Игровые образовательные технологии и их значение в процессе обучения | Видеолекции | Инфоурок

YOUTUBE · 16.12.2025 08:41

Ключевые темы и таймкоды

Введение в игровые образовательные технологии

0:09
  • Игровые технологии повышают эффективность обучения.
  • Технология — это совокупность приёмов и способов, применяемых в обучении.
  • Образовательные технологии обеспечивают точное управление процессом обучения.

Определение образовательной технологии

1:04
  • Образовательная технология — система функционирования компонентов педагогического процесса.
  • Признаки технологии: совокупность компонентов, логика последовательности, методы, приёмы, действия, операции, гарантия результата.
  • Понятие технологии в педагогике появилось в 1940–1950-х годах.

Технологизация учебного процесса

1:58
  • Технологизация связана с поиском дидактических подходов для гарантированного результата.
  • Игра помогает младшим школьникам включиться в учебную работу.
  • Игра способствует развитию психических процессов и приобретению знаний.

Роль игры в обучении

2:57
  • Игра многогранна и важна для развития ребёнка.
  • Сухомлинский подчёркивал роль игры в формировании личности.
  • Игра — это осмысленная деятельность, выражающая отношение к действительности.

Сущность игры

5:10
  • Мотивы игры связаны с переживаниями значимых сторон действительности.
  • Игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности.
  • Игра разрешает противоречие между потребностями и возможностями ребёнка.

Особенности игры

6:24
  • Возможность замещения предметов в игре.
  • Формирование способности к творческому преобразованию действительности.
  • Игра черпает из действительности, но выходит за её пределы.

Функции игры

7:12
  • Развлекательная функция: удовольствие и интерес.
  • Коммуникативная функция: освоение диалектики общения.
  • Функция самореализации: приобретение практических навыков.
  • Терапевтическая функция: преодоление трудностей.
  • Диагностическая функция: выявление отклонений от нормативного поведения.
  • Коррекционная функция: внесение позитивных изменений.
  • Функция межнациональной коммуникации: усвоение социокультурных ценностей.
  • Функция социализации: включение в систему общественных отношений.

Структура игры

9:38
  • Этапы игры: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.
  • Мотивация игры: добровольность, выбор, соревновательность.
  • Структура процесса игры: роли, игровые действия, замещение предметов, реальные отношения.

Черты игры

10:37
  • Свободная развивающая деятельность.
  • Творческий и импровизационный характер.
  • Эмоциональная приподнятость и соревновательность.
  • Наличие правил, отражающих содержание игры.

Классификация педагогических игр

15:59
  • Педагогические игры делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и драматизации.
  • По предметной области игры охватывают все школьные циклы.
  • По игровой среде различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с техническими средствами обучения.

Научные исследования игры

16:57
  • Научные классификации игры не достигли полного определения.
  • Выявлены связи между игрой и культурой, влияние на развитие личности.
  • Игровые технологии остаются инновационными в образовании.

Отношение к игровым методикам

17:52
  • Некоторые педагоги игнорируют опыт отечественных учёных и обучаются игровым технологиям за границей.
  • Другие не признают игру как самостоятельное направление в педагогике.
  • Важно уважительно относиться к игровым методикам как части дидактической науки.

Потенциал игровых технологий

18:50
  • Игровые технологии формируют субъектную позицию ребёнка.
  • Другие методы: проектный, модульный, обучение с погружением.

Традиционность игровых технологий

18:59
  • Игровые технологии не являются новшеством, они всегда присутствовали в педагогическом процессе.
  • В дошкольных учреждениях игра — основная методика воспитания и обучения.

Применение игровых технологий в школе

19:59
  • Игра используется как метод обучения и воспитания.
  • В современной школе игровые технологии применяются для освоения понятий, тем и разделов учебного предмета.

Особенности педагогических игр

21:16
  • Педагогические игры имеют чётко поставленную цель обучения.
  • Педагог организует и координирует игровую деятельность детей.

Реализация игровых приёмов

22:09
  • Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи.
  • Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
  • Учебный материал используется как средство игры.
  • Вводятся соревнования и связывается успешное выполнение задания с игровым результатом.

Привлекательность игры

23:02
  • Игра привлекает личной включённостью, неожиданностью и возможностью влиять на развитие событий.

Технология развивающих игр Никитина

24:50
  • Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр.
  • Каждая игра представляет собой набор задач, решаемых в различной форме.

Особенности младшего школьного возраста

26:45
  • Младший школьный возраст характеризуется яркостью восприятия и лёгкостью вхождения в образы.
  • Дети легко вовлекаются в игровую деятельность.

Целесообразность дидактических игр

30:27
  • Дидактические игры эффективны при проверке результатов обучения и выработке навыков.
  • Различают обучающие, контролирующие и обобщающие игры.
  • Игра включается в конструкцию урока как структурный элемент.

Требования к организации дидактических игр

31:10
  • Игра должна быть формой деятельности, осознающей окружающий мир.
  • Основана на интересе и удовольствии участников.
  • Включает элемент соревнования.
  • Соответствует учебно-воспитательным задачам и требованиям стандарта.
  • Учитывает подготовленность и психологические особенности учащихся.

Виды дидактических игр

32:10
  • Игры-упражнения: кроссворды, ребусы, викторины.
  • Игры-путешествия: рассказы, дискуссии, творческие задания.
  • Игры-соревнования: командные соревнования.
  • Деловые игры: производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные, комплексные.

Методика разработки деловых игр

34:01
  • Обоснование требований к игре.
  • Составление плана разработки.
  • Написание сценария с правилами и рекомендациями.
  • Отбор информации и средств обучения.
  • Уточнение целей, составление руководства для ведущего и инструкций для игроков.
  • Разработка способов оценки результатов игры.

Структура деловой игры

34:54
  • Знакомство с реальной ситуацией и построение её имитационной модели.
  • Постановка задач группам и уточнение их ролей.
  • Создание игровой проблемной ситуации.
  • Вычленение теоретического материала для решения проблемы.
  • Разрешение проблемы, обсуждение и проверка результатов.
  • Коррекция, реализация принятого решения, анализ итогов.

Ролевые игры

35:42
  • Ролевая игра активизирует обучение и повышает мотивацию.
  • Три группы ролевых игр: имитационные, ситуационные, условные.
  • Формы проведения: путешествие, дискуссия, пресс-конференция, урок-суд.
  • Этапы разработки и проведения: подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов.

Подготовка и проведение деловой игры

37:36
  • Разработка сценария с учебной целью, проблемой, задачей и планом игры.
  • Ввод в игру: ориентация участников и экспертов, выдача материалов и инструкций.
  • Групповая работа, межгрупповая дискуссия, защита результатов.
  • Корректировка действий участников ведущим.

Анализ результатов игры

39:29
  • Выступление экспертов, обмен мнениями, защита решений учащимися.
  • Констатация результатов, отметка ошибок, формулирование итога занятия.
  • Установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Составление правил урока

44:45
  • Обучающимся предлагается записать список своих правил и посовещаться парами.
  • После оглашения правил всеми парами проводится анализ с вопросами о важности правил, предпочтениях и возможных спорах.
  • Работа по составлению правил должна проходить в малой группе.

Игра «Незавершённость»

45:39
  • Ученики изучают раздел учебника за ограниченное время и формулируют вопросы, которые остались непонятными.
  • Ведущий собирает вопросы и выбирает наиболее интересные для дальнейшего обсуждения.
  • Педагог предлагает ученикам найти ответы на выбранные вопросы.

Условия использования игровых технологий

46:37
  • Игра должна соответствовать образовательным и воспитательным целям урока.
  • Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
  • Умеренность в использовании игр на уроках.

Виды учебных занятий с использованием игровых технологий

47:36
  • Ролевые игры, соревнования, конкурсы, путешествия, КВН.
  • Использование игр на разных этапах урока: начало, середина, конец.
  • Внеклассные мероприятия: лингвистические КВН, экскурсии, вечера, олимпиады.

Функции игровых технологий

48:36
  • Тренировка памяти, развитие речевых умений и навыков.
  • Стимуляция умственной деятельности и познавательного интереса.
  • Преодоление пассивности учеников через командную работу.

Примеры игр

49:31
  • Игра «Веришь — не веришь»: обсуждение текстов про озеро Явное.
  • Игра «Вот иду я и вижу»: описание животных без упоминания их названия.
  • Экологическая игра «Жалобная книга»: работа с текстом о проблемах животных.

Игры на уроках изобразительного искусства

54:17
  • Метод игровых ситуаций с использованием сказок.
  • Сказка «Старичок-бардачок» для запоминания правил организации рабочего места.
  • Игра «Волшебные палочки» для изучения смешения цветов.

Сказка «Морозные узоры и снежная королева»

57:09
  • Обсуждение двух подходов к появлению морозных узоров: научного и сказочного.
  • Снежная королева как символ красоты и волшебства.
  • Задание для учеников: создать сказку своими руками.

Сказка «Весёлая кисточка»

59:01
  • История о мальчике и его кисточках, которые ушли в гости.
  • Советы кисточки: как нарисовать широкие и тонкие линии.
  • Мальчик использует советы кисточки и создаёт замечательный рисунок.

Идея множественного интеллекта

1:00:26
  • В преподавании предметов всё большее распространение получает идея множественного интеллекта.
  • Многосенсорный подход включает развитие кинестетических каналов памяти.
  • Технология игрового обучения успешно реализует этот подход.

Игры для формирования навыков

1:01:25
  • Игры с мячом помогают формировать фонетические, лексические и грамматические навыки.
  • Игра «Отгадай число» использует кинестетические способности для семантизации новой лексики.
  • Игра «Сводящие» развивает лексические навыки через передачу игрушки.

Игры для фонетических и лексических навыков

1:02:23
  • Считалочки помогают формировать фонетические навыки, например, называние имён после завершения считалочки.
  • Игра «Дотронься до красного» использует кинестетику для семантизации названий цветов.

Преимущества игровых технологий

1:03:18
  • Игровые технологии способствуют формированию дружного коллектива, ответственности и взаимопомощи.
  • Они развивают самостоятельность и умение работать в команде.
  • Совместное обучение эффективнее индивидуального.

Обучение в сотрудничестве

1:04:16
  • Главная идея игровых технологий — обучение в сотрудничестве.
  • Школа должна развивать индивидуальные способности и творческое отношение к жизни каждого учащегося.
  • Важна ориентация на психологическое развитие ребёнка.

Психолого-педагогическое изучение

1:05:10
  • Психолого-педагогическое изучение школьников помогает выявить индивидуальные варианты развития.
  • Укрепление позитивной активности и раскрытие неповторимости личности каждого ребёнка.
  • Своевременная помощь при отставании в учёбе или неудовлетворительном поведении.

Актуальность игровых технологий

1:06:01
  • Игровые технологии актуальны в младших классах, где учёба становится ведущей деятельностью.
  • Материал, изученный в процессе игровой деятельности, забывается медленнее.
  • Игра сочетает занимательность и деятельность, делая усвоение знаний более качественным и прочным.