Возрастная психология: Периодизация Эльконина

YOUTUBE · 19.11.2025 04:47

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:05
  • Евгений, коррекционный психолог, объясняет технические неполадки.
  • Представление темы лекции: возрастная психология и периодизация развития на примере теории Даниила Поня.

Гипотеза Даниила Поня

2:15
  • Обсуждение среды развития личности: предметная и социальная.
  • Гипотеза о циклическом изменении интересов человека: от предметной среды к социальным отношениям.

Типы периодизаций

3:39
  • Соотнесение развития с внешними процессами: переход в разные социальные группы.
  • Психосексуальный рост как критерий периодизации.
  • Периодизация Поня: использование нескольких критериев и выявление внутренних закономерностей.

Структура периодизации Поня

5:02
  • Эпохи развития: раннее детство, детство, отрочество.
  • Кризисы: малые и большие.
  • Пример периодизации: кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет, 11 лет.

Раннее детство

7:11
  • Младенчество и ранний возраст.
  • Ведущая деятельность: эмоциональное общение.
  • Сепарация от мамы в 1 год.
  • Изучение функций предметов.

Детство

10:40
  • Сюжетно-ролевая игра.
  • Переход к учебной деятельности.
  • Важность понимания ведущей деятельности ребёнка.

Отрочество

13:27
  • Интимно-личностное общение.
  • Большой кризис 11 лет: гормональные изменения, трудности с вниманием.
  • Проблема идентичности и определение себя в мире.

Заключение

14:38
  • Необходимость толерантности к трудностям роста ребёнка.
  • Возвращение к предметной среде и учебной деятельности.
  • Задумывание о будущей роли в обществе.

Кризисы и переломы

15:26
  • Кризисы и переломы — разные понятия.
  • Перелом — качественное развитие, выводящее человека на новый уровень.
  • Кризис — неправильное переживание перелома.

Восприятие кризисов обществом

16:47
  • Общество часто воспринимает подростковый возраст как источник проблем.
  • Подростки видят проблемы в мультфильмах, сериалах и разговорах взрослых.
  • Важно воспринимать кризисы как двери в новый мир.

Кризис трёх лет

17:43
  • Психологическое отделение от матери, обретение «я».
  • Умение отказывать и делать выбор.
  • Проявление негативизма, упрямства и строптивости.

Личные компетенции ребёнка

18:39
  • Ребёнок учится различать «я должен», «я хочу» и «я могу».
  • Важность предоставления ребёнку личных компетенций.
  • Пример с игрушкой: ребёнок получает право на владение и уход за игрушкой.

Кризис шести-семи лет

20:42
  • Адаптация к школе: психологическая и идеологическая.
  • Психологическая адаптация занимает месяц, идеологическая — до полугода.
  • Проблемы с режимом, дисциплиной и сенсорными нагрузками.

Симптомы кризиса

22:19
  • Потеря непосредственности, непослушание, демонстративная взрослость.
  • Хитрости и уход от правил.
  • Обман как признак роста интеллекта.

Оценка развития

23:17
  • Если развитие ребёнка не соответствует возрасту, рекомендуется обратиться к психологу.
  • Периодизация развития основана на нормативах.

Кризис 11 лет

23:43
  • Симптомы кризиса: отрицательное отношение к школе, нарочитая взрослость, копирование поведения старших.
  • Задача педагогов и родителей: переключать внимание подростка с внешних признаков взрослости на более полезные качества.
  • Подростку нужно объяснить, что взрослость связана с ответственностью и соблюдением определённых условий.

Эгоцентризм и чувство исключительности

24:38
  • У подростков наблюдается снижение эмпатии.
  • Исследования показывают, что подростки испытывают трудности в понимании позиции другого человека.
  • Чувство исключительности важно для подростка, его нельзя игнорировать.

Потеря и сопереживание

27:18
  • Потеря первой любви может быть болезненной для подростка.
  • Родители должны сопереживать ребёнку и делиться своими историями о потерях.
  • Сопереживание помогает ребёнку найти новые стратегии совладания с проблемами.

Стеснение собственного тела

28:42
  • Самооценка подростка начинает зависеть от мнения сверстников.
  • Социальный интеллект подростка растёт, что может вызывать болезненные переживания.
  • Важно понимать и поддерживать подростка в этот период.

Ранний возраст

30:03
  • Ведущая деятельность: предметно-орудийная.
  • Потребность в ситуативно-деловом общении со взрослым.
  • Ребёнок ищет похвалу за конкретные достижения, а не за безусловную любовь.

Дошкольное детство

32:02
  • Интерес к сюжетно-ролевым играм.
  • Развитие наглядно-образного мышления.
  • Важно поддерживать интересы ребёнка и не навязывать игры, не соответствующие его возрасту.

Младшая школа

35:47
  • Ведущая деятельность: учебная.
  • Возможные типы дезадаптивного поведения: пассивный протест, активный протест, систематизация, невротизация.
  • Развитие словесно-логического мышления и способности к самообразованию.
  • Поддержка умения учиться и способности к самостоятельному развитию.

Младший подростковый возраст

37:24
  • Время для интимно-личностного общения.
  • Ощущение воображаемой аудитории может вызывать стеснение и иррациональные установки.
  • Понимание этого помогает объяснить поведение ребёнка.

Кризис подросткового возраста

38:28
  • В современной культуре подростковый кризис более выражен, чем в примитивных обществах.
  • В примитивных обществах подросток сразу получает статус взрослого после инициации.
  • В современном обществе подросток должен отвоевывать свои компетенции, что порождает кризис.

Эволюция морали по Кольбергу

39:30
  • Мораль развивается от конвенциональной к постконвенциональной.
  • Конвенциональная мораль характерна для маленьких детей, ориентированных на реакцию авторитетов.
  • Инструментальный индивидуализм появляется ближе к школьному возрасту, когда другой человек воспринимается как ресурс.

Эпохи морали

40:47
  • Конвенциональная мораль: желание соответствовать ожиданиям и ценить отношения выше собственных интересов.
  • Социальный закон: осознание необходимости следования законам и отстаивание прав.
  • Социальный контракт: принятие чужого мнения и понимание относительности всего.
  • Универсальные этические принципы: руководство универсальными законами морали.

Старший подростковый возраст

43:08
  • Ведущая деятельность — учебно-профессиональная.
  • Проблемы на грани взрослой жизни: выбор профессии и самоопределение.

Особенности примитивных этносов

44:11
  • В примитивных этносах нет кризисов и проблем с высыпанием.
  • Самотофорные явления могут быть поводом для обращения к шаману.
  • Шаманская инициация рассматривается как способ получения статуса.

Различия в менталитете

45:46
  • Менталитет примитивных этносов отличается от современного логического мышления.
  • Их мир более богат эмоциональными и духовными переживаниями.
  • Современная культура более невротична из-за множества ограничений.

Заключение

47:36
  • Лекции доступны по ссылке.
  • Благодарность зрителям.