Лекция 10 | История зарубежной литературы XX века, 2 семестр | Юлиана Каминская | Лекториум

YOUTUBE · 25.11.2025 04:32

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему

0:02
  • Обсуждение малой прозы Картасова.
  • Цитата Картасова о разнице между новеллой и романом.
  • Примеры рассказов, которые "нокаутируют" читателя.

Рассказ "Менады"

1:06
  • Введение в тему рассказа "Менады".
  • Описание вакханок и их роли в мистериях Диониса.
  • Связь рассказа с дионисийским началом в искусстве.

Сюжет рассказа "Менады"

2:50
  • Описание юбилейного концерта дирижера в аргентинском городке.
  • Дирижер 25 лет приучал горожан к классической музыке.
  • Нарастание эмоций публики от растроганности до неистовства.

Финал рассказа

6:04
  • Публика начинает крушить инструменты и музыкантов.
  • Дирижера утаскивают в ложу.
  • Рассказ о сомнительности устоявшихся представлений о реальности.

Иллюзорность представлений

7:05
  • Традиционные представления о благотворном влиянии классической музыки.
  • Иллюзорность спасительной силы красоты.
  • Влияние Достоевского на Картасова.

Заключение

10:52
  • Важность художественного творчества для разрушения устоявшихся представлений.
  • Переход к обсуждению романа "Игра в классике".
  • Влияние рассказов на понимание романа.

Роман "Игра в классике"

12:47
  • "Игра в классике" как дело жизни Картасова.
  • Важность романа для Картасова.
  • Идентификация Картасова с центральной мужской фигурой в романе.

Введение в роман "Выигрыш"

14:15
  • Автор начинает с упоминания о сложности рассказа о романе.
  • Переход к обсуждению первого романа Картаса "Выигрыш" 1960 года.
  • Описание ситуации "Ноева ковчега" на корабле, где собираются представители разных слоев общества.

Правила игры и загадочность

15:53
  • Корабль отправляется в кругосветное путешествие как приз.
  • Случайность выбора выигравших создает ситуацию "Ноева ковчега".
  • На корабле действуют загадочные правила, которые не ясны даже команде.

Экстремальная ситуация и стратегии персонажей

17:39
  • Команда корабля ведет себя необъяснимо, что создает экстремальную ситуацию.
  • Загадка остается неразгаданной, как часто бывает в литературе второй половины XX века.
  • Главное в романе - поведение и стратегии персонажей в этой ситуации.

Аналогия с жизнью и экзистенциализм

19:23
  • Путешествие на корабле сравнивается с жизнью, где каждый человек "выиграл" свое место.
  • Экзистенциализм проявляется в выборе стратегии в условиях неопределенности.
  • Каждый персонаж воплощает свою стратегию, от трусости до борьбы.

Отчужденный рефлектирующий персонаж

23:06
  • Среди персонажей есть отчужденный рефлектирующий герой, который пытается объединить людей.
  • Его действия не приводят к единению, а лишь создают временную "окопную солидарность".
  • Персонаж остается недовольным результатами своих действий и переходит в следующий роман.

Переход к "Игре в классике"

25:03
  • Персонаж из "Выигрыша" превращается в Орасио Оливейру из "Игры в классике".
  • Оливейра сопротивляется вовлечению в деятельность, считая отказ от действия протестом.
  • Персонаж не может служить образцом для подражания и идентификации.

Традиционный персонаж

28:02
  • Традиционный персонаж должен быть положительным или иметь отчетливый пафос.
  • В данном случае персонаж отказывается от действий не только из протеста, но и из страха.
  • Он боится, что его действия ухудшат ситуацию.

Дурачество персонажа

29:00
  • Персонаж занимается дурачеством: гуляет с котом, разгадывает шарады, играет в слова.
  • Его дурачество одновременно смешное и серьезное.
  • Он дистанцируется от реальности через игру.

Игровая дистанция

30:55
  • Игровая дистанция позволяет ему не принимать устойчивые модели поведения.
  • Он не поддается иллюзии коллективных поступков и не впадает в злобное одиночество.
  • Его главная задача — быть носителем игры на житейском, эстетическом и философском уровнях.

Места работы персонажа

37:22
  • Персонаж работает в цирке, сумасшедшем доме и морге.
  • Эти места символизируют разные этапы жизни: детство — цирк, настоящее — сумасшедший дом, будущее — морг.
  • Они объединяются в метафору жизни, где каждое место имеет свое значение.

Абсурдисты и модели поведения

39:53
  • Обсуждение абсурдистов и их влияния.
  • Три модели поведения: цирк, сумасшедший дом и морг.
  • Эти модели ограничивают жизнь человека.

Цирк, сумасшедший дом и морг

40:49
  • Цирк как игра в дурачество.
  • Сумасшедший дом как реальность бреда.
  • Морг как итог, исключающий комическое и трагическое.

Манипуляции и свобода

41:49
  • В цирке зритель является объектом манипуляций.
  • В сумасшедшем доме и морге человек также является объектом манипуляций.
  • Эти места связаны с манипуляциями и свободой.

Маргинальные сферы

43:14
  • Цирк, сумасшедший дом и морг как маргинальные сферы.
  • Эти сферы интернациональны и консервативны.
  • Они позволяют узнать о человеке то, что он старается игнорировать.

Поиск центра

44:58
  • Оливейра ищет центр, удаляясь от приземленного бытия.
  • Он стремится к гармонии и единению с другими людьми.
  • Центр остается непонятным и неопределенным.

Магия и посредничество

47:53
  • Мага как посредник в поиске центра.
  • Магия как искусство посредничества и связи с иным миром.
  • Центр как точка гармонии и равновесия.

Духовность и фанатизм

49:26
  • Духовность, не запятнанная кровью и фальшью.
  • Фанатизм и фальшь как крайности.
  • Человек находится на перепутье между этими полюсами.

Религия и духовность

52:21
  • Религия как история духовности.
  • Фанатичное следование идеям приводит к духовному запятнанию кровью.
  • Анти-фанатичное движение приводит к фальши.

Трактовка произведений

53:22
  • Религия не существует, но это можно трактовать по-разному.
  • Важно оставлять элементы неопределенности в трактовке текстов.
  • Трактовка должна быть индивидуальной, а не навязываемой.

Идеал и гармония

54:18
  • Человек стремится к идеалу, но не может его достичь.
  • Идеал является недостижимой точкой гармонии.
  • Картасов связан с романтиками, ищущими идеал.

Романтическая традиция

55:18
  • Традиция поиска идеала через литературу.
  • Примеры из литературы: "Путешествие к голубому цветку" и "Синяя птица".
  • Картасов как нео-романтический автор.

Идеал у Картасова

56:13
  • Идеал у Картасова специфичен и не совсем совершенен.
  • Посредники, ведущие к идеалу, сами несовершенны.
  • Пример: Мага, необразованная и страдающая от своей необразованности.

Мага и её роль

57:10
  • Мага как посредник, но сама несовершенна.
  • Мага плохая мать, её ребенок умирает из-за её глупости.
  • Мага напоминает образ Девы Марии, но её действия сомнительны.

Двойственность и сложность

59:37
  • Мага как сомнительный посредник.
  • Литература второй половины XX века отказывается быть святой.
  • Персонаж стремится к цели, но не может её достичь.

Оливера и его путь

1:00:34
  • Оливера перепрыгивает из одной ситуации в другую.
  • Развитие персонажа отсутствует, хронология нарушена.
  • Оливера знакомится с Магой и её сыном, но не может проникнуться к Маге.

Пола и её роль

1:03:42
  • Пола как персонаж, похожий на Магу, но с онкологическим заболеванием.
  • Пола также ведет к совершенству, но с внутренней проблемой.
  • Любовные отношения Оливеры и Полы не складываются.

Завершение сюжета

1:04:54
  • Мага знает о существовании Полы, сын Маги умирает.
  • Оливера уходит от Маги, что усложняет идентификацию с персонажем.
  • Роман не позволяет использовать его как традиционное произведение.

Утопление Мага и переезд Оливейры

1:06:06
  • Мага, вероятно, утопилась в Сене.
  • Оливейра уезжает из Парижа в Буэнос-Айрес.
  • В Буэнос-Айресе он сближается с другом по имени Тревел.

Новая история Оливейры и Талиты

1:07:05
  • Оливейра знакомится с Талитой, женой его друга.
  • У Талиты нет комплексов, но есть другая проблема.
  • Оливейра видит в Талите Магу и испытывает желание выпрыгнуть из окна.

Оливейра и его болезнь

1:09:19
  • Оливейра не совершает самоубийство, но заболевает.
  • Его выхаживает другая женщина, которую он видит расплывчато.
  • В романе не обозначена смерть Оливейры, и Мага также исчезает.

Отсутствие линейного развития в сюжете

1:11:50
  • В романе нет экшена и линейного развития.
  • Персонажи не переживают трансформаций, их ситуации не меняются.
  • Сюжет разрознен и не имеет причинно-следственных связей.

нелинейное чтение и структура романа

1:13:40
  • Роман можно читать в любом порядке, не обязательно с первой главы до последней.
  • В тексте есть нумерация глав, что позволяет читать их по цифровому коду.
  • Важная бумажка с названием кафе в Буэнос-Айресе упоминается в романе.

Чтение романа по цифровому коду

1:15:13
  • Роман можно читать по цифровому коду, что не изменит его содержание.
  • Чтение по цифровому коду меняет порядок глав, но не содержание.
  • Роман "Игра в классики" Кортеса можно читать в любом порядке, и он не потеряет своей сути.

Движение к совершенству

1:16:06
  • Движение к идеалу невозможно по прямой.
  • Даже двигаясь не по прямой, невозможно достичь совершенства.
  • В романе "Игра в классики" есть повторяющиеся элементы, что создает ощущение замкнутости.

Структура романа

1:17:01
  • Роман напечатан с указанием следующей главы в конце каждой.
  • Чтение по цифровому коду позволяет читать роман бесконечно, как заезженную пластинку.
  • Первоначальное название романа было "Мандала".

Мандала и медитация

1:19:09
  • Мандала - это орнамент, используемый в индуизме для медитации.
  • Мандала помогает сосредоточиться и медитировать, не отвлекаясь.
  • Первоначальное название романа "Игра в классики" было "Мандала", но автор отказался от него.

Обсуждение названия

1:21:16
  • В следующий раз будет обсуждаться, почему автор отказался от названия "Мандала".
  • "Игра в классики" лучше передает суть романа, чем "Мандала".