Введение в тему 0:02 Обсуждение малой прозы Картасова. Цитата Картасова о разнице между новеллой и романом. Примеры рассказов, которые "нокаутируют" читателя.
Рассказ "Менады" 1:06 Введение в тему рассказа "Менады". Описание вакханок и их роли в мистериях Диониса. Связь рассказа с дионисийским началом в искусстве.
Сюжет рассказа "Менады" 2:50 Описание юбилейного концерта дирижера в аргентинском городке. Дирижер 25 лет приучал горожан к классической музыке. Нарастание эмоций публики от растроганности до неистовства.
Финал рассказа 6:04 Публика начинает крушить инструменты и музыкантов. Дирижера утаскивают в ложу. Рассказ о сомнительности устоявшихся представлений о реальности.
Иллюзорность представлений 7:05 Традиционные представления о благотворном влиянии классической музыки. Иллюзорность спасительной силы красоты. Влияние Достоевского на Картасова.
Заключение 10:52 Важность художественного творчества для разрушения устоявшихся представлений. Переход к обсуждению романа "Игра в классике". Влияние рассказов на понимание романа.
Роман "Игра в классике" 12:47 "Игра в классике" как дело жизни Картасова. Важность романа для Картасова. Идентификация Картасова с центральной мужской фигурой в романе.
Введение в роман "Выигрыш" 14:15 Автор начинает с упоминания о сложности рассказа о романе. Переход к обсуждению первого романа Картаса "Выигрыш" 1960 года. Описание ситуации "Ноева ковчега" на корабле, где собираются представители разных слоев общества.
Правила игры и загадочность 15:53 Корабль отправляется в кругосветное путешествие как приз. Случайность выбора выигравших создает ситуацию "Ноева ковчега". На корабле действуют загадочные правила, которые не ясны даже команде.
Экстремальная ситуация и стратегии персонажей 17:39 Команда корабля ведет себя необъяснимо, что создает экстремальную ситуацию. Загадка остается неразгаданной, как часто бывает в литературе второй половины XX века. Главное в романе - поведение и стратегии персонажей в этой ситуации.
Аналогия с жизнью и экзистенциализм 19:23 Путешествие на корабле сравнивается с жизнью, где каждый человек "выиграл" свое место. Экзистенциализм проявляется в выборе стратегии в условиях неопределенности. Каждый персонаж воплощает свою стратегию, от трусости до борьбы.
Отчужденный рефлектирующий персонаж 23:06 Среди персонажей есть отчужденный рефлектирующий герой, который пытается объединить людей. Его действия не приводят к единению, а лишь создают временную "окопную солидарность". Персонаж остается недовольным результатами своих действий и переходит в следующий роман.
Переход к "Игре в классике" 25:03 Персонаж из "Выигрыша" превращается в Орасио Оливейру из "Игры в классике". Оливейра сопротивляется вовлечению в деятельность, считая отказ от действия протестом. Персонаж не может служить образцом для подражания и идентификации.
Традиционный персонаж 28:02 Традиционный персонаж должен быть положительным или иметь отчетливый пафос. В данном случае персонаж отказывается от действий не только из протеста, но и из страха. Он боится, что его действия ухудшат ситуацию.
Дурачество персонажа 29:00 Персонаж занимается дурачеством: гуляет с котом, разгадывает шарады, играет в слова. Его дурачество одновременно смешное и серьезное. Он дистанцируется от реальности через игру.
Игровая дистанция 30:55 Игровая дистанция позволяет ему не принимать устойчивые модели поведения. Он не поддается иллюзии коллективных поступков и не впадает в злобное одиночество. Его главная задача — быть носителем игры на житейском, эстетическом и философском уровнях.
Места работы персонажа 37:22 Персонаж работает в цирке, сумасшедшем доме и морге. Эти места символизируют разные этапы жизни: детство — цирк, настоящее — сумасшедший дом, будущее — морг. Они объединяются в метафору жизни, где каждое место имеет свое значение.
Абсурдисты и модели поведения 39:53 Обсуждение абсурдистов и их влияния. Три модели поведения: цирк, сумасшедший дом и морг. Эти модели ограничивают жизнь человека.
Цирк, сумасшедший дом и морг 40:49 Цирк как игра в дурачество. Сумасшедший дом как реальность бреда. Морг как итог, исключающий комическое и трагическое.
Манипуляции и свобода 41:49 В цирке зритель является объектом манипуляций. В сумасшедшем доме и морге человек также является объектом манипуляций. Эти места связаны с манипуляциями и свободой.
Маргинальные сферы 43:14 Цирк, сумасшедший дом и морг как маргинальные сферы. Эти сферы интернациональны и консервативны. Они позволяют узнать о человеке то, что он старается игнорировать.
Поиск центра 44:58 Оливейра ищет центр, удаляясь от приземленного бытия. Он стремится к гармонии и единению с другими людьми. Центр остается непонятным и неопределенным.
Магия и посредничество 47:53 Мага как посредник в поиске центра. Магия как искусство посредничества и связи с иным миром. Центр как точка гармонии и равновесия.
Духовность и фанатизм 49:26 Духовность, не запятнанная кровью и фальшью. Фанатизм и фальшь как крайности. Человек находится на перепутье между этими полюсами.
Религия и духовность 52:21 Религия как история духовности. Фанатичное следование идеям приводит к духовному запятнанию кровью. Анти-фанатичное движение приводит к фальши.
Трактовка произведений 53:22 Религия не существует, но это можно трактовать по-разному. Важно оставлять элементы неопределенности в трактовке текстов. Трактовка должна быть индивидуальной, а не навязываемой.
Идеал и гармония 54:18 Человек стремится к идеалу, но не может его достичь. Идеал является недостижимой точкой гармонии. Картасов связан с романтиками, ищущими идеал.
Романтическая традиция 55:18 Традиция поиска идеала через литературу. Примеры из литературы: "Путешествие к голубому цветку" и "Синяя птица". Картасов как нео-романтический автор.
Идеал у Картасова 56:13 Идеал у Картасова специфичен и не совсем совершенен. Посредники, ведущие к идеалу, сами несовершенны. Пример: Мага, необразованная и страдающая от своей необразованности.
Мага и её роль 57:10 Мага как посредник, но сама несовершенна. Мага плохая мать, её ребенок умирает из-за её глупости. Мага напоминает образ Девы Марии, но её действия сомнительны.
Двойственность и сложность 59:37 Мага как сомнительный посредник. Литература второй половины XX века отказывается быть святой. Персонаж стремится к цели, но не может её достичь.
Оливера и его путь 1:00:34 Оливера перепрыгивает из одной ситуации в другую. Развитие персонажа отсутствует, хронология нарушена. Оливера знакомится с Магой и её сыном, но не может проникнуться к Маге.
Пола и её роль 1:03:42 Пола как персонаж, похожий на Магу, но с онкологическим заболеванием. Пола также ведет к совершенству, но с внутренней проблемой. Любовные отношения Оливеры и Полы не складываются.
Завершение сюжета 1:04:54 Мага знает о существовании Полы, сын Маги умирает. Оливера уходит от Маги, что усложняет идентификацию с персонажем. Роман не позволяет использовать его как традиционное произведение.
Утопление Мага и переезд Оливейры 1:06:06 Мага, вероятно, утопилась в Сене. Оливейра уезжает из Парижа в Буэнос-Айрес. В Буэнос-Айресе он сближается с другом по имени Тревел.
Новая история Оливейры и Талиты 1:07:05 Оливейра знакомится с Талитой, женой его друга. У Талиты нет комплексов, но есть другая проблема. Оливейра видит в Талите Магу и испытывает желание выпрыгнуть из окна.
Оливейра и его болезнь 1:09:19 Оливейра не совершает самоубийство, но заболевает. Его выхаживает другая женщина, которую он видит расплывчато. В романе не обозначена смерть Оливейры, и Мага также исчезает.
Отсутствие линейного развития в сюжете 1:11:50 В романе нет экшена и линейного развития. Персонажи не переживают трансформаций, их ситуации не меняются. Сюжет разрознен и не имеет причинно-следственных связей.
нелинейное чтение и структура романа 1:13:40 Роман можно читать в любом порядке, не обязательно с первой главы до последней. В тексте есть нумерация глав, что позволяет читать их по цифровому коду. Важная бумажка с названием кафе в Буэнос-Айресе упоминается в романе.
Чтение романа по цифровому коду 1:15:13 Роман можно читать по цифровому коду, что не изменит его содержание. Чтение по цифровому коду меняет порядок глав, но не содержание. Роман "Игра в классики" Кортеса можно читать в любом порядке, и он не потеряет своей сути.
Движение к совершенству 1:16:06 Движение к идеалу невозможно по прямой. Даже двигаясь не по прямой, невозможно достичь совершенства. В романе "Игра в классики" есть повторяющиеся элементы, что создает ощущение замкнутости.
Структура романа 1:17:01 Роман напечатан с указанием следующей главы в конце каждой. Чтение по цифровому коду позволяет читать роман бесконечно, как заезженную пластинку. Первоначальное название романа было "Мандала".
Мандала и медитация 1:19:09 Мандала - это орнамент, используемый в индуизме для медитации. Мандала помогает сосредоточиться и медитировать, не отвлекаясь. Первоначальное название романа "Игра в классики" было "Мандала", но автор отказался от него.
Обсуждение названия 1:21:16 В следующий раз будет обсуждаться, почему автор отказался от названия "Мандала". "Игра в классики" лучше передает суть романа, чем "Мандала".