Лекция 15 | История зарубежной литературы XX века, 2 семестр | Юлиана Каминская | Лекториум

YOUTUBE · 25.11.2025 04:32

Ключевые темы и таймкоды

Введение в роман "Золотые плоды"

0:02
  • Обсуждение романа Натали Саррот "Золотые плоды".
  • Подозрение, что роман сложнее, чем кажется на первый взгляд.
  • Решение вчитаться в роман более глубоко.

Ожидания от чтения

1:02
  • Призыв следить за своими ожиданиями при чтении.
  • Чтение первых строчек романа.

Первые впечатления от текста

1:29
  • Обсуждение первых строк романа.
  • Ожидание описания внешности персонажей.

Разочарование в ожиданиях

2:28
  • Персонажи не описаны, внешность не раскрывается.
  • Ожидание диалога и узнавания персонажей не удовлетворяется.

Традиционные ожидания от литературы

3:24
  • Ожидание зрительных ассоциаций и создания образов.
  • Традиционная литература создает "кино в голове".

"Золотые плоды" и традиционные ожидания

4:20
  • Роман "Золотые плоды" не удовлетворяет традиционные ожидания.
  • Текст не позволяет создать "кино в голове".

Роль рассказчика

5:19
  • Ожидание появления рассказчика.
  • Рассказчик как литературная ипостась автора.

Изменения в роли автора

7:01
  • В XX веке роль автора и рассказчика претерпевает изменения.
  • Автор утрачивает свое прежнее влияние.

Примеры из литературы

8:55
  • Примеры из литературы, где рассказчик прячется или отсутствует.
  • Вирджиния Вулф и ее роман "На маяк".
  • Фолкнер и его рассказы с несколькими рассказчиками.

Ирония и всезнающий повествователь

10:00
  • Пример из русской литературы: Саша Черный и его ироническое отношение к всезнающему повествователю.
  • Сложности с доминирующей точкой зрения в литературе.

Определение романа по Жан-Полю Сартру

10:55
  • Роман как событие, изложенное с разных точек зрения.
  • Примеры из литературы: Хаксли, Фаулз, Манн.

Идеальный новый роман

11:53
  • Отсутствие доминирующего повествователя.
  • Сложности с внешним восприятием и внешностью персонажей.

Записи и мысли в романе

12:54
  • Роман состоит из записей разговоров и становящихся мыслей.
  • Мысли и ощущения в процессе становления, а не сформированные.

Внутренний мир персонажей

13:33
  • Мысли и ощущения не имеют отчетливости, остаются обрывками.
  • Персонажи равноправны, у каждого свой внутренний мир и правда.

Сомнительность мнений

15:07
  • Каждое суждение о книге "Золотые плоды" сомнительно.
  • Нет реальной книги для сверки мнений, что усиливает подозрение.

Палитра мнений

16:03
  • Многообразие мнений о книге, их сомнительность и несущественность.
  • Персонажи показаны изнутри, внешность не показана.

Субъективность восприятия

17:02
  • Человек видит себя изнутри, не видя отчетливого контура.
  • Все окрашено индивидуальными красками воспринимающего.

Исчезновение границ

18:43
  • Границы между персонажами и миром исчезают.
  • Мир воспринимается как проекция собственного "я".

Внутренний мир персонажей

19:43
  • Внутренний мир персонажей как арена борьбы подсознательных влечений и переживаний.
  • Хаос ощущений и обрывков мыслей составляет ткань романа.

Внутренний и внешний мир

20:11
  • Внутренний мир человека подвижен и динамичен.
  • Внешний взгляд заставляет внутренний мир застывать.
  • Под воздействием чужого взгляда человек становится неподвижным.

Подмена внутреннего мира

21:08
  • Внешний взгляд подменяет психологические процессы социальными ролями.
  • Вместо драм внутреннего мира окружающие видят одну причину поведения.
  • Внутренний мир человека многомерен и не поддается однозначной оценке.

Оценка человека

23:03
  • Внешний взгляд убивает движение внутреннего мира.
  • Окружающие оценивают человека по законам литературы, приписывая действия определенным причинам.
  • Наталья Сорока пытается отразить внутренний мир человека до его застывания.

Описания внешности в романе

23:58
  • В романе есть три описания внешности, но они странные и субъективные.
  • Два описания совмещены, одно отдельное.
  • Описания не передают объективную реальность, а скорее субъективное восприятие.

Странность описаний

25:04
  • Первое описание: худой, костистый, похож на старое дерево.
  • Второе описание: тяжелый, тучный, как бурдюк с вином.
  • Описания содержат много сравнений и метафор, но не передают объективную внешность.

Внутренний мир и внешность

28:04
  • Описания больше говорят о внутреннем мире, чем о внешности.
  • Процесс застывания внутреннего мира только начинается.
  • Внешний мир еще не полностью застыл, что подчеркивает динамику внутреннего мира.

Третье описание внешности

28:58
  • Третье описание внешности появляется на 78-й странице.
  • Наталья Сорока как бы подсмеивается над ожиданиями читателей.
  • Описание внешности наконец-то появляется, но оно не передает четкой картины.

Описание внешности

29:43
  • Большинство читателей уже устали ждать описания внешности.
  • Оставшиеся читатели получат описание на 78-й странице.
  • Описание внешности женщины: светлые глаза, пристальный взгляд, легкая улыбка.

Взаимопонимание

30:45
  • Женщина видит тайник и владеет талисманом.
  • Ее взгляд успокаивает, они понимают друг друга.
  • Другие люди живут в уединении, но их становится больше.

Ирония и описание

32:30
  • Описание внешности женщины иронично.
  • Это единственное описание женщины в книге.
  • Описание природы в романе отражает внутренний мир персонажей.

Традиционная литература

34:26
  • Традиционная литература также использовала описания природы для отражения внутреннего мира.
  • Примеры: "Страдания юного Вертера", "Вадим" Лермонтова.

Ландшафт внутреннего мира

35:27
  • Ландшафт в романе не существует в природе, это фантомный ландшафт.
  • Ландшафт помогает отразить процессы внутреннего мира.

Язык и речь

36:23
  • Роман о внутреннем мире человека и языке.
  • Пример с французской грамматической конструкцией "импорфед зуб ж ти".

Описание грамматической конструкции

37:54
  • Грамматическая конструкция описана как персонаж с напудренным париком и парчовым платьем.
  • Язык превращается в персонажа, а не внешний мир.

Слова как персонажи

40:29
  • Слова подвергаются описанию, обретают наглядность.
  • Пример: слова кружатся вокруг человека, воспринимаясь как шелест страниц.

Мир языка и его границы

41:24
  • Роман о мире языка, речи и словах.
  • Слова не похожи на мир, который они обозначают.
  • Пример: название города на дорожном знаке не похоже на сам город.

Беспомощность языка

42:23
  • Язык может лишь слегка обозначить реальность.
  • Слова часто бедные и затертые.
  • Литература также беспомощна в поиске слов.

Литература и её представления

43:23
  • Литература ищет слова, но не всегда находит их.
  • Книга "Золотые плоды" обсуждает разные представления о литературе.
  • Нет абсолютной иерархии мнений о литературе.

Критика книги "Золотые плоды"

44:48
  • Книгу критикуют за традиционность и новизну.
  • Автор демонстрирует спектр представлений о литературе.
  • Роман заканчивается монологом, обращенным к книге "Золотые плоды".

Монолог и восприятие человеческого "я"

46:46
  • Монолог о человеке как центре вселенной.
  • Образ человека смещен и снесен в современном обществе.
  • Человек пойман в игре зеркал и своих желаний.

Золотые плоды и их значение

50:20
  • Человек превращает всё в золотые плоды, но сам оказывается заперт в этом мире.
  • Античное наследие приобретает новые облики в современной литературе.
  • Человек не может вырваться из мира собственных желаний.

Ток от золотых плодов

52:27
  • От золотых плодов идет ток, приковывающий человека к месту.
  • Люди смотрят с жалостью, но никто не может помочь.
  • Знание множит вопросы, но не дает ответов.

Цепь дураков

54:28
  • Делиться знанием равно делиться глупостью.
  • Люди связаны общими представлениями и стереотипами.
  • Невозможно отказаться от этих стереотипов, несмотря на желание.

Сила стереотипов

55:32
  • Стереотипы и клише приваривают людей друг к другу.
  • Отрешиться от стереотипов невозможно.
  • Страх перед изменением мешает людям помогать другим.

Платные плоды

56:32
  • Люди тянутся к платным плодам, но после их получения не могут отпустить.
  • Помощь другим может затянуть в болото стереотипов.
  • Стереотипы невозможно побороть, но литература может помочь в этом.

Критика и утопия

57:26
  • Литература может помочь отцепиться от стереотипов.
  • Даже маленькая сфера свободного мышления прекрасна.
  • Утопия и критика утопии сосуществуют в одном тексте.

Наталья Срод

59:19
  • Наталья Срод продолжает писать с узнаваемой манерой.
  • Ее книги требуют напряжения от читателя.
  • Помимо романов, она пишет пьесы, часто для радио.

Рекомендация

1:00:32
  • Рекомендуется подружиться с творчеством Натальи Срод.
  • Начать можно с "Золотых плодов".
  • Завершение обсуждения и анонс следующего разговора о Маргарит Дюрас.