Мария Штейнман: Сторителлинг у Толкина

YOUTUBE · 28.11.2025 06:14

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Спикер начинает важный для него разговор о сторителлинге у Толкина.
  • Упоминает, что на доске все красиво и есть все необходимое.

Исследователь фэнтези

0:50
  • Спикер называет себя исследователем фэнтези и автором каналов на креатив спейс.
  • Упоминает двухлетнюю научно-учебную группу фэнтези как транс-медийный феномен.
  • Благодарит группу поддержки и надеется на интересный разговор.

Лекция о волшебных сказках

1:22
  • Спикер начинает с лекции о волшебных сказках, переведенной Сергеем Кошелевым.
  • Упоминает важность критики и комментариев.

Перевод Кошелева

2:37
  • Спикер показывает книги, важные для него, включая перевод Кошелева.
  • Кошелев создал авторизированный перевод, который можно считать проповедью о профессоре и христианстве.
  • Упрощал некоторые вещи для соответствия нарративно-сказовой логике.

Разница между сказкой и историей

4:24
  • Спикер обсуждает разницу между сказкой и историей в контексте эссе Толкина.
  • Сказка ассоциируется с русскоязычной культурой и несерьезностью.
  • История ассоциируется с наукой и застывшим знанием.

Обращение к Оксфордскому словарю

6:17
  • Толкин обращается к Оксфордскому словарю для определения фейри истории.
  • Спикер предлагает рискнуть и покопаться в современных аспектах этих понятий.

Синяя книга сказок Эндрю Лэнга

6:57
  • Спикер упоминает синюю книгу сказок Эндрю Лэнга 1889 года.
  • Лэнг использовал элементы из сказок Шарля Перро, саг и других источников.
  • Лэнг представил фейри как маленьких существ, порхающих в цветочках.

Логика фейри

9:39
  • Спикер обсуждает логику фейри как маленьких существ с собственным миром.
  • Упоминает, что эту логику унаследовал конструктор Лего.

Различие между тейл и стори

12:00
  • Спикер переходит к разнице между тейл и стори.
  • Кембриджский словарь объясняет, что тейл — это история, особенно вымышленная или сложная для веры.
  • Стори, напротив, описывает правдивые или вымышленные события.

Этимология слова тейл

14:45
  • Спикер углубляется в этимологию слова

Различие между "тейл" и "стори"

16:41
  • "тейл" означает продуманный и просчитанный рассказ, в отличие от "стори", которое связано с событиями прошлого.
  • "Стори" описывает важные события, которые могли произойти на самом деле или быть случайными.
  • "Стори" подчеркивает событийность и достоверность, в отличие от "тейл", который фокусируется на вымысле.

Важность свидетельств и визионерства

20:44
  • "Стори" связано с понятиями свидетеля и визионерства, что подчеркивает важность достоверности и связи с реальностью.
  • Перевод текстов, таких как эссе о волшебных сказках, сложен из-за необходимости перечитывать и интерпретировать их.
  • "тейл" балансирует между вымыслом и достоверностью, но не предлагает свидетельств.

Мир Толкина и его восприятие

24:26
  • Толкин создает мир, в который можно войти и увидеть его своими глазами, в отличие от "тейл".
  • Его истории связаны с фейри и эльфами, которые не являются милыми существами, а представляют опасность для людей.
  • Эльфы существуют независимо от наших историй о них, и их пути редко сходятся с людьми.

Определение "стори" и "фейри"

34:44
  • Определение "стори" не зависит от определения эльфа или фейри, а от природы опасного края.
  • Слово "волшебный" не коррелирует со словом "опасный", что подчеркивает уникальность мира Толкина.
  • Лекции Толкина свидетельствуют о существовании эльфов и их независимости от наших историй.

Неописуемое и воспринимаемое

36:57
  • Обсуждение неописуемых и воспринимаемых явлений.
  • Профессор Толкин избегает описательности, предпочитая чувственное восприятие.
  • Реальность, описанная Толкином, не является вымыслом, а доступна чувствам.

Архивы университета Сент-Эндрюс

38:50
  • В архивах университета нет отзывов, только распечатки анонсов.
  • Эффект от лекций Толкина был неописуем, но ощутим.
  • Пример с археологической гайкой, где невозможно объяснить, но можно почувствовать.

Лекции Толкина и "Хоббит"

40:27
  • Толкин был приглашен читать лекции в 1937 году.
  • "Хоббит" вышел в 1937 году, но лекция была прочитана в 1939 году.
  • После успеха "Хоббита" Толкин начал работу над "Утраченными сказаниями".

Публикация лекций Толкина

43:37
  • Лекция была опубликована в 1955 году в сборнике памяти Чарльза Уильямса.
  • В 1964 году она была включена в "Дерево и лист".
  • Идея разделения миров в творчестве Толкина появляется в середине 1930-х годов.

Магия и заклинания в мире Толкина

45:35
  • Магия в мире Толкина не должна пониматься технологически.
  • Заклинания в мире Толкина не являются синонимами магических действий.
  • Заклинания могут быть использованы как часть речи в грамматике мифа.

Примеры заклинаний в "Властелине колец"

48:09
  • Заклинания используются как пароль или как часть речи.
  • Примеры заклинаний включают длинные песни и короткие фразы.
  • Заклинания могут быть доступны даже людям, если они практикуют их правильно.

Магия и боль

51:50
  • Магия делится на хорошую и плохую не по механистичности, а по попытке сломить чужую боль.
  • Пример с Арагорном и Назгульским клинком.
  • Магия может быть использована для пробуждения и активации.

Магия Толкина

53:41
  • Магия Толкина делится на благую и вредоносную по принципу воздействия на чужую волю.
  • Важно уважение к свободе воли.
  • Заклинания могут быть разными: одни не ломают волю, другие могут.

Средневековая магия

54:37
  • Средневековая магия включает в себя заклинания, которые могут вызывать духов.
  • Пример: Фауст вызывает духа земли, но не понимает его.
  • Христианская магия использует имя Христа как заклинание.

Воля и изгнание

56:28
  • Магия может навязывать чужую волю, но не уничтожать её.
  • Пример: Бомбадил изгоняет, а не уничтожает.
  • Знания и воля играют важную роль в магии.

Поэзия и магия

57:27
  • Бильбо был колдуном, постигшим искусство поэзии.
  • Магия может быть формой коммуникации, а не только механизмом.
  • Заклинания как механизм ломают волю, а как коммуникация работают с энергией слова.

Стихи и культура

1:00:15
  • "Властелин колец" - роман о стихах и их сложении.
  • Стихи репрезентируют культуру и волю.
  • Заклинания как коммуникация важны для Толкина.

Свобода воли

1:02:16
  • Заклинания, связывающие волю, отличаются от инструментальных.
  • Пример: заклинание Фауста не сработает, если его повторить.
  • Молитва как обращение важна для работы заклинания.

Теологический диспут

1:05:21
  • Заклинание работает, если его произносит тот, кто открывает свою душу.
  • Пример: орк не может призвать Эльберет, если не открывает свою душу.
  • Обсуждение теологического диспута о магии.

Обращение в нужде и орк

1:05:54
  • Призыв в нужде открывает душу и мысли.
  • Орк не смог бы прочитать имя Элберт, если бы оно было закрыто.
  • Если бы орк прочитал имя, это могло бы привести к когнитивному диссонансу.

Слово и воля

1:06:52
  • В "Божественной комедии" Данте слово "бог" не звучит в аду.
  • Молитва — это сознательный акт воли, а имя может усилить его.
  • Вопрос о том, работает ли буква или воля под ней.

Толкиновская реальность

1:08:48
  • В толкиновской реальности буквы и язык появились одновременно.
  • Орк не сможет прочитать имя Элберт.
  • Вопрос о свободе воли и разных подходах.

Сон и волшебная реальность

1:09:55
  • Сон связан с волшебной реальностью.
  • Во сне человек получает доступ к странным силам сознания.
  • Сон как сюжет и история, влияющая на реальность.

Эльфийская драма

1:12:29
  • Эльфы создают иллюзию вторичной реальности.
  • Сон как эльфийская драма, создаваемая с легкостью.
  • Люди и эльфы по-разному воспринимают сны.

Фейри и реальность

1:14:23
  • Если человек говорит, что сон был выдуман, он искажает реальность.
  • В кыргызской культуре есть четкое разделение между сном и видением.
  • Важно понимать, что сон и видение могут быть разными.

Фейри-история

1:16:45
  • Толкин не дает четкого определения фейри-истории.
  • Фейри-история — это то, что представляется как правда.
  • Если человек не считает это правдой, он обманывает.

Вызывание сном ведения

1:18:17
  • Вызывание сном ведения связано со скромностью и смирением.
  • Это обратная сторона страха перед истиной.
  • Толкин считает, что история Алисы в стране чудес не является достоверной, так как она развенчана Нотором.

История по ежиху

1:19:17
  • История по ежиху, где девочка стирает платоны, упоминается как пример.
  • Последняя фраза: "Иные скажут, что дев это все прояснилось, она же за привала на приступочке, потому что день был."
  • Двойная мотивация событий, идущая от Томаса Мэллори.

Диснеевский мультфильм

1:20:06
  • В 1937 году Толкин и Клайв Льюис посмотрели диснеевский мультфильм "Белоснежка".
  • Они критиковали мультфильм за искажение сути фейри-истории.
  • Дисней использовал книгу как контейнер для реальности, что могло вызвать претензии у Толкина.

Книга как контейнер

1:21:06
  • Книга как контейнер для реальности доказала свою жизнеспособность в "Бесконечной истории" Михаэля Энде.
  • Истории не заканчиваются никогда, как утверждает профессор.
  • Пример с братьями, которые считали Люси сумасшедшей, но профессор утверждал, что она не выдумала свои истории.

Фейри и эйдеса

1:21:48
  • Вопрос о связи фейри и эйдес у Платона.
  • Толкин также использовал понятия, цитируя мифы поэ провин шейпс, затнув фром майн тун.
  • Возможность разделения образов между собой.

Заключение

1:22:48
  • Благодарность за внимание.