Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании

RUTUBE · 01.12.2025 07:10

Ключевые темы и таймкоды

Введение в проблему

0:16
  • Глобализация и интеграция вузовского образования привели к необходимости поиска общих категорий для оценки результативности деятельности.
  • Проводились конференции и симпозиумы для определения таких категорий.

Категория компетенций

0:59
  • Наум Хомский в 1965 году предложил категорию компетенций применительно к языковой способности.
  • Компетенции включают программирующее устройство, внутреннюю программу и употребление созданных элементов.

Развитие концепции компетенций

1:38
  • Хомский считал категорию компетенций случайной, но она получила развитие в работах Равена.
  • Равен выделил 37 социальных компетенций, включая продуктивность мышления, критичность, мотивацию и работу в команде.

Проект DESCO

3:47
  • В 2001 году вышел проект DESCO, определяющий ключевые компетенции.
  • Ключевые компетенции включают грамотность, взаимодействие, работу и общение.

Ключевые компетенции в Берне

5:01
  • В 1996 году в Берне были выделены пять ключевых компетенций для молодых европейцев: социально-политическая толерантность, конфликтность, принятие мнения другого, ответственность; межкультурная толерантность; владение устной и письменной речью; информатизация и технологизация; умение учиться.

Доклад директора департамента образования

7:33
  • Директор департамента образования Дилор выделил четыре ключевых компетенции: учиться, работать, жить и жить вместе.

Стратегия модернизации образования

8:18
  • Под руководством академика Краевского разработана стратегия модернизации среднего образования, основанная на компетентностном подходе.
  • Компетентность включает мотивацию, ориентацию в деятельности, решение задач и ответственность.

Разделение понятий

10:53
  • Автор разделила понятия «компетенция» и «компетентность», отметив методологическое и содержательное различие между ними.

Определение компетенции

11:39
  • Компетенция — это совокупность факторов, способствующих достижению лучшего результата в деятельности или обучении.
  • Эти факторы могут включать мотивацию, способности, эмоции, знания и умения.
  • Компетенция ведёт к осознанию себя как субъекта деятельности.

Компетентность как личностная черта

12:25
  • Компетентность формируема и может быть результатом обучения или природных способностей.
  • Примеры природных способностей: изобретательство, рисование, вышивка, шитьё.
  • Исследовательская группа показала структуру компетентности.

Структура компетентности

13:21
  • В структуру компетентности входят знания о содержании и программе деятельности.
  • Второй компонент — выработанные способности реализовывать знания на уровне навыков, умений или опыта.
  • Компетентность не противопоставляется знаниям и умениям, а включает их как необходимые компоненты.

Ценностно-смысловое звено

15:02
  • Ценностно-смысловое звено включает осознание и осмысление значимости действий и деятельности для человека.
  • Деятельность должна быть значимой, а не выполняться ради вознаграждения.
  • Отсутствие жизненного смысла делает компетентность ущербной.

Регуляция и готовность

16:02
  • Регуляция поведения и деятельности — важный компонент компетентности.
  • Компетентный человек способен менять стратегию и тактики в зависимости от ситуации.
  • Готовность включает мобилизационное состояние для включения в работу.

Управление формированием компетентности

18:34
  • Структура компетентности позволяет управлять её формированием.
  • Выделены возрастные особенности компетентности и разработаны подходы к её оценке.
  • Различие между компетенциями и компетентностью требует дальнейшего изучения.

Компетентный подход в образовании

19:31
  • Компетентный подход в образовании должен учитывать не только знания и умения, но и другие личностные качества.
  • Формирование компетентности как целостной личностной черты имеет большое будущее.

Группировка компетентностей

20:14
  • Компетентности группируются по отношению к себе, обществу и деятельности.
  • Любая личностная компетентность социально по сути.
  • Подход подчёркивает важность учёта социума в формировании компетентности.

Социальные компетентности

21:04
  • Человек — социальное существо, и все его черты формируются в социуме.
  • Выделены пять основных социальных компетентностей: здоровье сбережения, взаимодействие, коммуникация, информационно-технологическая компетентность и гражданственность.

Компетентность здоровья сбережения

22:03
  • Включает знания о своём организме и здоровом образе жизни.
  • Включает опыт реализации этих знаний через питание, гимнастику и спорт.
  • Ценность здоровья: осознание важности заботы о себе и обращения к врачам.

Регуляция и готовность

23:53
  • Регуляция поведения в соответствии с ценностями здоровья.
  • Готовность к здоровому образу жизни воспитывается с детства.
  • Современные тренды, такие как похудение и пластические операции, могут нарушать здоровый образ жизни.

Компетентность взаимодействия

24:40
  • Взаимодействие характеризует человека как личность.
  • Отсутствие умения взаимодействовать приводит к социальной изоляции.

Коммуникативная компетентность

25:35
  • Включает вербальную и невербальную коммуникацию.
  • Современные требования: устное чтение, говорение, письмо, слушание и перевод.

Информационно-технологическая компетентность

26:28
  • Важность умения работать с информацией и технологиями.
  • Переход к новым информационно-технологическим задачам.

Гражданственность

27:23
  • Различие между патриотизмом и гражданственностью: патриотизм — эмоциональное отношение к родине, гражданственность — принятие государственного устройства и ответственность гражданина.
  • Гражданственность включает соблюдение прав и обязанностей.

Заключение

28:23
  • Гражданственность — одна из основных социальных компетентностей.
  • Ключевые компетентности: отношение к себе, обществу и деятельности.