Введение в русскую философию 0:33 Обсуждение терминов "русская философия" и "философия в России". Примеры философов с разным этническим происхождением. Важность идентификации философов по убеждениям и манере мышления.
Хронологические рамки русской философии 2:26 Разные мнения о начале русской философии: с X века, XVIII века или XIX века. Важность четких определений в науке. Пример с определением человека у Платона.
Влияние определений на философию 5:18 Необходимость четких определений для структурирования мира. Примеры различных определений философии. Влияние определений на понимание историко-философского процесса.
Аргументация за начало русской философии с X века 7:04 Принятие христианства в X веке и его влияние на культуру. Влияние византийской культуры на философские работы. Примеры философских работ в теологических трактатах.
Философский словарь в сборнике 1073 года 9:51 Наличие философского словаря в сборнике 1073 года. Косвенные свидетельства о спросе на философию среди элит. Высокая стоимость рукописей и их значение.
Слово о законе и благодати митрополита Иллариона 14:31 Рассуждение о Ветхом и Новом Завете. Периодизация исторического процесса. Философские размышления о смысле истории и роли народов.
Роль России в христианском мире 15:42 Иларион определяет роль России в христианском мире и всемирной истории. Россия становится новым игроком на мировой арене, заменяя иудейский народ. Эта идея будет актуальна в XIX и XX веках, включая работы Владимира Соловьева.
Философия в России 17:34 Существует мнение, что философия в России начинается в XVIII веке. Александр Введенский считает, что философия в России появляется с созданием философского факультета в Московском университете. До этого философия в России была предфилософией или околофилософией.
Реальная философия в России 19:48 Реальная философия в России начинается в первой трети XIX века. Петр Чаадаев считается первым философом, который начал осмыслять роль России в мировой истории. Его письмо вызвало интеллектуальное напряжение и разделило общество на западников и славянофилов.
Славянофилы и западники 24:00 Славянофилы, такие как Хомяков, пытались доказать древность и значимость русской культуры. Хомяков написал "Семирамиду", чтобы опровергнуть Чаадаева. Хомяков использовал радикальные интерпретации и филологические изыскания для доказательства древности русской культуры.
Философское сообщество XIX века 27:19 Философское сообщество XIX века включало университетскую философию, академическую философию и внекафедральную философию. Университетская философия была формализованным процессом с профессорами и студентами. Академическая философия преподавалась в духовных академиях, таких как Московская духовная академия. Внекафедральная философия была представлена в салонах и имениях, где обсуждались философские вопросы.
Чаадаев как салонный интеллектуал 29:18 Чаадаев был представителем салонной философии, ориентированной на светское общество. Он получил домашнее философское образование, но его библиотека включала все ключевые философские книги Европы. Чаадаев путешествовал по Европе и общался с философами, что помогло ему получить добротное философское образование.
Философия в Европе и США 31:06 Философия в Европе была более развитой, чем в США. Американцы копировали европейские учебные заведения и получали образование в Европе. В начале XX века в США произошел значительный интеллектуальный выброс в философии.
Университетская философия 32:59 Университетская философия была отвлеченной и не интересовалась сиюминутными потребностями общества. Основные проблемы философии: онтология, гносеология, структура мира и познавательные способности человека. Университеты были государственными учреждениями, готовившими чиновников.
Контроль и запреты в философии 34:55 Университеты находились под жестким контролем государства. В 1848 году в Европе революционные волнения связывали с философией Гегеля. В России в 1849 году запретили преподавание философии в университетах.
Последствия запретов 38:08 Запрет философии привел к увеличению курсов естественных наук. Появились нигилисты и позитивисты, не верящие в традиционные ценности. В 1860-х годах начались террористические акты, организованные бывшими учеными.
Возвращение философии 41:38 В 1870-х годах правительство отменило запрет на философию и начало рекомендовать метафизику. Это вызвало недовольство среди студентов и интеллигенции. В 1890-х годах появился первый профессиональный философский журнал в России.
Взаимоотношения философии и власти 43:34 Взаимоотношения интеллектуального сообщества и власти были сложными. Правительство часто не училось на своих ошибках и продолжало навязывать свои рекомендации. В конечном итоге, это приводило к недовольству и неэффективности.
Философия в духовных академиях 44:59 Философия играла прикладную роль в богословском образовании. Богословское образование имело трехчленную структуру: грамматика, философский класс, богословский класс. Философия рассматривалась как инструмент для тренировки ума и передачи богословских идей.
Подготовка к богословию 45:59 Первый этап обучения включал грамматику и общегуманитарные науки. Второй этап был философским классом, где изучали философию Платона и Аристотеля. Философия использовалась как инструмент для тренировки ума и подготовки к богословию.
Философия как подготовка к богословию 48:13 Философия рассматривалась как подготовка к восприятию высших истин. Богословие сравнивалось с подготовкой почвы для посева божественных семян. Философия была интегрирована в богословское образование, начиная с духовных семинарий и заканчивая духовными академиями.
Московская теистическая школа 50:55 В XIX веке сформировалась московская теистическая школа, представленная профессорами Голубинским, Кудрявцевым-Платоновым и Введенским. Кудрявцев-Платонов разработал систему трансцендентального манизма, используя систематичность богословских школ. Павел Фаринский продолжил эту традицию.
Вне-кафедральная философия 53:22 Вне-кафедральная философия включала людей, получивших философское образование по другим специальностям. Эти люди были активны в продуцировании философских идей и быстро реагировали на философские новинки. Они вызывали напряжение у правительства, так как находились вне контроля университетов и духовных академий.
Тайные общества и вольнодумство 55:08 Тайные общества, такие как петрашевцы, пытались исправить общество с помощью философии. Правительство опасалось тайных обществ, что привело к запрету на их создание. Вольнодумцы часто не владели методикой и методологией для улучшения общества, что приводило к прожектерству и фантазийности.
Борьба со свободомыслием 59:02 В России всегда были люди, поддерживающие борьбу с инакомыслием. Чаадаев, выступивший с философским письмом, подвергся критике. Поэт и театральный критик Кукольник выразил готовность работать на благо отечества.
Три столпа российской идеологии 1:00:19 Граф Строганов предложил три столпа: православие, самодержавие, народность. Эти принципы стали основой для философских текстов. Философы начали инкорпорировать эти принципы в свои работы.
Нигилисты и позитивисты 1:01:10 Нигилисты и позитивисты критиковали философию за поддержку самодержавия. Чернышевский и Писарев выступали против философии, считая её устаревшей наукой. Позитивизм Огюста Конта утверждал, что философия уступает место позитивному мировоззрению.
Критика философии 1:03:57 Писарев считал философию признаком сумасшествия и предлагал заниматься естественными науками. Нигилисты критиковали философию за её связь с самодержавием и церковью. Ницшеанский тезис "падающего толкни" был популярен среди нигилистов.
Влияние дарвинизма 1:05:52 Нигилисты-позитивисты вдохновлялись идеями дарвинизма и социального отбора. Они считали, что общество должно поддерживать только здоровых и сильных. Эти идеи влияли на их отношение к философии и обществу.