Введение в роман "Золотые плоды" 0:02 Обсуждение романа Натали Саррот "Золотые плоды". Подозрение, что роман сложнее, чем кажется на первый взгляд. Решение вчитаться в роман более глубоко.
Ожидания от чтения 1:02 Призыв следить за своими ожиданиями при чтении. Чтение первых строчек романа.
Первые впечатления от текста 1:29 Обсуждение первых строк романа. Ожидание описания внешности персонажей.
Разочарование в ожиданиях 2:28 Персонажи не описаны, внешность не раскрывается. Ожидание диалога и узнавания персонажей не удовлетворяется.
Традиционные ожидания от литературы 3:24 Ожидание зрительных ассоциаций и создания образов. Традиционная литература создает "кино в голове".
"Золотые плоды" и традиционные ожидания 4:20 Роман "Золотые плоды" не удовлетворяет традиционные ожидания. Текст не позволяет создать "кино в голове".
Изменения в роли автора 7:01 В XX веке роль автора и рассказчика претерпевает изменения. Автор утрачивает свое прежнее влияние.
Примеры из литературы 8:55 Примеры из литературы, где рассказчик прячется или отсутствует. Вирджиния Вулф и ее роман "На маяк". Фолкнер и его рассказы с несколькими рассказчиками.
Ирония и всезнающий повествователь 10:00 Пример из русской литературы: Саша Черный и его ироническое отношение к всезнающему повествователю. Сложности с доминирующей точкой зрения в литературе.
Определение романа по Жан-Полю Сартру 10:55 Роман как событие, изложенное с разных точек зрения. Примеры из литературы: Хаксли, Фаулз, Манн.
Идеальный новый роман 11:53 Отсутствие доминирующего повествователя. Сложности с внешним восприятием и внешностью персонажей.
Записи и мысли в романе 12:54 Роман состоит из записей разговоров и становящихся мыслей. Мысли и ощущения в процессе становления, а не сформированные.
Внутренний мир персонажей 13:33 Мысли и ощущения не имеют отчетливости, остаются обрывками. Персонажи равноправны, у каждого свой внутренний мир и правда.
Сомнительность мнений 15:07 Каждое суждение о книге "Золотые плоды" сомнительно. Нет реальной книги для сверки мнений, что усиливает подозрение.
Палитра мнений 16:03 Многообразие мнений о книге, их сомнительность и несущественность. Персонажи показаны изнутри, внешность не показана.
Субъективность восприятия 17:02 Человек видит себя изнутри, не видя отчетливого контура. Все окрашено индивидуальными красками воспринимающего.
Исчезновение границ 18:43 Границы между персонажами и миром исчезают. Мир воспринимается как проекция собственного "я".
Внутренний мир персонажей 19:43 Внутренний мир персонажей как арена борьбы подсознательных влечений и переживаний. Хаос ощущений и обрывков мыслей составляет ткань романа.
Внутренний и внешний мир 20:11 Внутренний мир человека подвижен и динамичен. Внешний взгляд заставляет внутренний мир застывать. Под воздействием чужого взгляда человек становится неподвижным.
Подмена внутреннего мира 21:08 Внешний взгляд подменяет психологические процессы социальными ролями. Вместо драм внутреннего мира окружающие видят одну причину поведения. Внутренний мир человека многомерен и не поддается однозначной оценке.
Оценка человека 23:03 Внешний взгляд убивает движение внутреннего мира. Окружающие оценивают человека по законам литературы, приписывая действия определенным причинам. Наталья Сорока пытается отразить внутренний мир человека до его застывания.
Описания внешности в романе 23:58 В романе есть три описания внешности, но они странные и субъективные. Два описания совмещены, одно отдельное. Описания не передают объективную реальность, а скорее субъективное восприятие.
Странность описаний 25:04 Первое описание: худой, костистый, похож на старое дерево. Второе описание: тяжелый, тучный, как бурдюк с вином. Описания содержат много сравнений и метафор, но не передают объективную внешность.
Внутренний мир и внешность 28:04 Описания больше говорят о внутреннем мире, чем о внешности. Процесс застывания внутреннего мира только начинается. Внешний мир еще не полностью застыл, что подчеркивает динамику внутреннего мира.
Третье описание внешности 28:58 Третье описание внешности появляется на 78-й странице. Наталья Сорока как бы подсмеивается над ожиданиями читателей. Описание внешности наконец-то появляется, но оно не передает четкой картины.
Описание внешности 29:43 Большинство читателей уже устали ждать описания внешности. Оставшиеся читатели получат описание на 78-й странице. Описание внешности женщины: светлые глаза, пристальный взгляд, легкая улыбка.
Взаимопонимание 30:45 Женщина видит тайник и владеет талисманом. Ее взгляд успокаивает, они понимают друг друга. Другие люди живут в уединении, но их становится больше.
Ирония и описание 32:30 Описание внешности женщины иронично. Это единственное описание женщины в книге. Описание природы в романе отражает внутренний мир персонажей.
Традиционная литература 34:26 Традиционная литература также использовала описания природы для отражения внутреннего мира. Примеры: "Страдания юного Вертера", "Вадим" Лермонтова.
Ландшафт внутреннего мира 35:27 Ландшафт в романе не существует в природе, это фантомный ландшафт. Ландшафт помогает отразить процессы внутреннего мира.
Язык и речь 36:23 Роман о внутреннем мире человека и языке. Пример с французской грамматической конструкцией "импорфед зуб ж ти".
Описание грамматической конструкции 37:54 Грамматическая конструкция описана как персонаж с напудренным париком и парчовым платьем. Язык превращается в персонажа, а не внешний мир.
Слова как персонажи 40:29 Слова подвергаются описанию, обретают наглядность. Пример: слова кружатся вокруг человека, воспринимаясь как шелест страниц.
Мир языка и его границы 41:24 Роман о мире языка, речи и словах. Слова не похожи на мир, который они обозначают. Пример: название города на дорожном знаке не похоже на сам город.
Беспомощность языка 42:23 Язык может лишь слегка обозначить реальность. Слова часто бедные и затертые. Литература также беспомощна в поиске слов.
Литература и её представления 43:23 Литература ищет слова, но не всегда находит их. Книга "Золотые плоды" обсуждает разные представления о литературе. Нет абсолютной иерархии мнений о литературе.
Критика книги "Золотые плоды" 44:48 Книгу критикуют за традиционность и новизну. Автор демонстрирует спектр представлений о литературе. Роман заканчивается монологом, обращенным к книге "Золотые плоды".
Монолог и восприятие человеческого "я" 46:46 Монолог о человеке как центре вселенной. Образ человека смещен и снесен в современном обществе. Человек пойман в игре зеркал и своих желаний.
Золотые плоды и их значение 50:20 Человек превращает всё в золотые плоды, но сам оказывается заперт в этом мире. Античное наследие приобретает новые облики в современной литературе. Человек не может вырваться из мира собственных желаний.
Ток от золотых плодов 52:27 От золотых плодов идет ток, приковывающий человека к месту. Люди смотрят с жалостью, но никто не может помочь. Знание множит вопросы, но не дает ответов.
Цепь дураков 54:28 Делиться знанием равно делиться глупостью. Люди связаны общими представлениями и стереотипами. Невозможно отказаться от этих стереотипов, несмотря на желание.
Сила стереотипов 55:32 Стереотипы и клише приваривают людей друг к другу. Отрешиться от стереотипов невозможно. Страх перед изменением мешает людям помогать другим.
Платные плоды 56:32 Люди тянутся к платным плодам, но после их получения не могут отпустить. Помощь другим может затянуть в болото стереотипов. Стереотипы невозможно побороть, но литература может помочь в этом.
Критика и утопия 57:26 Литература может помочь отцепиться от стереотипов. Даже маленькая сфера свободного мышления прекрасна. Утопия и критика утопии сосуществуют в одном тексте.
Наталья Срод 59:19 Наталья Срод продолжает писать с узнаваемой манерой. Ее книги требуют напряжения от читателя. Помимо романов, она пишет пьесы, часто для радио.
Рекомендация 1:00:32 Рекомендуется подружиться с творчеством Натальи Срод. Начать можно с "Золотых плодов". Завершение обсуждения и анонс следующего разговора о Маргарит Дюрас.