«Мультимодальный эксперимент в когнитивных исследованиях языка» М. И. Киосе

YOUTUBE · 27.11.2025 04:21

Ключевые темы и таймкоды

Мультимодальный эксперимент в когнитивных исследованиях языка

0:00
  • Мария Киоса представляет доклад о мультимодальном эксперименте в когнитивных исследованиях языка.
  • Она рассказывает о своей работе в двух организациях: МГЛУ и Институте языкознания РАН.

Важность изучения мультимодальности

3:28
  • Мария обсуждает важность изучения мультимодальности для когнитивных исследований языка.
  • Она объясняет, что мультимодальность позволяет изучать процесс конструирования знаний об объектах и событиях.

Методы исследования мультимодальности

9:22
  • Мария обсуждает два метода исследования мультимодальности: мультимодальный эксперимент и анализ мультимодального поведения.
  • Она приводит примеры использования этих методов для изучения восприятия и мультимодального поведения.

Конструирование пространства и коммуникаций

13:33
  • В видео обсуждается использование слова "вот" для конструирования пространства и коммуникаций.
  • В первом случае, слово используется для описания пространства вне коммуникаций, во втором - для описания ощущения и оценки пространства в настоящий момент.

Методика косвенных измерений

15:27
  • Методика анализа основана на сравнении изменений в конструированном знании и использовании разных коммуникативных модальностей.
  • Это позволяет ранжировать значимость информации и определить, как языковая информация влияет на поведение человека.

Эксперимент с конструированием разных типов событий

18:12
  • В эксперименте участники должны были извлечь информацию из текстовых фрагментов и изложить ее.
  • Результаты показали, что максимальная продолжительность фиксации связана с присутствием определенных характеристик конструирования событий, таких как конкретные объекты, динамика действия, глаголы восприятия и субъективация.

Эксперимент с конструированием информации разной степени выделенности

25:03
  • В этом эксперименте участники должны были оценить степень выделенности и фокусирования в гетеросемиотических образцах, включающих текст и изображение.
  • Результаты показали, что языковое конструирование играет важную роль в достижении разных степеней выделенности и фокусирования информации.

Анализ языкового фокусирования

25:53
  • В эксперименте использовались комиксы, стихотворение и рассказ с иллюстрациями для анализа языкового фокусирования.
  • Были отобраны 100 образцов, которые были пронотированы по параметрам фокусирования.
  • В качестве стимулов использовались пять образцов, которые были размечены по зонам интереса.
  • В анализе использовались 15 участников, которые проходили тест на индекс вербальности.
  • В результате анализа было выявлено, что размер зрачка реагирует на шесть параметров графика орфографического фокусирования и один параметр лексического фокусирования.
  • Продолжительность фиксации согласуется с двумя параметрами графика орфографического фокусирования.

Анализ мультимодального поведения

36:48
  • В исследовании участвовали студенты-лингвисты, которые решали коммуникативную метаязыковую задачу - пояснить различия между близкими синонимами.
  • В ходе анализа было обнаружено, что участники часто поясняли что-то, отталкиваясь от слова или объекта.
  • Метод анализа - анализ мультимодального поведения (речь и жест).
  • В результате анализа было выявлено, что языковое оформление слов и объектов может быть согласованным с жестовым поведением.

Методологическое решение

38:18
  • В исследовании используется концепция конструирования референтов, основанная на когнитивной семантике и новосиологии.
  • Конструирование референта может происходить двумя путями: от слова и от объекта.

Эксперимент и анализ

40:18
  • В эксперименте участвовали 19 студентов в возрасте 18-23 лет.
  • Анализировались средства нечеткой референции: заместители и аппроксиматоры.
  • Использовалась кодовая разметка для анализа жестов и речи.
  • Приведены примеры конструирования слова и объекта в речи участников эксперимента.

Конструирование референтов

42:08
  • Участники используют различные тактики для конструирования референтов, включая представление звуковых и графических характеристик, лексико-семантических и фразео-семантических характеристик, функциональных характеристик и прагматических аспектов.
  • Референты могут быть представлены в аспекте меронимических отношений, типа, класса, функционала.

Жесты и заместители

44:56
  • Заместители и апроксиматоры используются для конструирования референтов, но с разными тактиками.
  • Заместители чаще используются для конструирования объектов, а апроксиматоры - для слов.
  • Репрезентирующие жесты чаще используются с заместителями, а прагматические жесты - с апроксиматорами.

Конструирование пространства

49:28
  • Участники используют указательные местоимения и частицы для конструирования пространства в коммуникации и вне коммуникации.
  • Конструирование пространства коммуникации и вне коммуникации может быть проанализировано с помощью системы координат или фреймов.

Анализ использования жестов и слов

52:33
  • В докладе обсуждается использование жестов и слов для конструирования пространства в коммуникации и вне коммуникации.
  • Гипотезы о том, что указательные жесты будут использоваться для отсылки к более отдаленным объектам, не подтвердились.
  • Вместо этого, различия были обнаружены в использовании репрезентирующих жестов.

Результаты экспериментов

1:01:32
  • В ходе четырех экспериментов было установлено, что слово "вот" чаще используется для конструирования пространства вне коммуникации, чем "там".
  • Это может быть связано с дискурсивной мерсивностью говорящих и кластеризацией с другими указательными средствами.

Заключение

1:03:22
  • Анализ использования жестов и слов позволяет ранжировать значимость языковой информации об объектах и событиях при конструировании знания.
  • Также устанавливается паттерны согласования разных коммуникативных модальностей.

Обсуждение эксперимента

1:04:40
  • В эксперименте использовались стационарные трекеры для отслеживания глазодвигательного поведения участников.
  • В качестве зон интереса рассматривались отдельные слова, а не отдельные слова.
  • В некоторых экспериментах использовались очки с трекерами, но в данном случае они не использовались.

Вопросы и ответы

1:10:13
  • Вопрос о степени вербализации и вербальности студентов.
  • Ответ: использовался тест с трупа для определения степени вербальности.
  • Вопрос о универсальности жестов и их связи с лингвистическими единицами и понятийными единицами.
  • Ответ: сложно говорить об универсальности, так как факторы вариативности сильно определяют варьирование.
  • Вопрос о языковых средствах, используемых в эксперименте.
  • Ответ: дискурсивы, которые рассматриваются как языковые единицы, но также выполняют когнитивную функцию в дискурсе.

Обсуждение кейсов

1:16:46
  • Обсуждение кейсов, связанных с референтом слова и объекта, а также с лингвистами и их особенностями конструирования референда.
  • Упоминание о том, что в эксперименте участвовали лингвисты, и их особенности конструирования слова интересны для изучения.

Вопросы и ответы

1:20:06
  • Обсуждение доступности материалов кейсов, их поиска и этических вопросов.
  • Упоминание о том, что анализ третьего и четвертого кейсов был связан с экспозитивным дискурсом и его особенностями.
  • Обсуждение возможных различий в анализе дискурса в зависимости от его типа.