Знаменитое интервью Николая Цискаридзе программе "Познер" Выпуск 04.04.2011

DZEN · 29.11.2025 06:37

Ключевые темы и таймкоды

Введение и знакомство

0:30
  • Николай Цискаридзе и Владимир Познер обсуждают их знакомство.
  • Познер спрашивает, есть ли у Цискаридзе автомобиль, и тот отвечает, что у него есть водитель.

Использование общественного транспорта

1:11
  • Цискаридзе объясняет, что регулярно пользуется метро, так как Большой театр находится в центре Москвы.
  • Он признает, что его узнают в метро, и делится своим мнением о популярности.

Артисты балета и узнаваемость

2:11
  • Цискаридзе говорит, что артисты балета с детства учатся кланяться и быть узнаваемыми.
  • Он подчеркивает важность этих навыков для профессии.

Вопросы зрителей

2:33
  • Познер объявляет, что будут заданы пять вопросов от зрителей.
  • Первый вопрос от Натальи Лучниковой о грузинской мудрости и целях в жизни.

Грузинская мудрость и судьба

3:07
  • Цискаридзе считает, что не каждому суждено осуществить свои мечты.
  • Он подчеркивает важность оставаться человеком в сложных ситуациях.

Балетная жизнь и будущее

4:06
  • Цискаридзе рассказывает о своем пути в балете и о том, как он стал педагогом.
  • Он делится своими мыслями о преподавательской работе и ее оплате.

Публичное участие в политике

5:55
  • Цискаридзе размышляет о своем будущем после завершения карьеры.
  • Он выражает сомнения по поводу участия в политике и подписывания писем.

Отношение к партийной принадлежности

6:41
  • Артисты и режиссеры не должны быть партийными, так как это требует последовательности и честности.
  • Не понимает танцующих и поющих депутатов, так как они не выполняют свои обязанности.
  • Считает, что депутаты должны быть последовательными и работать на благо общества.

Подписание писем и поддержка

7:34
  • Письма подписывал только для поддержки конкретных людей или для получения квартиры.
  • Не примыкает к политическим движениям и считает, что артисты не должны вмешиваться в политику.
  • Восхищается талантом Волошиной, несмотря на её надменный и гламурный образ.

Влияние на людей вне сцены

8:31
  • Задумывался о том, какое впечатление производит на людей вне сцены.
  • Считает, что люди подобны колбасам и носят то, что им вкладывают.
  • Строгие родители учили его нести ответственность за свои действия и не оправдываться.

Выбор профессии и балет

9:44
  • Выбрал балет, несмотря на предупреждения матери, из-за желания сказки в жизни.
  • В советское время балет был на высоком уровне, что создавало иллюзию легкости.
  • С мамой был договор, что он сам выберет балет, и она не вмешивалась.

Сложности в балетной карьере

10:40
  • В 13 лет хотел уйти из балета из-за сложностей, но тщеславие и самолюбие помогли продолжить.
  • Организм мальчиков в этот период отстает в развитии, что усложняет тренировки.
  • Установка быть первым помогла преодолеть трудности и не жалеть о выборе профессии.

Вопросы зрителей

12:27
  • Ведущий просит зрителей посмотреть рекламу перед продолжением.
  • В интервью важно, чтобы первый вопрос зацепил зрителя.
  • Ведущий делится своим опытом и размышлениями о неизбежности смерти.

Тяжелый период в жизни

13:39
  • Ведущий рассказывает о серьезном травме и госпитализации.
  • Он описывает состояние, когда никто не был уверен в его выживании.
  • В больнице он размышлял о своей жизни и искусстве балета.

Важность качества выступлений

14:07
  • Ведущий делится мыслями о том, что важно не подписывать письма, которые могут бросить тень на его репутацию.
  • Он подчеркивает важность качественных выступлений, а не количества.
  • Вспоминает слова Галины Улановой о том, что лучше сожалеть о том, что сделал, чем о том, что не попробовал.

Влияние Галины Улановой

15:03
  • Ведущий рассказывает о своем впечатлении от выступлений Улановой.
  • Он вспоминает, как Уланова готовила его к выступлениям и как она изменила его подход к танцам.
  • Уланова была примером для него, несмотря на ее возраст и трудности.

Магия таланта

16:01
  • Ведущий делится мыслями о таланте как о неопределимой вещи.
  • Он вспоминает, как Уланова показала ему, как она видит его выступление.
  • Уланова, несмотря на возраст, была полна энергии и магии на сцене.

Влияние Улановой на людей

17:01
  • Ведущий рассказывает о письмах, которые люди писали Улановой с фронта.
  • Он понимает, что магия таланта Улановой была необъяснима.
  • Уланова оставалась для него интересным персонажем, несмотря на ее сложные последние годы.

Тепло и труд

19:00
  • Ведущий делится теплом, которое Уланова пыталась подарить ему.
  • Он осознает, что не записывал многие из ее советов.
  • Ведущий подчеркивает, что танец требует огромного труда, независимо от таланта.

Каторга в цветах

19:43
  • Раневская сказала, что балет - это каторга в цветах.
  • Классический балет - высшая ипостась для танцовщиков, как концерт Чайковского для музыкантов.
  • В третьем акте балета "Баядерка" самые сложные движения.

Постоянное подтверждение

20:40
  • Артисты балета должны подтверждать свою "олимпиаду" каждый спектакль.
  • В балете "Баядерка" выход теней - одно из самых сложных мест для танцовщиков.
  • Артисты подсознательно готовятся к выходу, как собаки Павлова.

Ответственность и давление

21:41
  • Весна и осень - самые сложные времена для балета из-за погодных условий.
  • Артисты не имеют права на ошибку, второго дубля нет.
  • Ответственность за выступление огромна, и каждый раз нужно оправдывать ожидания.

Соцпакет и ответственность

22:39
  • Соцпакет артиста не приносит радости, а только ответственность.
  • Спиваков не может не играть, чтобы не подвести свой бренд.
  • Артисты устали от ответственности, а не от выхода на сцену.

Грузинская пословица

23:38
  • Хорошая работа делает человека поэтом, а плохая - сапожником.
  • Плохой сапожник - сапожник, что о нем разговаривать.

Дни рождения

23:52
  • Есть три дня в году, которые не подходят для дня рождения: 1 апреля, 29 февраля и 31 декабря.
  • Вопрос о влиянии рождения в канун нового года на судьбу.

Подведение итогов года

24:38
  • Легко подводить итоги года.
  • День рождения - лакмусовая бумажка для отношения людей.
  • Важно внимание, а не подарки.

Родители и детство

25:35
  • Мать русская, отец неизвестен.
  • Родился в легальном браке на Кавказе.
  • С детства был с отчимом, который был уважаем.

Отчим и мать

26:26
  • Отчим был из другого круга, мезальянс.
  • Мать была старше на 16 лет, преподавала физику.
  • Многое скрыто, не интересуется архивами.

Жизнь матери

27:26
  • Мать пережила трудные времена, работала в Обнинске.
  • Документы после ее смерти не дали информации.
  • Решила не раскрывать правду, даже на смертном одре.

Фамилия и семья

28:26
  • Фамилия матери связана с хорошей семьей, но в СССР лучше было не жить под этой фамилией.
  • В анкетах писали одно, в реальности - другое.
  • Много таинственного, но важно было заполнять бумаги.

Переезд в Москву

29:03
  • Мама не хотела, чтобы сын пошел в балет, но он настоял.
  • В СССР было положение о национальных кадрах, и он не был национальным кадром.
  • Мама сыграла важную роль в переезде в Москву, несмотря на трудности.

Проблемы с приемом в училище

30:01
  • Несмотря на способности, его не брали в Москву из-за грузинского происхождения.
  • Рассматривали возможность смены фамилии, но мама отказалась.
  • В итоге помог знакомый, который позвонил и пообещал помочь.

Переезд в Москву и новые трудности

31:55
  • После переезда в Москву, мама оформила пенсию и переехала с сыном.
  • В советское время хватало денег, но после распада СССР стало трудно.
  • Мама делала все, чтобы обеспечить семью, несмотря на трудности.

Прописка и работа

32:54
  • Мама была педагогом с 35-летним стажем, но не могла найти работу из-за отсутствия московской прописки.
  • Прописка была важна для поступления в Большой театр.
  • Мама положила жизнь на то, чтобы прописать сына в Москву, несмотря на трудности.

Как вас взяли в Большой театр

33:56
  • Рихтер поставил 20 баллов Ван Клиберну, а остальным - 0, что помогло ему победить.
  • Григорович, несмотря на алфавитный порядок, поставил вас первым номером, что решило вашу судьбу.

Ваша мечта о Большом театре

34:56
  • Вы мечтали попасть в Большой театр, считая его лучшим в стране.
  • Если бы вас не взяли, вы бы пошли учиться в театральные вузы, так как были уверены, что попадете в театр.

Театр как производство

35:56
  • Театр для вас был не только профессией, но и производством, которое вам нравилось.
  • Несмотря на сложности, театр был для вас прекрасным местом.

Зависть и конкуренция в балете

36:27
  • В балете конкуренция особенно сильна из-за сжатых сроков карьеры.
  • В драматическом театре можно было играть разные роли, в балете это невозможно.

Оборонительные войны

38:00
  • Вы вели только оборонительные войны, не позволяя себе наступательные.
  • Вам повезло, что у вас были сильные защитники, такие как Уланова и Семенова, которые воспитали ваш характер.

Пример жесткости

39:00
  • Уланова была очень настойчивой и добивалась своего, несмотря на возражения.
  • Она не позволяла никому перечить ей, что научило вас жесткости и умению защищать свои интересы.

Творческая радость и поддержка

39:36
  • Автор делится радостью от творческой деятельности, несмотря на критику.
  • Галина Сергеевна и Семенова поддержали его, что помогло получить премьерскую ставку.
  • Автор благодарит судьбу за возможность, несмотря на трудности.

Время Чацких и Молчалиных

40:35
  • Автор обсуждает амплуа Чацкого и Молчалина.
  • Он считает, что время Чацких было в 1991-1992 годах, но сейчас снова доминируют Молчалины.
  • Автор не жалеет о своем амплуа, но грустит о текущей ситуации.

Революции и их последствия

41:33
  • Автор цитирует Бисмарка о том, что революции задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются плодами подлецы.
  • Он считает, что все революции подтверждают эту теорию.

Балет и его достижения

41:53
  • Автор вспоминает ироничную песенку о ракетах и балете.
  • Он утверждает, что Россия впереди планеты всей в классическом балете.
  • Система обучения танцу в России существует с 1738 года и оправдала себя.

История и система обучения

42:50
  • Анна Иоанновна создала училище, которое существует уже 300 лет.
  • Система воспитания артистов в России оправдала себя, выпустив множество гениальных артистов.
  • Автор выражает восхищение этой системой и ее долговечностью.

Проблемы в образовании

43:17
  • Министерство образования предлагает бесконкурсное поступление в музыкальные, театральные и хореографические заведения.
  • Это вызывает скандал среди деятелей искусства, которые считают, что обучение должно начинаться с раннего возраста.
  • Письмо президенту и премьер-министру от деятелей искусства с просьбой пересмотреть законы.

Историческое и профессиональное образование

44:17
  • Драматическое и музыкальное образование в России имеет долгую историю.
  • Министерство образования должно быть представлено профессионалами, а не людьми без опыта.
  • Россия может гордиться своими достижениями в искусстве, но рискует проиграть Китаю.

Игнорирование проблемы

45:13
  • Автор неоднократно выступал в министерстве образования и Госдуме, но его игнорируют.
  • Он считает, что люди, принимающие законы, не связывают свое будущее с Россией.
  • Предлагает закон, обязывающий их родственников служить в армии и учиться в России.

Важность системы образования

46:04
  • В сложные годы хореографическое училище в России оставалось в хорошем состоянии благодаря поддержке высокопоставленных лиц.
  • Французская школа балета существует дольше, но русская система обучения более комплексная.
  • Русская система обучения позволяет обучать детей в течение восьми лет, в отличие от французской пятилетней программы.

Проблемы и перспективы

48:00
  • Русская система обучения балетному искусству признана одной из лучших в мире.
  • Западные театры не являются репертуарными, в отличие от российских.
  • Многие талантливые артисты, такие как Барышников, Годунов, Нуриев и Тимофеева, уехали за границу, где могли раскрыть свой талант и зарабатывать больше.

Политическое давление и оплата

49:56
  • В прошлом политическое давление на артистов было сильнее, но и сейчас оплата труда в России остается низкой по сравнению с западными странами.
  • Вопрос о том, почему артисты не уезжают за границу, несмотря на более высокие зарплаты.

Различия в соцпакетах и карьере

50:09
  • Коллективы платят артистам столько же, сколько и западным коллегам, но у них есть серьезные соцпакеты и страховки.
  • Барышников и Годунов не смогли добиться успеха на Западе, в отличие от Нуриева, который был талантливым артистом и менеджером.

Нуриев как менеджер

51:07
  • Нуриев умел поддерживать интерес к себе, создавая скандалы и интриги.
  • Он был гением в управлении своей славой и правильно распоряжался ею.

Визиты в разные страны

52:06
  • Артисты часто посещали приемы в разных странах, наблюдая за жизнью аристократии и политиков.
  • В перестройку им разрешили общаться с эмигрантами, что позволило увидеть жизнь простых людей.

Отношение к критике и скромности

52:33
  • Артист негативно относится к критике, приводя пример Кюи о Чайковском.
  • Скромность украшает человека, у которого нет других украшений.

Нереализованные роли

52:43
  • Артист мечтал сыграть роль Демона в спектакле по Лермонтову, но Борис Эйфман выбрал другую постановку.

Личные качества

53:22
  • Артист не любит в себе несдержанность, а в других – неопрятность и непорядочность.
  • В мужчинах ценит порядочность, а в женщинах – остроумие.

Счастливые моменты

54:11
  • Артист был счастлив, когда попал в Гранд Опера, так как это был прорыв после десяти лет без приглашений из России.

Сожаления и слабости

54:28
  • Артист сожалеет о том, что не успел сказать или сделать многое перед ушедшими людьми.
  • Считает себя ранимым и способным простить ложь, но не предательство и подлость.

Жизнь перед Богом

55:24
  • Артист старается жить честно перед Богом, так как вырос в верующей семье.
  • Педагог в детстве предупредил его о наказании за неиспользование данных Богом способностей, что мотивировало его стараться.

Воспоминания о Людмиле Гурченко

56:15
  • Автор был в Лондоне на праздновании 80-летия Михаила Горбачева.
  • Вернулся в Москву поздно вечером и не успел попрощаться с Людмилой Гурченко.
  • Они были знакомы давно, но не близко.
  • Автор вспоминает, как они встречались на разных вечерах и танцевали вальс.

Впечатления от Людмилы Гурченко

57:16
  • Гурченко была бесподобной певицей, танцовщицей и женщиной.
  • Автор был немного влюблен в нее.
  • Впервые увидел ее в фильме "Пять вечеров" и был потрясен.
  • Считает, что она могла бы стать суперзвездой в Голливуде благодаря своему таланту, голосу, музыкальности, изяществу, чувственности и красоте.

Незаменимость людей

58:17
  • Автор не согласен с пословицей "нет незаменимых людей".
  • Каждый человек уникален и незаменим.
  • Людмила Гурченко была особенной, и ее будет сильно не хватать.
  • Пожелание удачи и приятных сновидений.