1 лекция_ Возрастная психология и психология развития

YOUTUBE · 25.11.2025 04:15

Ключевые темы и таймкоды

Введение в психологию развития

0:00
  • Виктория Витальевна, преподаватель психологии развития, объясняет, что психология развития является важным предметом, который студенты должны освоить.
  • Она представляет презентацию, фильм и нарезку видео, которые будут использоваться в ходе курса.

Определение психологии развития

2:01
  • Психология развития изучает возрастную динамику развития человеческой психики, а также антогенез психических процессов и психологических качеств личности.
  • Возрастная психология изучает развитие только в связи с определенным хронологическим возрастом, в то время как психология развития рассматривает различные процессы психического развития.

Предмет и задачи психологии развития

6:11
  • Психология развития отвечает на вопросы о том, что и как изменяется в процессе развития человека.
  • Она изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.

Детская психология и развитие науки

9:23
  • Детская психология является неотъемлемой частью возрастной психологии и психологии развития.
  • Она зародилась в конце XIX века и стала важной отраслью психологии.

Развитие детской психологии

10:41
  • В конце 19 века начинается развитие промышленности и технического прогресса, что приводит к необходимости обучения и воспитания детей.
  • Родители и учителя перестают рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания.

Литература и историческая картина

13:38
  • Классическая литература описывает жизненные обстоятельства и уровень жизни, что помогает понять развитие человека и его психики.

Франсуаза Дальто и ее книги

21:11
  • Франсуаза Дальто - французский психоаналитик и педиатр, автор книг "На стороне ребенка" и "На стороне подростка".
  • В ее книгах описывается отношение к ребенку и младенцу в разные исторические периоды, что помогает сравнить их с современным представлением о детях.

Рождение и воспитание ребенка

26:07
  • Мать рожает ребенка на рынке, бросает его в таз с потрохами рыбы и продолжает торговать.
  • Фрейд описывала либидо как невидимую ручку, которая тянется от ребенка к матери.

Средневековье и отношение к детям

30:00
  • В средневековье ребенок не рассматривался как человек, его подвешивали под потолок для сохранения тепла.
  • Младенцы умирали от холода и инфекций, которые разносили другие люди.

Отношение к детям в литературе и искусстве

33:38
  • В литературе и искусстве, дети часто изображаются как беспомощные и нуждающиеся в защите.
  • В картинах, дети часто изображаются в длинных рубашках, что может указывать на пол ребенка.

Отношение к детям в исторической эпохе

40:26
  • В исторической эпохе, ребенок не воспринимается как маленький человек, а как что-то непонимающее и с чем можно играть.
  • В богатых семьях, дети одеваются как взрослые или куклы, что может указывать на отношение к ним как к игрушкам.

Зарождение детской психологии

47:38
  • В конце XIX века, главной задачей в психологии становится понимание маленького человека.
  • Вильгельм Плер, немецкий ученый-дарвинист, начал систематические исследования детства, описывая каждый день своего сына после его рождения.

Вильгельм Прер и его вклад в детскую психологию

50:54
  • Вильгельм Прер был первым, кто осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики, описывая изменения новорожденного ребенка и младенца.
  • Он описывал физиологические процессы, происходящие с ребенком, и его психическое развитие, что было важным шагом в развитии детской психологии.

Развитие возрастной психологии

53:34
  • После работ Вильгельма Прера, детская психология стала развиваться в направлении подростковой, юношеской и взрослой психологии, а также геронтопсихологии (психологии старости).
  • В современной психологии возраст и зрелость психики не всегда совпадают, поэтому понятие "психология зрелого человека" не используется.

Возрастная периодизация

56:35
  • Возрастная периодизация включает в себя детство, подростковость и юность.
  • Норма психического развития определяется на основе статистических данных и отклонений от нее.

Возраст и развитие

1:07:16
  • В прошлом возраст определялся возможностью работать и зарабатывать деньги, а также репродуктивностью.
  • С появлением психологии, возраст стал определяться психическим соответствием данному возрасту.

Психология антогенеза

1:11:54
  • Психология антогенеза - это формирование основных структур психики индивида в течение его детства.
  • Изучение антогенеза является главной задачей детской психологии.
  • В отечественной психологии основное содержание антогенеза - предметная деятельность и общение ребенка со взрослым.

Человек как предмет изучения

1:15:03
  • Психология развития и возрастная психология изучает человека как существо, воплощающее высшую ступень развития жизни.
  • Человек является системой, в которой физическая и психическая, генетически обусловленная и прижизненно сформированная природная, социальная и духовная образуют нерасторжимое единство.

Образ человека в социологических, психологических и педагогических представлениях

1:27:53
  • Ощущающий человек - человек как сумма знаний, умений, навыков, устройство по переработке информации.
  • Человек-потребитель - человек как нуждающийся, система инстинктов и потребностей.
  • Запрограммированный человек - система реакций и стимул-реакция в поведенческих науках.
  • Деятельностный человек - человек, осуществляющий выбор.
  • Человек как выразитель смыслов и ценностей - человек, определяющий свою позицию и отношение к миру.

Образ человека

1:31:38
  • Видео обсуждает различные подходы к пониманию человека, включая образ ощущающего человека, образ человека как вместилища нужд, инстинктов и влечений, образ запрограммированного человека, образ деятеля и образ человека-субъекта.
  • Автор подчеркивает, что рассмотрение психики человека только с одной точки зрения не дает полной картины, и предлагает использовать образ зонтика с множеством спиц для более полного понимания.

Самоанализ и работа с клиентами

1:41:48
  • Автор предлагает использовать образ зонтика для самоанализа, задавая вопросы о своей женственности, сексуальности, умственных способностях и других аспектах своей личности.
  • Также автор предлагает использовать образ зонтика для работы с клиентами, помогая им узнать о себе и своих потребностях.