Показательные и логарифмические уравнения. Вебинар | Математика

YOUTUBE · 01.12.2025 05:50

Ключевые темы и таймкоды

Введение и приветствие

0:20
  • Приветствие участников и обсуждение их классов.
  • Тема вебинара: решение логарифмических и показательных уравнений.
  • Рекомендация школы "Альфа" для младших классов.

Актуальность темы и комментарии

1:19
  • Тема актуальна для 10-11 классов и подготовки к ЕГЭ.
  • Восьмиклассники и девятиклассники также могут разобраться.
  • Обсуждение комментариев и благодарности за донаты.

Конкурс и подготовка к экзаменам

3:06
  • Объявление конкурса на лучшее описание песни о воде.
  • Обсуждение подготовки к экзаменам и возможности репетиторов на сайте.

Начало решения уравнений

4:40
  • Тема: решение логарифмических и показательных уравнений.
  • Уравнения встречаются в ЕГЭ, особенно в профильной части.
  • Начало разбора показательных уравнений.

Подходы к решению показательных уравнений

6:39
  • Основной подход: свести основания к одному числу.
  • Пример с уравнением, где 16 сводится к 2^4.
  • Объяснение, как переворачивать степени для упрощения уравнения.

Примеры и практика

9:34
  • Пример с уравнением, где 2^x = 2^y.
  • Решение уравнения и объяснение шагов.
  • Благодарность за донаты и продолжение тренировки.

Заключение и дальнейшие шаги

10:30
  • Пример с уравнением, где 25 сводится к 5^2.
  • Объяснение изменения знака степени для упрощения.
  • Завершение примера и переход к следующему заданию.

Решение уравнений

12:18
  • Обсуждение решения уравнений для седьмого класса.
  • Объяснение, как работать со степенями и дробями.
  • Пример с уравнением, где степень меняется при переносе числа.

Подготовка к экзамену

13:28
  • Упоминание школы "Альфа" для подготовки младших школьников.
  • Решение второго уравнения: перенос чисел и нахождение значения x.
  • Призыв к зрителям задавать вопросы и делиться идеями.

Показательные уравнения

14:27
  • Обсуждение показательных уравнений и их решения.
  • Пример с уравнением, где степени меняются при переносе числа.
  • Указание на важность тренировки для подготовки к ЕГЭ.

Самостоятельные задания

16:27
  • Призыв к зрителям решать самостоятельные задания.
  • Обсуждение четвертого примера и его решения.
  • Указание на необходимость преобразования чисел в степени.

Решение пятого задания

18:07
  • Обсуждение пятого задания и его решения.
  • Указание на важность приведения всех частей уравнения к одному основанию.
  • Упоминание о технических неполадках и их устранении.

Решение шестого задания

20:38
  • Обсуждение шестого задания и его решения.
  • Указание на преобразование десятичной дроби в обыкновенную.
  • Объяснение подхода к решению уравнений с одинаковыми степенями.

Заключение и переход к логарифмам

24:07
  • Подведение итогов решения показательных уравнений.
  • Указание на применение подхода к неравенствам.
  • Переход к обсуждению логарифмических уравнений и их решения.

Введение в логарифмы

26:58
  • Пример уравнения: 2^x = 8.
  • Решение уравнения: x = 3.
  • Аналогия с квадратным корнем: x^2 = 9, x = ±3.

Проблемы с квадратными корнями

27:56
  • Пример уравнения: x^2 = 5.
  • Введение квадратного корня для решения.
  • Пример показательного уравнения: 2^x = 7.

Введение логарифмов

28:55
  • Логарифм как решение для показательных уравнений.
  • Пример: x = log 7 по основанию 2.
  • Визуализация логарифма как степени.

Решение логарифмических уравнений

30:48
  • Два способа решения логарифмических уравнений.
  • Пример уравнения: log 4(x + 3) = log 4(4x - 15).
  • Отбрасывание логарифмов с одинаковыми основаниями.

Ограничения логарифмов

31:41
  • Логарифмы с одинаковыми основаниями.
  • ОДЗ: основание логарифма должно быть больше нуля и не равно единице.
  • Проверка решений по ОДЗ.

Онлайн-уроки и проверка решений

34:14
  • Онлайн-уроки по математике.
  • Пример решения уравнения: x = 6.
  • Проверка решения по ОДЗ: x + 3 = 9, 4x - 15 = 24.

Решение логарифмических уравнений с логарифмом числа

36:13
  • Пример уравнения: log 49(x - 5) = 2.
  • Преобразование уравнения: x - 5^2 = 49.
  • Решение уравнения с использованием дискриминанта.

Проверка решений по ОДЗ

38:36
  • Проверка решений: x = 12 удовлетворяет ОДЗ.
  • x = -2 не удовлетворяет ОДЗ.
  • Окончательный ответ: x = 12.

Логарифмические уравнения

39:39
  • Логарифмические уравнения бывают двух видов: лок равно лок или лок равно число.
  • Если уравнение не удается упростить сразу, убирайте лишние числа и приводите к виду лок равно число.
  • Ограничения логарифмов: число должно быть больше нуля и не равно единице.

Примеры уравнений

40:30
  • Пример уравнения: лок одна седьмая семь минус икс равно минус два.
  • Решение: логарифм равен числу, значит, основание логарифма в степени должно дать результат.
  • Упрощение: одна седьмая в минус второй равно семь минус икс, что приводит к икс равно минус сорок два.

Проверка ОДЗ

43:02
  • Проверка ОДЗ: выражение внутри логарифма должно быть больше нуля.
  • Логарифм как следствие из показательных уравнений: результат логарифма может быть дробным числом.
  • Упрощение сложных логарифмических уравнений до простейших.

Свойства логарифмов

44:34
  • Использование свойств логарифмов для упрощения уравнений.
  • Пример: логарифм суммы логарифмов равен логарифму произведения.
  • Упрощение до вида лок равно лок.

Решение сложных уравнений

48:35
  • Переход к более сложным заданиям.
  • Пример показательного уравнения: решение и проверка корней.
  • Упрощение уравнения до простейшего вида.

Основные подходы к решению сложных показательных уравнений

50:15
  • Замена переменных позволяет упростить уравнение и решить его как обычное.
  • Важно, чтобы основания степеней были одинаковыми.
  • Висящие хвосты в уравнениях также следует убирать для упрощения.

Упрощение уравнения с помощью замены

51:14
  • Замена переменных может усложнить уравнение из-за минусов единицы.
  • Отщепление степеней, которые вычитаются, помогает упростить уравнение.
  • При делении степени вычитаются, что можно использовать для упрощения.

Решение уравнения с заменой

52:13
  • Замена переменных упрощает уравнение до обычного.
  • Решение уравнения с помощью теоремы Виета.
  • Обратная замена возвращает уравнение в показательную форму.

Решение простейшего уравнения

53:15
  • Решение простейшего уравнения с использованием логарифма.
  • Логарифм помогает найти значение переменной, при котором степень равна заданному числу.
  • Проверка принадлежности корней интервалу от одного до одного и семи третьих.

Проверка принадлежности корней интервалу

54:07
  • Логарифм между единицей и двойкой указывает на подходящий корень.
  • Корень, который находится между единицей и двойкой, входит в интервал.
  • В пункте б нужно указать только подходящий корень.

Показательное уравнение

54:52
  • Рассматривается показательное уравнение: 8^x - 7 * 4^x - 2 * 2^x + 4 + 112 = 0.
  • Уравнение сложное, но можно привести к одинаковому числу, возводимому в степень.
  • Замена: 2^x = t, что упрощает уравнение до t^3 - 7t^2 + 16t + 112 = 0.

Группировка и решение

56:47
  • Группировка слагаемых: t^2 - 16t и t - 7.
  • Вынесение общего множителя: t^2 - 16t * t - 7 = 0.
  • Решение: t = 4, t = -4, t = 7.

Обратная замена и проверка

59:43
  • Обратная замена: 2^x = 4, 2^x = -4, 2^x = 7.
  • Проверка: 2^2 = 4, 2^x = -4 не подходит, 2^x = 7 подходит.
  • Логарифмическая проверка: log2 7 = x.

Интервал и ответы

1:00:32
  • Интервал: log2 5 < x < log2 11.
  • Проверка: x = 2 не подходит, x = log2 7 подходит.
  • Ответ: x = log2 7.

Подходы к решению показательных уравнений

1:02:28
  • Основные подходы: замена, приведение к одному основанию, группировка.
  • Замена: 8 = 2^3, 4 = 2^2, 2^x = t.
  • Решение обычного уравнения и обратная замена.

Заключение и анонс

1:03:27
  • Анонс вебинаров и подписка на канал.
  • Обещание урока по сложным логарифмическим уравнениям.
  • Благодарность за участие и сердечки.

Объявление победителей конкурса

1:05:17
  • Автор анонсировала конкурс на лучшее задание про воду.
  • Победителем станет тот, кто напишет 10 песен про воду.
  • Приз - урок на сайте "Тут Онлайн" с автором.

Участники конкурса

1:06:13
  • Дмитрий Пал, Анна Ковалева, Инга Нечаева, Алиса, Даша Нестеренко и Анна Кушнер.
  • Анна Кушнер написала 19 песен про воду.
  • Автор просит участников зарегистрироваться на сайте и написать ей в чате для договоренности о консультации.

Заключение и благодарности

1:07:04
  • Автор благодарит участников за участие и поддержку канала.
  • Обещает выпустить трейлер клипа в следующий четверг.
  • Прощается с участниками, желает им хорошего вечера и выходных.