Стругацкие: фантастически реально / Что бы мне поделать, только бы не почитать

YOUTUBE · 16.11.2025 04:03

Ключевые темы и таймкоды

Притча о волшебной монетке

0:12
  • Ученик спрашивает старца, как принимать верные решения.
  • Старец дает ученику волшебную монетку.
  • Ученик теряет монетку и приходит к старцу снова.
  • Старец дает ему еще одну монетку, объясняя, что принимать решения лучше самому, но можно опираться на что-то.

Творческие союзы писателей

2:29
  • Обсуждение творческого союза братьев Стругацких.
  • Размышления о работе писательских дуэтов.
  • Примеры известных дуэтов: Ильф и Петров, Петров и Водкин.

Монтажный проект

8:08
  • Персонажи обсуждают, почему они проживают одни и те же моменты.
  • Выясняется, что они живут в монтажном проекте, где их жизнь собрана из удачных дублей.
  • Режиссер монтажа объясняет, что их жизнь — это набор сцен, которые он собирает по своему усмотрению.

Реклама школы дизайна и технологий

8:37
  • Реклама школы дизайна и технологий Бэнк Бэнк Дюкейшн.
  • Обучение профессии режиссера монтажа.
  • Мастер-классы и воркшопы с известными режиссерами и продюсерами.
  • Возможность начать карьеру в индустрии с нуля.

Союз Анн и Серж Голон

9:30
  • Анн и Серж Голон — псевдоним Всеволода Глюина и Симоны Шан.
  • Они познакомились в Африке после революции и поженились.
  • Симона была автором, а Всеволод — историческим консультантом.
  • Их произведения, включая серию про Анжелику, были очень популярны.

Аркадий и Георгий Вайнеры

13:03
  • Братья Аркадий и Георгий Вайнеры написали множество детективов.
  • Их самое известное произведение — роман "Эра милосердия", по которому был снят сериал "Место встречи изменить нельзя".
  • Они работали вместе, обсуждая планы на кухне и распределяя главы.

Эдмон и Жюль Гонкуры

14:05
  • Эдмон и Жюль Гонкуры жили в XIX веке и были очень близки.
  • Они писали художественные тексты и дневники, которые оказали влияние на натурализм.
  • Их дневники были известны сплетнями и личными записями.
  • После смерти младшего брата старший продолжил писать дневник, добавив трогательные слова спустя семь лет.

Исповедь двух жизней

17:13
  • Дневник описывает исповедь двух жизней, неразлучных в радости, труде и страдании.
  • Исповедь двух душ-близнецов, воспринимающих людей.
  • В итоге оба умерли и были похоронены в одной могиле.

Ильф и Петров

18:14
  • Ильф и Петров не были братьями, у них разные фамилии.
  • Они познакомились в редакции газеты "Гудок".
  • Ильф использовал псевдоним, его настоящая фамилия была Файнберг.

Создание "Двенадцати стульев"

20:17
  • Катаев предложил идею "Двенадцати стульев", оставив Ильфа и Петрова работать над ней.
  • Они написали текст без редактуры, и Катаев помог им опубликовать его.
  • Условия публикации: посвятить текст Катаеву и выкупить у него золотой портсигар.

Совместная работа Ильфа и Петрова

21:37
  • Они писали вместе, как братья Гонкуры.
  • Процесс включал бурные споры и обсуждение набросков.
  • Ильф писал общие, типичные вещи, Петров был более конкретным.

Наследие и смерть Ильфа

23:33
  • Совместное наследие Ильфа и Петрова оказалось более совершенным.
  • Ильф умер в 1937 году, Петров написал воспоминания о нем.
  • Петров вспоминал их молодость и писал о пустоте после смерти Ильфа.

Творческие дуэты

24:30
  • Мало творческих дуэтов, так как писать вдвоем веселее и продуктивнее.
  • Пример Ильфа и Петрова показывает, как работает творческий процесс.
  • Обсуждение работы братьев Стругацких будет позже.

Реклама Букмета

29:59
  • Реклама сервиса Букмет для чтения электронных и аудиокниг.
  • Промокод "Калинкин бук" дает 45 дней подписки бесплатно.

Семья Стругацких

30:25
  • Борис и Аркадий Стругацкие — братья, Аркадий старший, Борис младший.
  • Отец, Натан Салманович, был искусствоведом и красным командиром.
  • Мать, Александра Ивановна, была учительницей.
  • Аркадий родился в Батуми, Борис — в Петербурге.

Переезд и война

31:25
  • Семья переехала в Москву из-за доноса на отца.
  • Отец не был расстрелян благодаря своей активности.
  • Во время войны отец был комиссован из-за порока сердца.
  • Семья разделилась: мать с Борисом осталась в Ленинграде, Аркадий с отцом эвакуировался по "Дороге жизни".

Эвакуация и блокада

32:19
  • Дорога жизни была тяжелой, семья получила обморожения и дизентерию.
  • Борис вспоминал, как медсестры снимали с него носки вместе с кожей.
  • Отец умер по дороге в госпиталь.
  • Борис и мать пережили блокаду до 1943 года.

Военные годы Аркадия

35:07
  • Аркадий был отправлен на артиллерийский курс, но из-за высоких интеллектуальных способностей стал военным переводчиком.
  • Он изучал японский язык и помогал собирать материалы для Токийского процесса.
  • Аркадий получил уникальный дальневосточный опыт.

Образование Бориса

37:04
  • Борис окончил школу с серебряной медалью и поступил на астрономию в ЛГУ.
  • Он участвовал в исследованиях возможности контакта с инопланетным разумом.

Первая публикация Аркадия

38:56
  • Аркадий написал роман "Пепел в Бикини" в соавторстве с Петровым.
  • Роман был опубликован после испытания ядерного оружия в Бикини.
  • Петров придумал тему, Аркадий написал роман.

Первая публикация и возвращение в Москву

41:07
  • Первая публикация Аркадия и Марии имела успех, три переиздания и один тираж в твердом переплете.
  • Аркадий устал от дальневосточного опыта и вернулся в Москву.
  • Мария закончила обучение и начала работать, Аркадий продолжил работать переводчиком и устроился в редакцию.

Подъем научной фантастики в СССР

42:07
  • Послевоенное время и развенчание культа личности Сталина способствовали популярности научной фантастики.
  • Советская фантастика была "ближнего прицела", продвигала идеи изобретений для народного хозяйства.
  • Тексты были пафосными и плохо прорабатывали персонажей с психологической точки зрения.

Влияние зарубежной фантастики и обсуждение литературы

43:05
  • Стругацкие любили зарубежную научную фантастику начала XX века.
  • Они часто обсуждали литературу и критиковали современную научную фантастику.
  • Несмотря на разные жизненные опыты, они сохранили близкие отношения.

Спор и начало творческого пути

44:05
  • В одной из встреч Стругацкие спорили о современной научной фантастике.
  • Жена Аркадия предложила им написать что-нибудь сами.
  • Спор на бутылку шампанского привел к написанию первого текста, после чего началась их творческая биография.

Творческий союз Стругацких

45:10
  • Стругацкие были плодовитыми авторами, их творческий союз оказался крайне удачным.
  • Два человека с разным опытом и навыками дали им преимущества перед другими авторами-фантастами.

Интеллектуальные и личностные различия Стругацких

45:42
  • Аркадий был гуманитарием, знал несколько языков.
  • Борис был технарем, инженером, спокойным и собранным.
  • Аркадий фонтанировал идеями, Борис их записывал.
  • У них не было соперничества, что способствовало успешному сотрудничеству.

Совместная работа и понимание

46:36
  • Они понимали друг друга телепатически.
  • Вместе они создавали "сверхчеловеков", супер-интеллектуалов.
  • Совместная работа помогала им вырабатывать общий язык.

Место работы и первый текст

47:33
  • Они часто писали в доме творчества в Комарове.
  • Первый текст "Страна багровых туч" был написан там.

Коммунистические убеждения и романтический период

48:31
  • Стругацкие были убежденными коммунистами.
  • Их первый период творчества был романтическим, с акцентом на покорение нового.
  • Они создали мир "Полудня" – светлое коммунистическое будущее.

Эволюция творчества и персонажи

49:26
  • Стругацкие создали более живых персонажей, а не просто винтики коммунистической машины.
  • Они были новаторами жанра фантастики в СССР.
  • Каждое их произведение отличалось от предыдущего.

Двоемыслие и утопии

50:21
  • Борис вспоминал, что они освоили навык двоемыслия.
  • Последний светлый текст – "Полдень, 22 век".
  • "Мир Полудня" – убедительная коммунистическая утопия.

Кризис веры и столкновение с действительностью

52:17
  • В "Понедельник начинается в субботу" они начали показывать, что коммунизм не идеален.
  • Поняли, что в мире много людей, движимых жаждой наживы и власти.
  • Столкновение с действительностью привело к кризису веры.

Прогрессоры и этичность вмешательства

53:38
  • Стругацкие начали писать о прогрессорах, людях, которые помогают менее развитым цивилизациям.
  • Обсуждали этичность вмешательства в развитие других цивилизаций.
  • Термин "прогрессор" появился благодаря Стругацким.

Творческий дуэт и прогрессоры

55:10
  • Обсуждение творческого дуэта "Биба".
  • Пример Джейн из "Тарзана" как прогрессора.
  • Стругацкие и их взгляды на вмешательство в развитие других цивилизаций.

Влияние Стругацких и цензура

56:26
  • Стругацкие пришли к мысли, что строй не меняет людей.
  • Проблемы с публикациями и цензурой.
  • Пример с "Улиткой на склоне" и "Обитаемым островом".

Антисоветские тексты и цензура

58:16
  • Тексты Стругацких популярны среди интеллигенции.
  • Цензура как триггер для иносказательных текстов.
  • Дискуссия о цензуре и её влиянии на литературу.

"Пикник на обочине" и "Сталкер"

1:00:23
  • История создания "Пикника на обочине".
  • Экранизация "Сталкер" Тарковского.
  • Влияние текста на культуру и литературу.

Советский эксперимент и самиздат

1:02:14
  • Сравнение "Пикника на обочине" с советским экспериментом.
  • Запрет и распространение текстов самиздатом.
  • Популярность Стругацких за границей.

Роман "Град обреченный"

1:03:35
  • Начало написания романа "Град обреченный".
  • Специфика написания в стол и возможные последствия.
  • Изменение взглядов Стругацких на социализм.

Разочарование в социализме

1:04:30
  • Травмирующие события: Хрущёв, закручивание гаек, ввод танков в Чехословакию.
  • Разочарование в социализме и коммунистической идеологии.
  • Изменение отношения к пропаганде и режиму.

Пропаганда и диссидентство

1:05:12
  • В конце 60-х годов диссидентское мышление стало нормой.
  • Стругацкие верили в свои идеи, несмотря на их использование властью для своих целей.
  • Люди у власти могли не верить в эти идеи так же сильно, как Стругацкие.

Стругацкие как коммунисты

1:06:11
  • Стругацкие были коммунистами, но не в уничижительном смысле.
  • Они мыслили и пытались понять мир, что было их долгом как людей.
  • Их убежденность и слепота к реальности были частью их жизни.

Писатели и их аудитория

1:07:06
  • Стругацкие считали, что писатель – это тот, кого читают, а не тот, кто пишет.
  • Они писали, думая, что их произведения никогда не будут опубликованы.
  • Они предпочитали жить в "вонючем болоте" без кровавых революций.

Ирония и легкость в творчестве

1:08:24
  • Стругацкие писали легко и иронично, избегая излишней грусти.
  • Их произведения полны юмора и жизнерадостности.
  • Их способ коммуникации с миром через смех и иронию.

Смерть Стругацких

1:09:22
  • Аркадий умер в 1991 году от рака печени, Борис – в 2012 году от лимфосаркомы.
  • Они были бойцами, привыкшими к трудностям в жизни.
  • Их смерть подчеркивает их стойкость и героизм.

Влияние Стругацких

1:10:20
  • Стругацкие давали глоток свободы и утешение советским читателям.
  • Они нашли способ разговаривать с аудиторией, оставаясь популярными.
  • Их диалог с аудиторией через выдуманный язык был уникальным.

Обсуждение "Хромой судьбы"

1:11:13
  • Текст "Хромая судьба" написан в 1982 году.
  • Главный герой – Феликс Сорокин, литератор, живущий в Москве.
  • Сорокин пишет много проходных текстов и один хороший текст, а также ведет "синюю папку" с текстом своей жизни.

Рекурсия и творчество Банева

1:12:35
  • Банев пишет тексты о человеке, который пишет тексты.
  • Феликс Сорокин представлен более полно, чем Банев.
  • В 1986 году была опубликована часть о Феликсе Сорокине, но роман Сорокина не был опубликован.

История публикации "Града обреченного"

1:13:37
  • Изначально "Град обреченный" был вставлен в "Хромую судьбу".
  • Идея романа возникла в 1971 году.
  • Вдохновение черпали из японской литературы и "Театрального романа" Булгакова.

Влияние Булгакова и "Гадкий лебедь"

1:14:34
  • Булгаковский роман о писателе, который не понимает, что делать со своим детищем.
  • В "Хромую судьбу" позже вставили другой текст, который идеально подошел.
  • Оба текста обогащают друг друга и резонируют на темы творчества и отношений автора с государством.

Феликс Сорокин и московская реальность

1:16:19
  • Феликс Сорокин — пожилой литератор в СССР конца 70-х — начала 80-х годов.
  • Писателей обязуют сдавать тексты для лингвистических исследований.
  • Феликс мучается от своей "хромой судьбы" и посещения института на Банной.

Образ Феликса Сорокина

1:17:13
  • Феликс Сорокин — собирательный образ Аркадия Стругацкого и героя Булгакова.
  • Текст ощущается как интимный и личный, с элементами биографии Стругацких.
  • Феликс — талантливый писатель, но не всегда осознает это.

Рефлексия и творчество

1:18:08
  • Много рефлексии на тему писательского творчества.
  • Главный герой листает свои черновики и дневники.
  • Примеры из дневника: "с теплой грустью доставить свой рабочий дневник", "человек — это душонка, обремененная трупом".

Описание города и синей папки

1:19:17
  • Главный герой пишет в "синюю папку", которая является его личной и тайной вещью.
  • Описание города: мокрые, серые улицы, заколоченные дома, плесень, дождь.
  • Город кажется тоталитарным, с умными детьми и лепрозорием.

Странности города и мучения писателя

1:20:14
  • Город постоянно находится под дождем, есть умные дети и лепрозорий.
  • Писатель мучается от своих произведений и вопросов о государстве.
  • В городе происходят сцены разврата и мистики.

Разочарование от раскрытия сюжета

1:22:03
  • В конце книги становится понятно, кто такие "очкарики", но это вызывает разочарование.
  • Автор хотел, чтобы ощущение непонятности длилось дольше.

Умные дети и их влияние на писателя

1:22:58
  • Дети в городе очень умные, приглашают писателя на лекцию.
  • Дети говорят неприятные вещи, которые взрослый человек должен выстрадать.
  • Писатель приходит в ужас от их осведомленности и непочтительности.

Советский магический реализм и экзистенциальные размышления

1:23:49
  • Текст напоминает советский магический реализм, но с тоталитарным строем.
  • Феликс Сорокин задает себе вопросы о жизни и творчестве, не находя ответов.
  • Герой размышляет о смысле жизни и своих радостях.

Важность творчества и читателей

1:26:39
  • Писатель должен иметь читателей, но важнее сам акт творчества.
  • Герой предполагает, что его "синяя папка" может быть оценена высоко или низко.
  • Оператор машины говорит, что главное – это сам процесс написания.

Любовь к своему делу

1:29:32
  • Любовь к своему делу играет ключевую роль в творчестве.
  • Автор делится своим опытом и радостью от работы.
  • Благодарность судьбе за возможность заниматься любимым делом.

Заключение и призыв к чтению

1:31:27
  • Призыв ознакомиться с произведением "Хромая судьба".
  • Благодарность творческому дуэту за работу.