Людмила Петрановская. Как воспитывать приемных детей

YOUTUBE · 16.11.2025 04:27

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:09
  • Людмила Петрановская приветствует из Киева.
  • Город утопает в цветах, но тема видео - дети, оставшиеся без родителей.
  • В Киеве не так много детей младше 10 лет в детских домах.

Дети старше 10 лет

1:02
  • Вопрос о детях старше 10 лет и их устройстве.
  • Дети старше 10 лет делятся на две группы: младшая школа 8-11 лет и подростки.

Дети младшей школы

2:07
  • Дети 8-10 лет обычно психологически устойчивы и легко адаптируются.
  • Они часто имеют опыт жизни в семье, что облегчает их устройство.
  • Дети с опытом семейной жизни лучше понимают, что такое семья.

Дети с опытом насилия

6:07
  • Дети с опытом насилия и плохого обращения сложнее для устройства.
  • Им требуется больше времени и терпения для завоевания доверия.
  • Дети постарше имеют больше ресурсов для преодоления травм.

Ресурсы детей постарше

7:04
  • Дети постарше могут справляться с травмой благодаря друзьям, увлечениям и родственникам.
  • Они могут рефлексировать и осмыслять свой опыт.
  • С ними можно работать психологу и объединяться для преодоления проблем.

Неожиданный подарок

10:00
  • Дети 8-10 лет часто оказываются неожиданными подарками для родителей.
  • Они нуждаются в ласке и заботе, что помогает формировать хорошие отношения.
  • Поведенческие сложности могут быть, но важнее опыт привязанности и доверия.

Поведенческие сложности

11:21
  • Дети могут иметь разный опыт, что влияет на их поведение.
  • Поведение - это внешняя форма, которая меняется по мере формирования новой привязанности.
  • Дети копируют манеры и взгляды тех, с кем у них формируются отношения.

Подростки и сепарация

12:34
  • Подростки должны отделяться от взрослых и искать свое место в жизни.
  • В новой семье они сталкиваются с необходимостью создать детско-родительские отношения и одновременно сепарироваться.
  • Это создает противоречивые задачи, которые озадачивают подростков.

Опыт и адаптация

14:11
  • Подростки с опытом привязанности в кровной семье могут нуждаться в приемной семье для защиты и заботы.
  • Им нужны родственно-дружеские отношения, а не детско-родительские.
  • Они могут быть благодарны за помощь и участие, но не строить близкие отношения.

Откладывание подросткового кризиса

16:08
  • Некоторые подростки откладывают подростковый кризис, чтобы насладиться близостью с новыми родителями.
  • Они могут вести себя как дети, несмотря на возраст, и не интересоваться сверстниками.
  • Это нормально, так как они чувствуют потребность в привязанности.

Разделение сфер

17:26
  • Подростки могут виртуозно менять роли в зависимости от ситуации.
  • В социуме они ведут себя как взрослые, а дома остаются детьми.
  • Это помогает им адаптироваться, решая задачи взросления и детства параллельно.

Нестабильное поведение

19:08
  • Многие подростки не могут навести порядок в своем поведении, переходя из одного возраста в другой.
  • Они могут вести себя то как подростки, то как дети, что требует от родителей гибкости в общении.
  • Важно успевать за их возрастом и разговаривать с ними соответственно.

Подростковая рефлексия

20:44
  • Подростки любят думать о себе и анализировать свои мысли и чувства.
  • Разговоры подростков часто касаются их самих и их проблем.
  • Взрослым важно поддерживать такие разговоры, чтобы помочь подросткам переосмыслить свои проблемы.

Влияние травматичных событий

22:11
  • Травматичные события могут привести к неконструктивным решениям о себе.
  • Дети, оставленные или обиженные, могут решить, что мир опасен и доверять никому нельзя.
  • Эти решения могут стать основой личности и трудно поддаются изменению.

Подростковый кризис идентичности

24:32
  • Подростковый возраст дает возможность пересмотреть и изменить эти решения.
  • Подростки могут пересобрать свою личность, если им помочь.
  • Важно обсуждать с подростками их травмы и помогать им переосмыслить их опыт.

Поддержка и сочувствие

27:44
  • Подростки нуждаются в терпении и понимании со стороны взрослых.
  • Важно выслушивать и сочувствовать подросткам, чтобы помочь им справиться с эмоциями.
  • Поддержка и сочувствие помогают подросткам избавиться от негативных эмоций и воспоминаний.

Работа с травмами

30:42
  • Важно обсуждать страхи и фантазии подростков.
  • Совместное придумывание положительных исходов помогает подросткам справиться с тревогами.
  • В случае серьезных травм лучше обратиться к психологу, чтобы избежать вмешательства в отношения с родителями.

Забрать ребенка из детского дома

34:40
  • Ребенок 3,5 года не хочет идти к воротам детского дома.
  • Можно показать фотографии дома и объяснить, куда они едут.
  • Если ребенок боится, можно использовать игрушку для объяснения.

Подготовка ребенка к появлению нового ребенка

37:22
  • Подготовить ребенка к появлению нового ребенка невозможно.
  • Важно поддерживать ребенка и принимать его чувства.
  • Родители должны быть готовы к разным реакциям ребенка.

Разделение с братьями и сестрами

40:28
  • Ребенок имеет право знать о своих братьях и сестрах.
  • Важно выяснить, как они живут и в какой степени ребенок хочет с ними общаться.
  • Старшие дети могут переживать за младшего, поэтому важно поддерживать связь.

Проблемы с учебой у ребенка

42:19
  • Ребенок 9,5 лет плохо учится и не мотивирован.
  • Важно выяснить, может ли он учиться в обычной школе.
  • Проблемы с учебой часто связаны с отношениями с родителями.

Работа с трудными подростками

45:00
  • Важно видеть за поведением ребенка его личность.
  • Родители должны быть терпеливыми и верить в успех.
  • Со временем поведение может измениться, и ребенок может стать благополучным.

Травма и ресурсы у детей

48:11
  • Травма у детей может быть вызвана плохим обращением, пренебрежением, потерей родителей и т.д.
  • Всегда есть ресурс, который может перевесить травму.
  • Пример: ребенок с тяжелой травмой может хорошо рисовать, несмотря на трудности.

Врожденные особенности и решения ребенка

49:28
  • Дети могут быть более чувствительными или устойчивыми.
  • Решения, такие как доверие или использование силы, принимаются неосознанно и устойчивы.
  • Эти решения могут быть изменены, но только самим ребенком.

Влияние на ребенка

50:22
  • Травма уже состоялась, и на нее нельзя повлиять.
  • Врожденные особенности ребенка также неизменны.
  • Решение ребенка можно изменить, вкладывая ресурс.

Важность ресурса

51:55
  • Ресурс может перевесить травму, но это зависит от баланса.
  • Никто не знает, когда ресурс станет решающим.
  • Важно продолжать вкладывать ресурс, даже если кажется, что ничего не происходит.

Примеры ресурсных моментов

52:05
  • Взрослые с тяжелым детством вспоминают небольшие моменты поддержки.
  • Эти моменты могут быть незначительными, но важными для ребенка.
  • Работа с подростками требует большого ресурса веры и готовности стать семьей.

Проблема с приемной дочерью

54:24
  • Приемная дочь ведет себя иначе с мужчинами, особенно с отцом.
  • Рекомендуется обратиться за помощью и исследовать возможные травмы.
  • Важно быть предсказуемым и безопасным для ребенка, чтобы завоевать доверие.

Обучение и поведение девочки

56:36
  • Девочка здорова и имеет способности, но проявляет протестное поведение.
  • Учительница отмечает, что девочка ленится и не проявляет усилий.
  • Важно наладить человеческий контакт с девочкой, проявлять внимание и поддержку.

Взаимодействие с воспитателями

59:08
  • Воспитатели жалуются на поведение ребенка, что вызывает стресс у родителей.
  • Важно понять, чего хотят воспитатели, и предложить им сотрудничество.
  • Необходимо переосмыслить ситуацию и вернуться к профессиональной позиции.

Поведение ребенка в социуме

1:01:30
  • Ребенок ведет себя агрессивно в социуме, но спокойно дома.
  • Важно формировать новые модели поведения и поддерживать его в сложных ситуациях.
  • Необходимо быть ближе к ребенку и поддерживать его, чтобы помочь справиться со страхом.

Доверие и дружба

1:03:36
  • Мальчик 17 лет не идет на контакт, но хочется стать ему другом.
  • Нужно постепенно приближаться к нему, показывая свою надежность и безопасность.
  • Магического средства нет, доверие нужно завоевывать медленно.

Поведение исследования у ребенка

1:04:29
  • Ребенок 1,5 лет не привязан к маме, но это нормально для его возраста.
  • Поведение исследования формируется постепенно и может быть сложным.
  • Важно понимать, что это нормальное поведение для этого возраста.

Конфликты с другими детьми

1:05:41
  • Ребенок часто конфликтует с другими детьми, что вызывает истерики.
  • Нужно делать паузы в общении, чтобы ребенок успокоился.
  • После перерыва можно снова попробовать зайти в ситуацию.

Влияние контакта с биологическими родственниками

1:06:24
  • Взрослый ребенок, живущий в приемной семье, может хотеть контактировать с биологическими родственниками.
  • Это большая тема, требующая отдельного обсуждения.
  • Рекомендуется книга "Дитя двух семей" для более глубокого понимания.

Вредные привычки и адаптация

1:07:10
  • Вредные привычки, такие как сосание пальца, могут быть проблемой, но не стоит вмешиваться.
  • Маленькие дети для усыновления могут быть более сложными, так как не помнят своих травм.
  • Младенцы имеют большие адаптивные возможности, но всем детям нужна семья.

Наказание и отношения

1:09:38
  • Наказание не должно быть постоянным методом воспитания.
  • Важно улучшать отношения с ребенком, чтобы избежать необходимости в наказании.
  • Наказание может быть временным решением, но лучше стремиться к качественным отношениям.

Консультации и поддержка

1:11:31
  • Консультации можно получать по скайпу или через блог.
  • Важно работать с общей тревожностью и использовать поведенческие методики.
  • Поддержка и помощь специалистов могут значительно облегчить процесс воспитания.

Пожелания для будущих родителей

1:13:40
  • Важно помнить, что дети, нуждающиеся в семье, не всегда имеют жесткий опыт.
  • Большинство детей хотят дружбы, заботы и нормальных семейных отношений.
  • Поддержка и подготовка необходимы для успешного воспитания.

Проблемы с бабушкой

1:18:30
  • Бабушка может настраивать старшего кровного ребенка против приемного.
  • Важно улучшить контакт с ребенком и устранить обиды и негатив.
  • Создание альянсов через поколение против родителей не является нормальной ситуацией.

Завершение

1:20:03
  • Благодарность организаторам встречи и пожелания хорошего лета.
  • Призыв к отдыху и восстановлению ресурсов.