Введение 0:00 Количество денег в кармане зависит от экономической ситуации и когнитивных искажений. Видео рассматривает пять когнитивных искажений, которые лишают нас денег.
Эффект деноминации 0:30 Люди склонны тратить больше денег в мелких купюрах. Эксперименты показали, что люди охотнее тратят мелкие купюры. Это приводит к ненужным тратам и маркетинговым уловкам. Рекомендации: не использовать мелкие купюры, копить их дома и менять в банке.
Ошибка профилактики 2:29 Люди переоценивают эффективность превентивных мер. В экспериментах участники предпочитали более трудоемкие меры безопасности. Рекомендации: искать альтернативные решения и не перебарщивать с профилактикой.
Пренебрежение масштабом 5:07 Люди плохо соотносят увеличение масштаба с увеличением расходов. Пример: пожертвования на защиту птиц увеличиваются с ростом числа птиц. Рекомендации: составлять сметы и оценивать необходимые расходы.
Иллюзия денег 6:36 Люди забывают об инфляции и сопутствующих расходах. Пример: покупка макарон на другом конце города из-за разницы в цене. Рекомендации: учитывать инфляцию и сопутствующие расходы.
Эффект вклада 7:24 Люди склонны сохранять объекты, которыми владеют. Пример: премия в начале квартала мотивирует работать лучше. Рекомендации: менять акцент с потерь на приобретения.
Гиперболическое дисконтирование 9:00 Люди предпочитают немедленные выплаты будущим. Пример: 100 рублей сейчас приятнее, чем 1000 через год. Рекомендации: учитывать будущие выплаты и инвестировать.