Лекция 9 | История зарубежной литературы XX века, 2 семестр | Юлиана Каминская | Лекториум

YOUTUBE · 25.11.2025 04:32

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему

0:03
  • Обсуждение романа "Сто лет одиночества" Маркеса.
  • Обзор концепций времени в романе.
  • Линейная концепция времени как движение к апокалипсису.
  • Циклическая концепция времени как круговое движение.
  • Совмещение линейной и циклической концепций в виде спирали.

Сосуществование прошлого, настоящего и будущего

1:21
  • Обсуждение сосуществования прошлого, настоящего и будущего в едином целом.
  • Представление времени как единого универсама.
  • Визуализация времени как спирали с жирной точкой впереди, символизирующей апокалипсис.

Память и воспоминания

2:42
  • Память и воспоминания как ненадежное хранилище для прошлого.
  • Упоминание о забывчивости персонажей и разночтениях в воспоминаниях.
  • Цитата из романа: "Для памяти нет дорог обратно".
  • Память как химера и иллюзия, не позволяющая вернуться в прошлое.

Иллюзия фантастических событий

4:37
  • Фантастические события в романе воспринимаются как само собой разумеющееся.
  • Эти события сосуществуют с правдоподобными, что вызывает подозрения в надежности памяти.
  • Память хранит воспоминания, но их достоверность неизвестна.

Время как химера

6:52
  • Время рассматривается как иллюзия и химера.
  • Примеры, такие как расстрел рабочих, вызывают сомнения в реальности событий.
  • Время не может быть измерено напрямую, только через косвенные признаки.

Время в природе

8:50
  • Время можно увидеть по разрушениям и изменениям в природе.
  • На севере, где природа сурова, время ощущается особенно отчетливо.
  • Время как иллюзия и химера представлена в романе.

Трансформации времени

11:35
  • Время движется по спирали, совмещая прошлое, настоящее и будущее.
  • След от точки времени становится пунктирным, забываются целые элементы прошлого.
  • Внешние влияния ускоряют исчезновение прошлого.

Исчезновение прошлого

12:42
  • В романе прошлое исчезает, захватывая с собой ценных персонажей.
  • Официальный миф о том, что событий не было, вытесняет реальность.
  • Линия прошлого превращается в пунктирную и исчезает.

Исчезновение воспоминаний

14:20
  • Воспоминания постепенно исчезают, оставляя только точку, совмещающую прошлое, настоящее и будущее.
  • Эпидемия бессонницы связана с утратой памяти, что приводит к исчезновению следов прошлого.
  • Время стягивается в одну точку, предвещая что-то важное.

Ливень в Макондо

15:19
  • На Макондо обрушивается чудовищный ливень, разрушающий город.
  • Ливень длится 4 года 11 месяцев и 2 дня, превращая город в развалины.
  • Концовка романа отсылает к библейским историям о потопах и ливнях.

Потоп и первородный грех

16:18
  • Потоп ассоциируется с течением времени и разрушением.
  • Первородный грех у Маркеса связан с одиночеством, которое сопровождает человека с рождения.
  • Ливень в романе является наказанием за грех одиночества.

Вавилонская башня

18:17
  • Последний Буэндиа, Аурелиано Бабелонья, отсылает к Вавилону.
  • Вавилонская башня рухнула из-за языкового разделения людей, что символизирует одиночество.
  • Одиночество мешает человечеству создавать что-то вместе.

Исчезновение пространства и времени

20:14
  • Ливень разрушает пространство, стягивая город в одну точку.
  • Время почти завершено, и Макондо замыкается в себе.
  • Цыгане снова появляются, но это уже не надежда, а упадок.

Конец универсама

22:12
  • Время останавливается, и все засыхает.
  • Аурелиано находит ключ к рукописям старого цыгана, которые оказываются химерой.
  • Ветер сметает город, и все исчезает, поглощенное силами природы.

Заключение

24:08
  • Город гибнет, и жизненные силы его жителей иссякают.
  • Латиноамериканская литература мастерски изображает природные катастрофы и силы природы.
  • Конец человеческого универсама, поглощенного силами природы, представлен в романе.

Влияние романа на литературу

25:22
  • Роман совпал с европейскими литературными тенденциями постмодернизма.
  • Ироническое повествование, где факты развенчиваются, а события оказываются фантастикой.
  • Невозможно докопаться до истины, что связано с произведениями Умберто Эко и Фаулза.

Кульминация иронического повествования

27:14
  • В конце романа появляется свиток с таинственными письменами, что ставит под сомнение существование событий.
  • Повествование в магическом реализме, важное для современной литературы.
  • Связь с другими произведениями из списка.

Встреча латиноамериканских писателей

28:15
  • В 1973 году Маркес предложил написать романы о диктаторах латиноамериканских стран.
  • Маркес сам написал "Осень патриарха", а другие писатели откликнулись на его призыв.
  • "Осень патриарха" выходит за рамки антидиктаторского произведения.

Миф и реальность в "Осени патриарха"

30:25
  • Читатель присутствует при сотворении мифа о диктаторе.
  • Повествование анонимное, но мнения разные и часто противоположные.
  • Диктатор превращается в святого старца, несмотря на несообразности в рассказах.

Тема одиночества и насилия

32:45
  • Тема одиночества и его связи с насилием.
  • Представление народа о собственной истории.
  • Отчужденность народа от собственной истории и времени.

Трагедия народа и мифологическое сознание

35:31
  • Трагедия народа, скованного мифами и оторванного от истории.
  • Цитата о том, что народ не знал другой истории своей родины, кроме той, что создал диктатор.
  • Маркес критикует мифологическое созерцание и божественное начало в истории.

Народ и тиран

38:23
  • Народ создает своего тирана, как в истории Бориса Годунова.
  • Человек создает свою вселенную и диктует законы пространства и времени.
  • Литература и тиранство тесно связаны, как в произведениях Маркеса.

Маркес и его произведения

42:10
  • Маркес исследует сложные проблемы современности, включая тиранию и революции.
  • Его произведения затрагивают темы власти, народа и нравственного контроля.
  • Рекомендуется читать его книги, такие как "Хроника объявленной смерти" и "Генерал в лабиринте генералов".

Хулио Кортасар

43:15
  • Кортасар - один из самых знаменитых писателей второй половины XX века.
  • Его произведения сочетают черты латиноамериканской и западноевропейской литературной традиции.
  • Кортасар был лишен аргентинского гражданства военными властями в 1970-х годах.

Влияние Борхеса

46:27
  • Кортасар называл себя учеником Борхеса и часто обращался к его творчеству.
  • Его первый рассказ был опубликован в журнале, издаваемом Борхесом.
  • Кортасар выполнял роль посредника между латиноамериканской и западноевропейской культурами.

Биография Кортасара

48:05
  • Кортасар родился в Брюсселе, но провел детство и юность в Буэнос-Айресе.
  • Он работал сельским учителем и преподавателем в университете, но был вынужден оставить преподавание из-за участия в антидиктаторских выступлениях.
  • В 1951 году Кортасар уехал в Европу и прожил там до конца своих дней, работая переводчиком при ЮНЕСКО.

Творчество Кортасара

49:45
  • Кортасар написал более 80 рассказов и роман "Игра в классике".
  • Его рассказы и романы хорошо переведены и доступны в различных изданиях.
  • Кортасар подвел итоги своей творческой деятельности, выразив радость от написания "Игры в классике".

Рассказы Картасара

50:39
  • Картасар написал больше рассказов, чем 80, и они не обязательно для чтения, но их стоит почитать.
  • В "Азбуке классики" есть сборник рассказов Картасара "Зверинец", вышедший в 2004 году.
  • Рассказы Картасара похожи на романы, но имеют свои особенности.

Различие между новеллой и романом

51:39
  • Картасар считал, что роман побеждает по сумме очков, а новелла должна выиграть нокаутом.
  • Он был мастером новелл, которые сложно пересказать.

Цитата Борхеса о новеллах Картасара

52:34
  • Борхес писал, что передать сюжет новеллы Картасара невозможно, так как каждое слово в ней на своем месте.
  • Новеллы Картасара требуют внимательного чтения, чтобы понять их.

Роман "Игра в классики"

53:16
  • Роман "Игра в классики" читается медленно и лучше с комментариями.
  • Рекомендуется прочитать роман, чтобы лучше понять творчество Картасара.

Малая проза Картасара

54:15
  • Малая проза Картасара повествует о сомнительности и условности устоявшихся представлений об окружающем мире.
  • Новеллы Картасара показывают, что все известные нам представления о мире могут быть ошибочными.

Призрачность и хрупкость реальности

55:55
  • Новеллы Картасара также показывают призрачность и хрупкость привычных соотношений между элементами реальности.
  • Эти соотношения могут оказаться иными, чем мы думаем.

Пример рассказа "Непрерывность парков"

57:50
  • Рассказ "Непрерывность парков" состоит из двух страниц и рассказывает о человеке, читающем роман, окна которого выходят в парк.
  • В романе любовники договариваются убить мужа женщины, и любовник следует описанию, чтобы найти кабинет мужа.
  • Рассказ вызывает ощущение нокаута и восхищения своей краткостью и глубиной.

Границы между сферами

1:01:10
  • Границы между жизнью и художественной литературой кажутся непроницаемыми.
  • В реальности границы между этими сферами условны и проницаемы.
  • Это позволяет сохранять психическое здоровье, но также подчеркивает условность разделения мира на действительность и иллюзию.

Рассказ "Дальняя точка"

1:03:03
  • Рассказ о молодой женщине по имени Кора Оливейра, живущей в благополучной обстановке.
  • Несмотря на благополучие, Кора чувствует себя измученной и раздвоенной.
  • Она ощущает, что ведет другую жизнь, полную страданий и нищеты.

Встреча на мосту

1:06:42
  • Кора отправляется в свадебное путешествие в Будапешт, где встречает нищенку.
  • Они обнимаются, и Кора начинает чувствовать боль и страдания нищенки.
  • В конце она осознает, что стала этой нищенкой, и чувствует снег в своих дырявых туфлях.

Смысл рассказа

1:09:27
  • Рассказ о том, что человеческое положение изменчиво и границы между личностями условны.
  • Культура и общие аспекты реальности позволяют абстрагироваться от этих границ.
  • Художественное слово способно пластично представить эти идеи, что делает их особенно значимыми.

Иллюзорность социальных различий

1:12:38
  • Социальные и культурные различия между людьми иллюзорны и могут исчезнуть в определенный момент.
  • Кора осознает, что различия не так существенны, и она чувствует себя такой же, как другая женщина.
  • Это подчеркивает, что границы между людьми могут быть преодолены в определенных обстоятельствах.

Восприятие и реальность

1:14:25
  • В романах и рассказах Картасари акцент делается на восприятии, а не на реальности.
  • Человек получает ту жизнь, которую ощущает.
  • Ощущение постоянной несчастья и недостойности влияет на восприятие благополучия.

Границы и их проницаемость

1:15:20
  • Границы между социальным слоями и внешним и внутренним миром иллюзорны.
  • Внешняя благополучность и богатство могут соответствовать внутренним ощущениям нищеты и побоев.
  • Граница между внешним и внутренним миром проницаема, и внутреннее влияет на внешнее и наоборот.

Изменения личности

1:16:43
  • Человек меняется со временем и пространством.
  • Границы между разными периодами жизни одной личности проницаемы.
  • Концепция сознания определяет границы, но в художественном тексте эти границы оказываются проницаемыми.

Пространственные и временные границы

1:17:50
  • Пространственные границы между разными городами и культурами оказываются проницаемыми.
  • Временные границы между "сейчас" и "тогда" также могут быть проницаемыми.
  • Кажется, что человек может попасть в другую реальность или время, но границы между ними оказываются размытыми.