Лекция 13 | История зарубежной литературы XX века, 2 семестр | Юлиана Каминская | Лекториум

YOUTUBE · 25.11.2025 04:32

Ключевые темы и таймкоды

Новый роман и эксперимент романистов

0:02
  • Обсуждение нового романа в контексте работ Алена Роб-Грийе и Натальи Сород.
  • Эксперимент новых романистов направлен на разрушение традиционных повествовательных инстанций.
  • Первый шаг — уничтожение всезнающего рассказчика как главной повествовательной инстанции, так как он вызывает доверие у читателя.

Отказ от действия

1:01
  • Второй шаг — отказ от действия и логических структур, которые не вызывают доверия у новых романистов.
  • Логические связи и причинно-следственные отношения считаются слишком рассудочными и подозрительными.
  • Реальность сложнее любых схем, поэтому новые романисты избегают чёткого представления действия и причинно-следственных связей.

Уничтожение героя

1:57
  • Третий шаг — уничтожение героя как такового и замена его антигероем.
  • Для понимания антигероя необходимо сначала определить, кто такой герой.
  • Подчёркивается сложность и неоднозначность этого вопроса.

Определение героя

2:45
  • Герой — центральный или один из центральных персонажей в произведении.
  • До середины XIX века герои были распространены в литературе.
  • Герой должен воплощать позитивное начало и идеалы своего времени.

Функции положительного героя

3:34
  • Положительный герой помогает автору сформулировать и продемонстрировать свои представления о позитивном.
  • Литература использует героев для выполнения дидактической и пророческой функций.
  • Положительный пример помогает поучать и предостерегать.

Деятельный персонаж

5:26
  • Герой должен быть деятельным, чтобы действие в произведении развивалось.
  • Малоподвижный персонаж не подходит для центральных ролей.
  • Деятельный герой помогает создать иллюзию и художественный мир.

Эволюция героев в литературе

6:21
  • С конца XVIII — начала XIX веков количество героев в литературе уменьшается.
  • К середине XIX века героев становится всё меньше.
  • Тривиальная литература остаётся основной средой обитания героев.

Герои в популярной литературе

8:24
  • В популярной литературе герои выполняют развлекательную и терапевтическую функции.
  • Наблюдение за героем позволяет читателю отвлечься от реальности и почувствовать себя лучше.
  • Терапевтическая функция помогает справляться со стрессом.

Герои в пропагандистской литературе

11:52
  • В соцреализме герои используются для выполнения пропагандистской функции.
  • Пропагандистские истины вкладываются в уста героев.
  • Тоталитарные режимы используют героев для идеологического давления.

Герои в высокой литературе

14:49
  • Во второй половине XIX века и в XX веке высокая литература старается обходиться без героев.
  • Исключением является соцреализм.
  • Лирика и поэзия более разнообразны и сложнее поддаются обобщению.

Вымирание героев в высокой литературе

15:51
  • В высокой литературе герой постепенно вымирает.

Эволюция литературных героев

16:00
  • Центральные персонажи в произведениях становятся менее идеальными.
  • Положительность героев подвергается сомнению.
  • Герои перестают быть образцами для подражания.

«Страдания юного Вертера» Гёте

16:56
  • Произведение написано в 1770-х годах.
  • Вертер не является деятельным героем, его действия ограничены письмами.
  • Гёте задумывал Вертера как «дверь» в мир чувств, а не как образец для подражания.

Восприятие Вертера читателями

20:51
  • Читатели воспринимают Вертера как симпатичного персонажа.
  • Подражание Вертеру приводит к волне самоубийств среди молодёжи.
  • История вошла в историю как «вертеровское недоразумение».

Тенденции в литературе

23:49
  • Проблемы с положительностью и активностью героев нарастают.
  • Примеры из русской литературы: «Герой нашего времени», «Евгений Онегин», «Обломов».
  • Утрата центральности героев в произведениях XX века.

Появление антигероев

27:53
  • Герои постепенно исчезают из литературы.
  • Их место занимают антигерои — персонажи, не похожие на людей.
  • Антигерои занимают место героев с большой буквы во второй половине XX века.

Введение в тему

29:19
  • Автор сравнивает себя с марионеткой, которая разговаривает за героя.
  • Подчёркивается, что традиционные романы используют персонажей как посредников для общения с читателями.
  • Новые романисты считают такой подход неэффективным и ищут более непосредственные способы коммуникации.

Критика традиционных романов

30:27
  • Новые романисты считают, что использование персонажей-посредников делает коммуникацию с читателями странной и неискренней.
  • Традиционные романы второй половины XX века теряют доверие читателей.

Характеристики традиционного персонажа

31:14
  • Традиционный персонаж имеет чёткие характеристики: прошлое, будущее, характер, привычки.
  • Новые романисты считают эти характеристики фальшивыми и приевшимися.

Новые подходы в литературе

33:06
  • Натали Саррот предлагает пренебречь традиционными характеристиками персонажей.
  • Центр тяжести повествования перемещается на внутренние переживания автора.

Внутренний мир автора

34:05
  • Автор описывает «закутки души», позволяя читателям заглянуть в свой внутренний мир.
  • Пример Роб Грийе: использование абстрактного взгляда персонажа для восприятия мира.

Антигерой и его особенности

35:05
  • Антигерой — это персонаж без чётких очертаний, напоминающий тень самого себя.
  • Границы между персонажами становятся размытыми, создавая ощущение неопределённости.

Автор как главный герой

38:02
  • Автор занимает главенствующую позицию в романе, раскрывая свой внутренний мир.
  • Тенденция к непосредственному контакту с читателями через внутренний мир автора.

Примеры из литературы

40:16
  • Упоминаются произведения Фолкнера и Вирджинии Вулф как примеры размытых границ между персонажами.
  • В «Миссис Рэмзи и Лили Брик» границы между персонажами относительны, что подчёркивает сложность и хитрость литературного мира.

Изменение персонажей в литературе

42:09
  • Второстепенные персонажи могут меняться от романа к роману, сохраняя при этом своё имя.
  • Восприятие персонажей зависит от состояния духа и настроения читателя.
  • Границы между персонажами могут быть размыты, если они воспринимаются через призму восприятия Марселя.

Замена героя антигероем

43:21
  • Замена героя антигероем позволяет автору более напрямую общаться с читателем.
  • Коммуникация между автором и читателем становится более беспрепятственной.
  • Однако беспрепятственной коммуникации не бывает в принципе.

Связь романной реальности с реальностью читателя

44:19
  • Романная реальность может не совпадать с окружающей реальностью читателя.
  • Внутренняя реальность автора может иметь связь с внутренней реальностью читателя.
  • При внимательном чтении можно обнаружить эту связь.

Соприкосновение внутренних миров

46:14
  • В определённые моменты чтения внутренний мир писателя и читателя могут соприкоснуться.
  • Это позволяет обнаружить общие черты между разными людьми.
  • Новый роман может высветить универсальную сущность человеческого бытия.

Невидимые вещи в новом романе

49:43
  • Новый роман делает невидимые вещи более видимыми.
  • Цель новых романистов — показать то, что нельзя выразить словами.
  • Средства романа отличаются от средств театра абсурда.

Общие черты художественных миров новых романистов

51:01
  • В художественных мирах новых романистов не действуют законы пространства и времени.
  • Традиционные законы пространства и времени нужны для развёртывания действия.
  • Отсутствие последовательного течения времени и причинно-следственных связей приводит к отсутствию традиционного действия.

Сравнение с другими жанрами

52:47
  • Новые романы напоминают театр абсурда и латиноамериканский роман.
  • В этих жанрах также не действуют привычные законы пространства и времени.

Дистанцирование сфер явлений и смыслов

53:14
  • В новом романе сфера явлений и сфера смыслов отдаляются друг от друга.
  • Явления представлены без закреплённых смыслов, что создаёт разрыв между поверхностью и глубиной.
  • Читатели должны сами приписывать значения явлениям, заполняя этот разрыв.

Роль читателя в восприятии текста

54:31
  • Читатели активно трактуют текст, приписывая явлениям значения.
  • Неправильное трактование может привести к равнодушию к тексту.
  • Литература имитирует ситуацию человека в мире, где явления не имеют закреплённых смыслов.

Отсутствие иерархий в художественном мире

57:23
  • Художественные миры новых романов не содержат иерархий и схем.
  • Литература перестаёт упорядочивать мир и делать вид, что в нём есть иерархия.
  • Реальность сложнее любых схем, и литература пытается изжить эти схемы.

Очищение литературы от политики и идеологии

59:54
  • Новые романисты очищают литературу от политики, морали и идеологии.
  • Литература отказывается давать рецепты правильной жизни и поучать читателей.
  • Гражданская позиция писателя не должна влиять на его литературное творчество.

Отказ от развлекательной функции

1:04:24
  • Новые романы не развлекают читателя иллюзиями.
  • Литература имеет другие задачи, отличные от развлечения.
  • Примеры таких авторов: Роб Грие и Натали Саррот.

Заключение

1:05:11
  • Литература не намеревается поучать, упорядочивать мир или развлекать.
  • Её цель — познание мира через искусство.

Саморефлексия в литературе

1:05:34
  • Литература стремится осознать себя и свою роль, сравнивая себя с традиционными произведениями.
  • Пример саморефлексии — приём «книга в книге», как в романе Натальи Сорок «Золотые плоды».
  • Литература рассматривается как общение между людьми.

Пример «книги в книге»

1:06:34
  • Роман «Золотые плоды» Натальи Сорок повествует о книге придуманного писателя Брие.
  • Книга Брие также называется «Золотые плоды», что подчёркивает саморефлексию литературы.

Цель нового романа

1:08:24
  • Новый роман стремится к познанию мира, а не к развлечению.
  • Чистое познание мира без идеологических схем — цель такого рода литературы.
  • Искусство должно быть способом познания, а не просто созданием прекрасных объектов.

Познание через литературу

1:10:02
  • Художественная литература позволяет познать мир, недоступный другим способам.
  • Проза новых романистов сродни поэзии, возвращая реальность к жизни.
  • Литературное творчество — процесс коллективного познания.

Цитата Роб Грие

1:12:46
  • Задача современного романиста — понять, что мир не значен и не абсурден, а просто существует.
  • Явления мира не имеют фиксированных значений, их интерпретируют люди.
  • Новые романисты отказываются от бинарных схем и иерархических структур.

Аналогия с «Щелкунчиком»

1:15:24
  • «Щелкунчик» иллюстрирует, как фантазия может преобразить реальность.
  • Новые романисты хотят показать мир таким, какой он есть, без предварительных интерпретаций.
  • Писатели предлагают «щелкунчиков», которые не превращены заранее в принцев или монстров.

Заключение

1:18:17
  • В следующий раз планируется обсуждение текстов Натальи Сорок и Роб Грие.
  • Цель — глубже понять новые романы через анализ текстов.