрас изучала математику, юриспруденцию и политологию в Париже.
  • В 1947 году вступила в коммунистическую партию, но была исключена в 1955 году.

Литературная деятельность

14:34
  • Написала около сорока романов, десяток пьес и сценариев.
  • Занималась журналистикой и работала в кино, писала сценарии на основе своих романов.
  • Пример: фильм "Любовник" по роману Маргарит Дюрас.

Автобиографические черты в творчестве

16:24
  • Роман "Любовник" 1984 года стал бестселлером.
  • Автобиографические черты заметны в её произведениях.
  • Критики считают её романы галереей зеркал её жизни.

Киноработы и литературные предпочтения

18:16
  • Сняла фильм "Человек с Атлантики" в 1981 году.
  • Литературные произведения имели больший успех, чем её киноработы.
  • Считала кино обманом, а написанное подлинным.

Художественная реальность в романах

19:27
  • Создаёт стабильную, малоподвижную реальность.
  • Персонажи схематичны, их действия минимальны.
  • Главная задача персонажей — ожидание и попытки придать смысл своему существованию.

Роман "Моряк из Гибралтара"

22:29
  • Повествование от лица чиновника, который отправляется в Италию с подругой Жаклин.
  • Выясняется, что они чужие друг другу.
  • Персонаж работает в министерстве колонии, переписывая свидетельства о рождении и смерти.

Путешествие в Италию

25:21
  • Герой не любит гонку за достопримечательностями.
  • Встреча с шофером, который рассказывает о местечке Рокко.
  • Герой уговаривает свою Жаклин отправиться в Рокко.

Жизнь в Рокко

26:17
  • Герой видит шофера только в профиль.
  • В Рокко герой чувствует себя свободным.
  • Знакомится с женщиной по имени Анна.

Имя Анна

27:25
  • Имя Анна символизирует вечность и неизменность.
  • Анна американка, но её сущность неизвестна.
  • Она тратит своё состояние на кругосветное путешествие на яхте.

Путешествие Анны

29:59
  • Анна путешествует по миру на яхте, тратя гигантское состояние.
  • Она ищет моряка из Гибралтара, с которым у неё сложные отношения.
  • Моряк не жаждет быть найденным, что делает его поиски бессмысленными.

Символизм поиска

32:42
  • Анна тратит гигантское состояние на бессмысленный поиск.
  • Моряк из Гибралтара имеет меняющуюся внешность, что усложняет его поиск.
  • Возможно, это символизирует вечный поиск истины или смысла жизни.

Экзистенциализм и поиск смысла жизни

36:29
  • Экзистенциалисты, такие как Сартр, обсуждают вечную погоню за смыслом жизни.
  • Люди растрачивают свой потенциал на ожидание и достижение целей, которые могут быть несущественными.
  • Важно, что поиск придает смысл жизни, даже если цель поиска неясна.

Любовь и божественное начало

38:29
  • Обсуждение любви и божественного начала как возможных трактовок.
  • Спектр трактовок широкий, включая пустоту и ничто.
  • Литература XX века часто затрагивает тему поиска неопределенного предмета и цели.

Фрагмент из книги "Благовещение"

40:16
  • Рассказчик долго сидит перед картиной "Благовещение" Боттичелли.
  • Ангел на картине изображен специфически, что вызывает у рассказчика размышления о шофере.
  • Ангел остается бесстрастным и сосредоточенным на своей миссии.

Размышления о произведении искусства

46:37
  • Рассказчик размышляет о том, что ангел на картине не взглянул ни на одного туриста за 400 лет.
  • Он не может понять, что в этом ангеле особенного, и решает продолжить жить.
  • Ангел воспринимается как проявление божественного и идеального, но его сущность ускользает при внимательном рассмотрении.

Напряжение и восприятие картины

48:24
  • Картина вызывает сильное напряжение у зрителя.
  • Ангел на картине изображен так, что от него трудно отвести глаза.
  • Боттичелли мастерски использовал эффекты, чтобы удерживать внимание зрителя.

Композиция и игра света

49:24
  • Ангел на картине не поворачивается, что создает ощущение, что он должен повернуться.
  • Игра света и ракурс ангела создают ощущение недостающей информации.
  • Зритель физически ощущает нехватку информации и не может отвести взгляд.

Идеал и божественное

51:26
  • Картина символизирует идеал и божественное, которые мы видим только частично.
  • Зритель постоянно стремится увидеть больше, но не может насытиться этим взглядом.
  • Жизнь и мир воспринимаются как однобоко прочитанные знаки, что создает ощущение недостатка информации.

Взгляд Марии и цепочка взглядов

53:23
  • Ангел смотрит на Марию, а Мария смотрит куда-то в сторону.
  • Картина создает цепочку взглядов, которая ведет за пределы реальности и возможностей человека.
  • Это путешествие взглядов не имеет конца и ведет к чему-то за пределами познаваемой реальности.

Восприятие искусства

55:47
  • Искусство и литература воспринимаются однобоко, как и человек.
  • Произведения искусства не могут ответить на все вопросы, так как они плоские и не могут повернуть голову.
  • Искусство размышляет о себе, но не может сказать что-то человеку.

Ожидание и реальность

56:41
  • Люди веками задают вопросы искусству, но не получают ответов.
  • Искусство и реальность не могут ответить на вопросы человека.
  • Человек, который ждет идеала, не живет, а просто ждет.

Начало жизни

57:39
  • Нужно перестать ждать и начать жить.
  • Герой романа ввязывается в кругосветное путешествие и историю с Анной.
  • Герой видит только Анну, как ангел, и его отношение к ней не определено.

Перемещение в роль ангела

58:32
  • Герой перемещается в роль ангела, приносящего весть.
  • Анна также смотрит в неизвестность, возможно, на моряка в своем воображении.
  • Герой и Анна оказываются в роли ангелов, смотрящих в неизвестность.

Игра зеркал

1:00:18
  • Человек пойман в игре картин, каждая из которых показывает одну сторону.
  • Эти стороны не складываются в цельную картину, а остаются фрагментами.
  • Картины показывают только оболочку реальности, оставляя неизвестным, что за ними.

Заключение

1:03:03
  • Возможно, человек видит только самого себя в зеркалах.
  • Разговор о Маргарет Дюрас завершен, следующий разговор будет о Гуте.