Лекция Жака ТАРДИФА "компетентностный подход : смена парадигмы "

YOUTUBE · 29.11.2025 03:58

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:11
  • Видео начинается с приветствия от Дэвида, который представляет себя и приветствует гостей на конференции.
  • Затем он представляет Жака Тардифа, который будет выступать с докладом о подходе, основанном на навыках, и смене педагогической парадигмы.

Определение парадигмы

1:08
  • Жак Тардиф объясняет, что парадигма - это школа мысли, которая разделяет последовательный набор убеждений, ориентаций, ценностей и способов поведения.
  • Он также упоминает, что парадигма определяет контекст изучения явлений и направляет разработку теорий и практик.

Переход к подходу, основанному на навыках

2:08
  • Жак Тардиф утверждает, что подход, основанный на навыках, является сменой педагогической парадигмы, которая позволяет разрабатывать теории и практики, ориентированные на развитие навыков.
  • Он подчеркивает важность этого подхода для разработки программ обучения и оценки результатов обучения.

Заключение

5:02
  • Жак Тардиф завершает свое выступление, подчеркивая важность перехода от парадигмы преподавания к парадигме обучения.
  • Он также объясняет, почему они заговорили о компетентностном подходе и как это влияет на их программы обучения.

Различия между подходами к обучению

6:45
  • Видео обсуждает различия между подходами к обучению, основанными на навыках и через объектив.
  • В подходах, основанных на навыках, обучение интегрировано и основано на курсе, в то время как в подходах через объектив обучение раздроблено и основано на дисциплинах.

Профессионализация и подходы к обучению

8:27
  • Профессионализация и подходы к обучению также различаются, где в подходах, основанных на навыках, студент должен синергетически объединить все части своего обучения, в то время как в подходах через объектив каждый учебный элемент является частью, которую студент должен пройти.

Фрагментация и разделение в обучении

11:22
  • Видео обсуждает фрагментацию и разделение в обучении, где в подходах, основанных на навыках, обучение организовано для учителя, а в подходах через объектив обучение раздроблено и ориентировано на дисциплины.

Влияние на обучение и преподавание

13:05
  • Видео подчеркивает, что эти подходы влияют на обучение и преподавание, где в подходах, основанных на навыках, озабоченность ученика не так сильна, как в подходах через объектив.
  • Видео также обсуждает, как профессора могут вести себя так, как будто студенты являются копировальными аппаратами, что может привести к конструктивистскому подходу к обучению.

Обучение и профессионализация

14:36
  • Обсуждение важности избирательного подхода к обучению и накоплению знаний.
  • Упоминание о трех ошибках в представлении тренеров: теория должна предшествовать практике, обучение должно быть разбито на части, и навыки должны быть развиты в рамках стажировок.

Обучение и навыки

21:09
  • Обсуждение трех категорий причин, побуждающих к изменениям в программах: проблемы в образовании, проблемы в обучении, и политические причины.
  • Упоминание о важности избирательного подхода к обучению и развитию навыков.

Проблемы в обучении

24:01
  • Студенты не закрепляют знания, полученные в университете, и не используют их в реальных ситуациях.
  • Обучение носит теоретический и дисциплинарный характер, что не позволяет студентам применять знания на практике.

Критическое мышление и навыки решения проблем

27:30
  • Студенты не развивают критическое мышление и навыки решения сложных проблем.
  • Обучение не развивает гибкость мышления и способность работать с противоречивыми точками зрения.

Мотивация студентов

29:36
  • Уровень мотивации и приверженности студентов к обучению снижается по мере прохождения обучения.
  • Проблемное обучение не всегда мотивирует студентов, и они могут воспринимать его как однообразную рутину.

Общество и обучение

31:30
  • Общество сталкивается со сложными и междисциплинарными проблемами, требующими новых решений.
  • Обучение должно быть междисциплинарным и развивать навыки решения сложных проблем.

Междисциплинарность и транс

32:43
  • Спикер обсуждает важность междисциплинарности и транс в обучении, утверждая, что это позволяет находить самые важные решения и интегрировать несколько дисциплин.
  • Он также подчеркивает важность когнитивных навыков, таких как общение и работа в команде, и отмечает, что эти навыки являются ключевыми для успеха в профессиональной среде.

Обучение и ситуации обучения

36:30
  • Спикер объясняет, что обучение должно быть основано на проектах и ситуациях, которые интересны студентам и соответствуют их интересам и потребностям.
  • Он подчеркивает важность трансдисциплинарности и достоверности в учебных ситуациях, утверждая, что они должны быть максимально приближены к реальным ситуациям и проблемам.
  • Он также отмечает, что учебные ситуации должны быть максимально достоверными и трансдисциплинарными.

Проблемное обучение и портфолио

41:07
  • Проблемное обучение - это когда студенты сталкиваются с когнитивным конфликтом и понимают, что их знания недостаточны.
  • Портфолио или учебный файл - это инструмент, который заставляет студента думать о действии и о действии, а также требует самооценки и саморегуляции.

Оценка обучения и подходы, основанные на навыках

46:44
  • Оценка обучения - это когда студент предоставляет доказательства своего ученичества, а не когда учитель оценивает его.
  • Программы, основанные на навыках, требуют огромного количества знаний для планирования, организации действий и размышлений о том, как их использовать.

Возражения и возражения

52:21
  • Возражение 1: требует большой работы и выглядит огромно.
  • Возражение 2: создает впечатление, что мы занимаемся педагогикой и зависим от корпоративного мира.
  • Возражение 3: возможно, позволило бы снять возражение по поводу работы.

Обсуждение навыков и обучения

53:38
  • В видео обсуждается важность создания хранилищ навыков для студентов и преподавателей.
  • Обсуждается, как тренеры и эксперты могут помочь в создании хранилищ навыков.

Проблемное обучение и вовлечение студентов

59:04
  • Обсуждается важность проблемного обучения и вовлечения студентов в процесс обучения.
  • Упоминается, что учителя должны быть готовы к тому, что студенты будут предлагать различные идеи и подходы к обучению.

Переход от обучения к информации

1:04:35
  • Обсуждается разница между передачей информации и обучением.
  • Упоминается, что в высшем образовании учителя могут передавать информацию, но не обучать студентов.

Намерения и подходы к обучению

1:06:17
  • Обсуждается разница между намерениями в обучении и намерениями в передаче информации.
  • Упоминается, что в университете преподаватели могут передавать информацию, но не обучать студентов.

Обсуждение подхода, основанного на навыках

1:07:25
  • Жак Тардиф, представитель сети педагогических консультантов, обсуждает подход, основанный на навыках, и его применение в рамках образовательных программ.
  • Он подчеркивает важность оценки навыков и компетенций, а не только знаний.

Трудности и проблемы в подходе

1:11:29
  • Тардиф обсуждает трудности, связанные с оценкой навыков и компетенций, особенно в контексте академического образования.
  • Он также упоминает о психологических аспектах подхода и о том, как они могут влиять на оценку.

Примеры из практики

1:15:37
  • Тардиф приводит примеры из своей практики, где он и его команда сталкиваются с трудностями в разработке и внедрении подхода, основанного на навыках.
  • Он подчеркивает важность коллективного интеллекта и сотрудничества для успешного внедрения подхода.

Вопросы и ответы

1:18:18
  • Участники дискуссии задают вопросы о подходе, основанного на навыках, и о том, как его можно применять в различных контекстах.
  • Тардиф отвечает на вопросы, подчеркивая важность непрерывного обучения и сотрудничества для успешного внедрения подхода.

Оценка знаний и навыков

1:19:36
  • Обсуждение того, как оценивать студентов, не только по знаниям, но и по навыкам.
  • Упоминается, что некоторые студенты могут иметь пробелы в знаниях, но при этом обладать навыками.

Компетенции и оценка

1:24:00
  • Обсуждение того, как компетенции записываются у студентов, особенно на стажировках.
  • Упоминание о том, что система обучения в школе медсестер изменилась, и теперь больше относится к университетскому образованию.

Оценка навыков и знаний

1:28:02
  • Обсуждение того, как студенты могут видеть, как другие студенты и учителя используют навыки и знания на практике.
  • Упоминание о сертификации навыков и их несоответствии с представленными моделями.

Самооценка и коллективная компетентность

1:31:00
  • Обсуждение самооценки студентов и их способности критически оценивать свои навыки и знания.
  • Упоминание о важности коллективной компетентности в профессиональных сферах, таких как пожарные.

Самооценка и саморегуляция

1:32:17
  • Обсуждение важности самооценки и саморегуляции в процессе обучения.
  • Упоминается, что студент должен самостоятельно оценивать свой прогресс и иметь информацию о развитии навыка.
  • Критерии для самооценки должны быть определены преподавателем.

Поддержка и самостоятельность

1:33:12
  • В начале обучения преподаватель должен оказывать большую поддержку в проведении самооценки, но по мере прохождения обучения поддержка должна уменьшаться.
  • Самооценка является обязательным доказательством пути студента.
  • После самооценки, студент должен быть готов к саморегуляции.

Заключение

1:34:01
  • Обсуждение важности самооценки и саморегуляции для развития навыков и самостоятельности студентов.
  • Предложение остановиться на достигнутом и посмотреть, как "семя" самооценки и саморегуляции будет развиваться в дальнейшем.