Введение 0:05 Евгений, коррекционный психолог, объясняет технические неполадки. Представление темы лекции: возрастная психология и периодизация развития на примере теории Даниила Поня.
Гипотеза Даниила Поня 2:15 Обсуждение среды развития личности: предметная и социальная. Гипотеза о циклическом изменении интересов человека: от предметной среды к социальным отношениям.
Типы периодизаций 3:39 Соотнесение развития с внешними процессами: переход в разные социальные группы. Психосексуальный рост как критерий периодизации. Периодизация Поня: использование нескольких критериев и выявление внутренних закономерностей.
Структура периодизации Поня 5:02 Эпохи развития: раннее детство, детство, отрочество. Кризисы: малые и большие. Пример периодизации: кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет, 11 лет.
Раннее детство 7:11 Младенчество и ранний возраст. Ведущая деятельность: эмоциональное общение. Сепарация от мамы в 1 год. Изучение функций предметов.
Детство 10:40 Сюжетно-ролевая игра. Переход к учебной деятельности. Важность понимания ведущей деятельности ребёнка.
Отрочество 13:27 Интимно-личностное общение. Большой кризис 11 лет: гормональные изменения, трудности с вниманием. Проблема идентичности и определение себя в мире.
Заключение 14:38 Необходимость толерантности к трудностям роста ребёнка. Возвращение к предметной среде и учебной деятельности. Задумывание о будущей роли в обществе.
Кризисы и переломы 15:26 Кризисы и переломы — разные понятия. Перелом — качественное развитие, выводящее человека на новый уровень. Кризис — неправильное переживание перелома.
Восприятие кризисов обществом 16:47 Общество часто воспринимает подростковый возраст как источник проблем. Подростки видят проблемы в мультфильмах, сериалах и разговорах взрослых. Важно воспринимать кризисы как двери в новый мир.
Кризис трёх лет 17:43 Психологическое отделение от матери, обретение «я». Умение отказывать и делать выбор. Проявление негативизма, упрямства и строптивости.
Личные компетенции ребёнка 18:39 Ребёнок учится различать «я должен», «я хочу» и «я могу». Важность предоставления ребёнку личных компетенций. Пример с игрушкой: ребёнок получает право на владение и уход за игрушкой.
Кризис шести-семи лет 20:42 Адаптация к школе: психологическая и идеологическая. Психологическая адаптация занимает месяц, идеологическая — до полугода. Проблемы с режимом, дисциплиной и сенсорными нагрузками.
Симптомы кризиса 22:19 Потеря непосредственности, непослушание, демонстративная взрослость. Хитрости и уход от правил. Обман как признак роста интеллекта.
Оценка развития 23:17 Если развитие ребёнка не соответствует возрасту, рекомендуется обратиться к психологу. Периодизация развития основана на нормативах.
Кризис 11 лет 23:43 Симптомы кризиса: отрицательное отношение к школе, нарочитая взрослость, копирование поведения старших. Задача педагогов и родителей: переключать внимание подростка с внешних признаков взрослости на более полезные качества. Подростку нужно объяснить, что взрослость связана с ответственностью и соблюдением определённых условий.
Эгоцентризм и чувство исключительности 24:38 У подростков наблюдается снижение эмпатии. Исследования показывают, что подростки испытывают трудности в понимании позиции другого человека. Чувство исключительности важно для подростка, его нельзя игнорировать.
Потеря и сопереживание 27:18 Потеря первой любви может быть болезненной для подростка. Родители должны сопереживать ребёнку и делиться своими историями о потерях. Сопереживание помогает ребёнку найти новые стратегии совладания с проблемами.
Стеснение собственного тела 28:42 Самооценка подростка начинает зависеть от мнения сверстников. Социальный интеллект подростка растёт, что может вызывать болезненные переживания. Важно понимать и поддерживать подростка в этот период.
Ранний возраст 30:03 Ведущая деятельность: предметно-орудийная. Потребность в ситуативно-деловом общении со взрослым. Ребёнок ищет похвалу за конкретные достижения, а не за безусловную любовь.
Дошкольное детство 32:02 Интерес к сюжетно-ролевым играм. Развитие наглядно-образного мышления. Важно поддерживать интересы ребёнка и не навязывать игры, не соответствующие его возрасту.
Младшая школа 35:47 Ведущая деятельность: учебная. Возможные типы дезадаптивного поведения: пассивный протест, активный протест, систематизация, невротизация. Развитие словесно-логического мышления и способности к самообразованию. Поддержка умения учиться и способности к самостоятельному развитию.
Младший подростковый возраст 37:24 Время для интимно-личностного общения. Ощущение воображаемой аудитории может вызывать стеснение и иррациональные установки. Понимание этого помогает объяснить поведение ребёнка.
Кризис подросткового возраста 38:28 В современной культуре подростковый кризис более выражен, чем в примитивных обществах. В примитивных обществах подросток сразу получает статус взрослого после инициации. В современном обществе подросток должен отвоевывать свои компетенции, что порождает кризис.
Эволюция морали по Кольбергу 39:30 Мораль развивается от конвенциональной к постконвенциональной. Конвенциональная мораль характерна для маленьких детей, ориентированных на реакцию авторитетов. Инструментальный индивидуализм появляется ближе к школьному возрасту, когда другой человек воспринимается как ресурс.
Эпохи морали 40:47 Конвенциональная мораль: желание соответствовать ожиданиям и ценить отношения выше собственных интересов. Социальный закон: осознание необходимости следования законам и отстаивание прав. Социальный контракт: принятие чужого мнения и понимание относительности всего. Универсальные этические принципы: руководство универсальными законами морали.
Старший подростковый возраст 43:08 Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Проблемы на грани взрослой жизни: выбор профессии и самоопределение.
Особенности примитивных этносов 44:11 В примитивных этносах нет кризисов и проблем с высыпанием. Самотофорные явления могут быть поводом для обращения к шаману. Шаманская инициация рассматривается как способ получения статуса.
Различия в менталитете 45:46 Менталитет примитивных этносов отличается от современного логического мышления. Их мир более богат эмоциональными и духовными переживаниями. Современная культура более невротична из-за множества ограничений.