Введение 0:18 Юлия Латынина начинает рассказ о происхождении сатаны. Европейская средневековая культура была одержима сатаной, который ассоциировался с искушениями и злом.
Политеистические религии 1:17 В политеистических религиях боги имеют скверные характеры и ссорятся между собой. Противники богов не считаются воплощением абсолютного зла. Пример: бог смерти Мод в ханаанском пантеоне.
Мифы о потопе 2:16 В мифе о потопе один бог решает уничтожить человечество, а другой спасает его. Энлиль, глава шумерского пантеона, выступает спасителем в другом варианте эпоса.
Миф о поединке бога грозы 3:13 Популярный миф о поединке бога грозы с чудовищем. Примеры: Мардук убивает чудовище Тиамат, Хабал побеждает чудовище Яма.
Иудейская религия 5:09 Иудейская религия изначально была монолатрией, почитанием одного Бога. Яхве имел свиту и жену, упоминался в Совете богов. Поклонение Яхве стало народообразующей религией.
Ортодоксальный монотеизм 9:03 В ортодоксальном монотеизме у Бога нет противников или помощников. Небесное воинство и идолы были уничтожены в ходе монотеистической реформы.
Редактирование мифов 10:01 Монотеисты отредактировали политеистические легенды, сократив число богов до одного. Пример: миф о потопе в книге Бытия, где Яхве сначала решает утопить человечество, а потом спасает его.
Магический поединок 11:00 В книге Исход описан магический поединок между Моисеем и египетскими жрецами. Автор греческого документа подчёркивает, что во всей истории действует только один Бог.
Позиция Яхве 12:56 Яхве представлен как всемогущий и милостивый Бог. Нет совета богов, святых или ангелов в греческом документе. Мир Бог сотворил Сам, отделив верхние воды от нижних.
Заключение 13:54 Авторы греческого документа нарочно делают вид, что речь идёт о неодушевлённых стихиях. Подчёркивается отсутствие космических противников у Бога в Торе.
Змей в книге Бытия 14:53 В книге Бытия змей представлен как обычное существо, умнее полевых зверей. Рассказ о Еве и яблоке принадлежит автору, который использовал политеистические мифы. Инцидент с яблоком не связан с злой волей какого-либо бога.
Сатана в книге Иова 16:49 В книге Иова сатана появляется среди «сынов Бога». Сатана критикует Иова за его богатство, предлагая испытание. Иов выдерживает испытание, не проклиная Яхве.
Значение имени «сатана» 17:48 «Сатана» — это прозвище, означающее «противник». Примеры использования имени «сатана» в Библии не всегда связаны с злом. «Белиал» в Библии часто означает плохих людей.
Политеистические мифы 19:47 В политеистических мифах боги совокупляются с земными женщинами, рождая героев. Греческие мифы также описывают подобное взаимодействие богов и людей. В политеизме и монотеизме нет концепции космического противника Бога.
Зороастризм и его основные идеи 21:46 Зороастризм утверждает существование двух начал: доброго Ахура Мазды и злого Аримана. Ахура Мазда создаёт мир, а Ариман атакует его, вызывая смешение добра и зла. Третья эра должна принести полное уничтожение зла и вечную жизнь для праведников.
Проблемы заимствования идей из зороастризма 25:40 Западная культура не знает прямых заимствований из зороастризма. Священное Писание зороастризма записано в третьем веке нашей эры, что делает его относительно поздним источником. Религии могут меняться со временем, адаптируясь к новым требованиям.
Примеры изменений в священных текстах 27:36 В Евангелии от Иоанна есть стих, упоминающий доктрину Троицы, который был вставлен в конце четвёртого века. В Торе есть древний стих, отражающий ханаанскую картину мира, который был исправлен в более поздних текстах. Даже письменные священные тексты могут претерпевать изменения со временем.
Изменения в религиозных текстах 30:34 Религиозные тексты, несмотря на их священность, подвергаются изменениям. Современные люди часто забывают о прошлых событиях из-за доступности информации. Примеры изменений: от глобального похолодания к глобальному потеплению.
Переписывание древних текстов 31:34 Древние устные тексты перекладывались и изменялись. Пророк Исаия жил в VIII веке до н. э., но тексты, приписываемые ему, были написаны позже. Монотеистические тексты в иудаизме также были переписаны.
Религиозные реформы в Иране 32:34 В 270-х годах при царе Боохране I зороастризм стал государственной религией Ирана. Реформы сопровождались репрессиями против других религий, включая христианство и буддизм. Жрец Квартир был главным идеологом реформ.
Политические и военные перемены 34:31 Религии на Древнем Востоке постоянно переписывались и переизобретались в связи с политическими и военными переменами. Пример изменения эпоса «Энума Элиш» в зависимости от политических обстоятельств. Пророки на Древнем Востоке были структурированными персонажами, связанными с обществом.
Формирование зороастризма 37:27 Заратуштра, возможно, был жрецом Ахура Мазды, жившим в конце VI века до н. э. Учение зороастризма распространилось при царе Виштаспе и его супруге. Дарий I боролся с мятежами и ложью, утверждая свою власть по милости Ахура Мазды.
Влияние зороастризма на иудаизм 40:25 Зороастризм формировался на базе предыдущих верований с VI века до н. э. до II–III века н. э. Первые монотеистические реформы в иудаизме произошли в эпоху Первого храма при царях Изекии и Осии. Монотеисты стали доминировать в эпоху Второго храма благодаря поддержке персидских царей.
Храмовое священство и экономическая монополия 42:24 Храмовое священство управляло провинциями во благо царя. Первосвященник мог происходить только из потомков Аарона. Жертвы приносили только в Иерусалимском храме, что создавало экономическую монополию.
Религиозные конфликты в Иудее 45:20 Духовенство Второго храма считало самаритян раскольниками, нарушающими монополию. Жрецы Яхве из рода Аарона и персидские жрецы Ахура Мазды заявляли о своей монополии на жертвы. Возникает вопрос о влиянии персов и евреев на формирование монотеизма.
Религиозная веротерпимость при Ахеменидах 46:19 Во время правления Ахеменидов не наблюдается гиперцентрализации религии, как в Иудее. Царь Кир приносит жертвы разным богам, что указывает на веротерпимость. Гигантская империя Ахеменидов не могла полностью контролировать все религии.
Неустойчивость иудейской управленческой конструкции 47:18 Иудейская управленческая конструкция была нежизнеспособна без поддержки государства. В середине II века до н. э. храмовая верхушка Иудеи развратилась и потеряла связь с традиционными ценностями. Антиох Епифан приказал строить алтари языческих богов, что вызвало восстание.
Восстание Маккавеев и его последствия 48:18 Восстание Маккавеев было первым в истории, участники которого верили в космическое переустройство. Руководителями восстания были братья Маккавеи, ставшие первосвященниками. Противники Маккавеев получили презрительную кличку саддукеи.
Особенности веры Маккавеев 50:14 Маккавеи верили в другую форму иудаизма, более подходящую для военно-полевых условий. Пророчества Маккавеев включали идеи о двух богах и физическом воскресении.
Видение Даниила и его интерпретация 51:12 В книге Даниила упоминается два бога: старый Бог седой бородой и сын человеческий. Два трона символизируют два дополняющих друг друга начала. Тема борьбы с чудовищем из моря отражает апокалиптические настроения.
Воскрешение и милитаризм 55:08 Пророчество Даниила обещает физическое воскрешение для тех, кто сражался за Бога. Идея физического воскрешения способствует милитаризму и вере в победу.
Формирование фарисеев 57:06 Фарисеи — это презрительная кличка, данная врагам, произошедшая от слова «раскольники». Фарисеи верили
Владычество Макареев и его последствия 1:00:01 Независимое царство Макареев просуществовало чуть больше века. За это время оно завоевало множество земель, включая Галилею и Самарию. В 63 году до н. э. Иерусалим был захвачен римлянами, которые сделали из Иудеи буферное государство.
Ирод и его восприятие фанатиками 1:01:00 Римляне провозгласили Ирода иудейским царём, что вызвало недовольство среди фанатиков. Фанатики считали Ирода антихристом, так как он не был евреем. Это привело к серии восстаний против римлян.
Восстания и их последствия 1:02:00 Восстания вспыхивали с периодичностью в 10–20 лет. Защитники Иерусалима продолжали приносить жертвы даже во время боя. Один из лидеров восстания покончил с собой, надеясь на воссоединение с семьёй в будущем мире.
Расчленение Иудеи и новые восстания 1:03:00 В 4 году до н. э. Иудея была расчленена римлянами. В 6 году н. э. одна из частей перешла под прямое управление римлян, что вызвало новое восстание. Среди иудеев появлялись волхвы, обещавшие уничтожить время.
Миленаристские восстания и идея космического противника 1:03:59 Миленаристские восстания продолжались с 63 года до н. э. до 66 года н. э. Лидеры восстаний обещали военный успех и физическое воскресение. В кумранских свитках появился образ космического противника — Велиала.
Велиал как космический противник 1:04:59 Велиал противопоставляется войску духов и силам Света. Поражения фанатиков объясняются борьбой с Велиалом. Кумранская книга юбилеев утверждает, что Велиал стоял за египетскими жрецами.
Психологический ответ на поражения 1:07:54 Идея космического противника стала психологическим ответом на поражения от римлян. Иудейский милитаризм заимствовал идею борьбы доброго и злого начала из зороастризма. Ирод, объявленный мессией, воспринимался как антихрист.
Эволюция образа сатаны 1:10:52 Образ сатаны появился после тяжёлых поражений. Изначально речь шла о физическом воскресении, а не о сатане. Юлия Латынина завершает