Как поставить обидчика на место, противостоять манипуляциям и конфликтам. Психолог Ирина Ковалёва

DZEN · 01.12.2025 08:44

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему буллинга и конфликтов

0:00
  • В школьные годы дети сталкиваются с буллингом и травлей.
  • Мальчики стремятся показать свою значимость перед одноклассниками.
  • Взрослые коллективы имеют разные типы сознания и реакции на несогласие.

Приветствие и тема программы

1:01
  • Ведущая представляет психолога и тренера-мотиватора Ирину Ковалеву.
  • Тема программы: как справляться с конфликтами и хамством.
  • Обсуждение влияния интернета на восприятие негативных эмоций.

Методика Ирины Ковалеву

2:00
  • Ирина объясняет, что не дает готовых ответов, а провоцирует человека на самостоятельные выводы.
  • Важно корректировать поведение, а не давать готовые рецепты.

Пример с мячиком

3:00
  • Пример с мячиком иллюстрирует, как люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию.
  • Мячик становится информативным только после оценки людей.

Влияние интернета на общение

5:03
  • Интернет является продолжением реального общения.
  • Люди переносят свои внутренние конфликты в виртуальную реальность.
  • Важно включать "внутреннего взрослого" для решения вопросов.

Личный опыт Ирины Ковалеву

6:01
  • Ирина рассказывает о случае в метро, когда ее оскорбили.
  • Она выбирает форму поведения, которая решает проблему, а не усугубляет конфликт.
  • Люди часто говорят не о вас, а о себе, интерпретируя ситуацию субъективно.

Интерпретация информации в интернете

8:59
  • Люди в интернете сканируют информацию субъективно, интерпретируя ее через призму своих переживаний.
  • Публичные люди часто сталкиваются с критикой и негативом в интернете.
  • Со временем можно научиться видеть, что люди говорят о себе, а не о вас.

Хамство и его интерпретация

10:04
  • Хамство часто связано с личными интерпретациями и ценностями человека.
  • Не стоит слишком остро реагировать на хамство, чтобы не сойти с ума.
  • Важно понимать, что хамство может быть проявлением личных проблем человека.

Невербальные сигналы и удивление

10:59
  • Невербальные сигналы, такие как удивленное лицо, могут многое рассказать о человеке.
  • Упражнение с подростками показало, что удивление часто воспринимается как положительная черта.
  • Люди, которые удивляются миру, воспринимаются как позитивные и поддерживающие.

Реакция на хамство в соцсетях

11:59
  • Вопрос о том, как реагировать на хамство в соцсетях, индивидуален.
  • Внутренний ребенок может плакать и выражать недовольство, внутренний родитель может давить на чувство вины.
  • Важно найти баланс, который будет иметь реальный результат.

Конфликты и социализация

12:48
  • Конфликты и агрессия часто начинаются с детства и продолжаются всю жизнь.
  • В школе дети сталкиваются с иерархичностью и буллингом.
  • Важно подготовить ребенка к социальным взаимодействиям в школе.

Влияние родителей на детей

13:47
  • Родители учат детей разным навыкам, исходя из своих ожиданий.
  • Дети могут демонстрировать непослушание, расширяя родительские установки.
  • В три года и семь лет дети впервые сепарируются от родителей, что вызывает родительские реакции.

Социализация в детском коллективе

15:44
  • В детском коллективе дети начинают отстраивать границы и проявлять себя.
  • Девочки стремятся понравиться взрослым, мальчики меряются тестостероном.
  • Родители часто деморализованы из-за страха буллинга, но это неизбежный этап социализации.

Работа с родителями

18:29
  • Важно работать не только с детьми, но и с их родителями.
  • Родители могут быть против психологов, но их влияние на детей огромно.
  • Работа с родителями помогает детям проявлять свое мнение и отстаивать себя.

Ролевые модели и социализация

20:25
  • Дети приходят в школу с разными ролевыми моделями, переданными родителями.
  • Некоторые дети настроены на аккуратность и воспитанность, другие – на агрессивность.
  • Ролевые модели родителей влияют на поведение детей в школе.

Проблемы в классе

20:51
  • Ребенок сталкивается с давлением со стороны других мальчиков.
  • Важно научить ребенка решать проблемы самостоятельно.
  • Первый класс – время для обучения социальным навыкам.

Социализация и поддержка

21:51
  • Родители часто не замечают, что ребенок чувствует себя одиноким.
  • Важно поддерживать ребенка, а не навязывать общение.
  • Родители должны быть готовы к тому, что ребенок будет делиться своими проблемами.

Конфликт с Захаром

22:51
  • Ребенок рассказывает о неприятностях в школе.
  • Захар унижает его, показывая фигу в раздевалке.
  • Ребенок предпринимает попытки защититься, но безуспешно.

Поиск решения

24:49
  • Ребенок делится своими попытками справиться с Захаром.
  • Вопрос не решается, и ребенок спрашивает, что делать дальше.
  • Важно дать ребенку возможность самому найти решение.

Новый подход

26:02
  • Бабушка предлагает ребенку оригинальный способ решения конфликта.
  • Ребенок использует шутку, чтобы посрамить Захара.
  • Захар оказывается посрамленным, и ситуация решается.

Ненормативная лексика

27:00
  • Захар обучает ребенка ненормативной лексике.
  • Бабушка объясняет ребенку, почему некоторые слова неприемлемы.
  • Важно четко обозначить границы и правила в доме.

Адаптация к миру

29:06
  • Важно адаптировать ребенка к миру, но не позволять неприемлемому поведению.
  • Родители должны делиться информацией и поддерживать ребенка.
  • Реакция родителей на поведение ребенка должна быть разумной и последовательной.

Методика парадокса и выживаемости

30:34
  • Методика учит ребенка и взрослого гибкому поведению в конфликтах.
  • Важно понимать, почему возникают конфликты и как их трактовать.
  • Пример с метро иллюстрирует, как повторение негативных слов ослабляет натиск.

Пример с Ромой

32:31
  • В институте студент Рома подвергался травле из-за внешности и поведения.
  • Преподаватель поддерживала Рому, что помогло ему повысить самооценку.
  • Важно быть главным участником событий в своей жизни.

Подростковый период и сепарация

34:39
  • Подростки сталкиваются с проблемами сепарации и могут хамить взрослым.
  • Пример с дочерью, которая тренировалась на матери, чтобы выработать свою вкусовую ориентацию.
  • Подростки должны сепарироваться, отрицая и делая наоборот.

Созревание мозга и поведение подростков

38:23
  • Мозг ребенка созревает неравномерно: сначала предметы, потом социализация, затем совесть.
  • Подростковый период характеризуется созреванием частей мозга, с которыми подросток не может соизмерить свое состояние.
  • Важно демонстрировать устойчивую психику и ролевое поведение.

Границы и санкции

40:15
  • В доме нужно отстроить границы и санкции за их неисполнение.
  • Важно не только говорить "не делай так", но и не делать так самим.
  • Санкции помогают поддерживать порядок и дисциплину.

Введение в тему санкций

40:29
  • Рассказ о котах и их метках.
  • Попытки избавиться от запаха меток.
  • Сравнение меток котов с природными метками тигров.

Эмоциональные границы

41:29
  • Люди выстраивают эмоциональные границы.
  • Неправильные границы приводят к хаосу.
  • Пример с полицейским и женщиной на красном свете.

Санкции и их исполнение

42:28
  • Полицейский четко исполняет санкции.
  • Пример с женщиной и красным светом.
  • Важность исполнения санкций для безопасности.

Пример с матерью и детьми

44:19
  • Мать готовит еду и просит детей помыть посуду.
  • Дети не моют посуду, мать кормит их из грязной.
  • Исполнение санкций приводит к послушанию.

Важность договоренностей

46:09
  • Договоренности о санкциях должны быть озвучены.
  • Санкции должны быть понятны всем членам семьи.
  • Эмоциональный фон не должен доминировать.

Пример с гаджетом

46:42
  • Пример с выбросом гаджета за нарушение правил.
  • Ребенок должен понимать и принимать санкции.
  • Избегайте угроз, если не готовы их исполнить.

Конфликты с родителями

47:23
  • Родители часто манипулируют взрослыми детьми, требуя уважения и внимания.
  • Взрослые дети приходят на прием с жалобами на жизнь и работу, потому что родители настаивают на своем.
  • Пример: ученый, который хочет быть летчиком-испытателем, но вынужден работать по настоянию матери.

Манипуляции и чувство вины

49:17
  • Мать манипулирует сыном, угрожая своим здоровьем, чтобы он выполнял ее требования.
  • Сын чувствует вину и не может противостоять манипуляциям.
  • Психолог советует сыну уволиться и жить своей жизнью, несмотря на манипуляции матери.

Конфликт и эмоциональное состояние

52:14
  • Конфликты с родителями часто связаны с эмоциональной сферой.
  • Важно работать над своими реакциями, а не пытаться изменить родителей.
  • Пример: дочь пытается отделить себя от отца, но сталкивается с его давлением.

Методика поведения

54:02
  • Дочь пытается изменить свое отношение к манипуляциям отца.
  • Она осознает, что не может изменить отца, но может изменить свое восприятие.
  • Пример: отец считает дочь маленькой и глупой, что мотивирует ее чувствовать себя моложе.

Манипуляции и эмоциональные игры

57:27
  • Манипуляции родителей часто основаны на эмоциональных играх.
  • Важно не поддаваться на эмоциональные манипуляции, а использовать четкие фразы.
  • Пример: предложить встречу в воскресенье вместо субботнего утра, чтобы избежать манипуляций.

Манипуляции в повседневной жизни

58:57
  • Манипуляции не всегда негативны; они могут быть тонкими и эффективными.
  • Отсутствие манипуляций ведет к конфликтам и войне.
  • Манипуляции часто воспринимаются как шантаж, но это не всегда так.

Манипуляции в отношениях

59:53
  • Манипуляции присутствуют в отношениях постоянно.
  • Конфликты возникают, когда люди перестают быть гибкими.
  • Важно менять подход, если манипуляции не работают.

Конфликты в коллективах

1:00:52
  • В коллективах часто возникают конфликты из-за выстраивания иерархии.
  • Проблемы часто связаны с начальниками и влиятельными людьми.

Типы сознания

1:01:49
  • Азиатский тип сознания: корова и трава, коллективизм.
  • Западный тип сознания: корова и курица, индивидуализм.
  • Различия в восприятии мира и поведении в коллективах.

Воспитание детей

1:03:43
  • Западные родители акцентируют внимание на объектах, азиатские – на ситуации целиком.
  • Важность человеческого участия в коллективе для россиян.

Вписывание в коллектив

1:04:41
  • Важно вписаться в коллектив как пазл.
  • Гибкость и понимание ситуации помогают адаптироваться.

Конфликты и их причины

1:06:37
  • Конфликты часто связаны с поведением людей.
  • Важно признавать свои реакции и границы.

Трактовка поведения окружающих

1:07:37
  • Люди могут вести себя по-разному в зависимости от ситуации.
  • Важно правильно трактовать поведение окружающих.

Как выйти из конфликта победителем

1:09:32
  • Волшебная фраза: "Я позволяю вам так себя вести".
  • Спокойное отношение и понимание ситуации помогают контролировать конфликт.

Отношение к обидам

1:10:43
  • Невозможно обидеть того, кто не обижается.
  • Каждый видит мир через свой фокус и интерпретацию.
  • Люди притягивают то, на что настроены внутренне.

Влияние мыслей на эмоции

1:11:40
  • Мысли определяют эмоции.
  • Важно осознавать, что мысли и эмоции принадлежат вам.
  • Правильная постановка вопроса помогает управлять эмоциями.

Пример из жизни

1:12:36
  • Пример с мужем и словом "взяла моду".
  • Важно ставить границы и не позволять обидным словам проникать.
  • Люди выражают свое мнение, а не критикуют вас.

Ментальный мусор

1:14:25
  • Обиды и негативные эмоции накапливаются, как мусор.
  • Нужно определить место для выражения негативных эмоций.
  • Выражение эмоций помогает освободиться от ментального мусора.

Сублимация эмоций

1:15:24
  • Важно не копить отрицательные эмоции.
  • Можно использовать различные методы для выражения эмоций.
  • Сублимация помогает избежать накопления ментального мусора.

Заключение

1:16:25
  • Разные эмоции не имеют плохого или хорошего значения.
  • Важно находить способы сублимировать эмоции.
  • Встреча в студии была интересной и познавательной.