Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании

YOUTUBE · 18.11.2025 19:16

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему компетенций

0:17
  • Глобализация и интеграция вузовского образования привели к необходимости поиска общих категорий для повышения результативности деятельности.
  • Категория "компетенция" была предложена Н. Хомским в 1965 году применительно к языковой способности.

Развитие концепции компетенций

1:38
  • Хомский использовал категорию "компетенция" как случайную, но близкую к учению Саюра.
  • В 1984 году Ровен выделил 37 социальных компетенций, которые ведут к положительному результату.

Проект DESCO

3:47
  • В 2001 году вышел проект DESCO, определяющий ключевые компетенции.
  • Ключевые компетенции включают грамотность, взаимодействие, работу и общение.

Ключевые компетенции для молодых европейцев

5:01
  • В 1996 году в Берне были выделены пять ключевых компетенций: социально-политическая, межкультурная, владение устной и письменной речью, информатизация и технологизация, умение учиться.

Стратегия модернизации образования

8:18
  • В России под руководством академика Краевского была разработана стратегия модернизации среднего образования.
  • Компетентностный подход включает мотивацию, ориентацию в деятельности, решение задач и ответственность.

Различие между компетенцией и компетентностью

10:53
  • Компетенция - это совокупность факторов, способствующих достижению результата, а компетентность - личностная черта, формируемая через обучение.
  • Компетентность включает знания, умения, навыки, ценности и регуляцию деятельности.

Структура компетентности

13:27
  • Компетентность включает знание содержания деятельности, выработанные способности и ценностно-смысловое звено.
  • Важность внутренней регуляции поведения и деятельности для проявления компетентности.

Готовность и компетентность

17:38
  • Готовность в психологии трактуется по-разному, включая мобилизационную готовность.
  • Компетентный лектор может быстро включиться в работу, если знает содержание и для него это ценно.
  • Компетентность включает возрастные особенности и требует дальнейшей разработки.

Компетентный подход в образовании

19:34
  • Компетентный подход в образовании включает перечень знаний и умений.
  • Важно учитывать другие знания и умения, которые ведут к продуктивности.
  • Компетентность должна формироваться как целостная личностная черта.

Группы компетентностей

20:14
  • Компетентности группируются по отношению к себе, обществу и деятельности.
  • Любая личностная компетентность социально по сути.
  • Человек живет и работает в социуме, и все его черты социально заострены.

Компетентность здоровья сбережения

22:03
  • Включает знания о себе, опыт реализации этих знаний, ценность здоровья, регуляцию поведения и готовность к этому.
  • Здоровье сберегающий образ жизни включает питание, гимнастику, спорт и другие аспекты.
  • Здоровье является ценностью для каждого человека и общества в целом.

Компетентность взаимодействия

24:40
  • Включает межличственное и социальное взаимодействие.
  • Компетентность взаимодействия помогает человеку не стать социально изолированным.
  • Коммуникативные навыки, такие как устное чтение, говорение, письмо и перевод, также важны.

Информационно-технологическая компетентность

26:28
  • Включает умение работать с информацией и технологиями.
  • Гражданственность отличается от патриотизма и включает принятие государственного устройства и ответственность гражданина.
  • Гражданственность является одной из основных социальных компетентностей.