Введение 0:00 Спикер начинает важный для него разговор о сторителлинге у Толкина. Упоминает, что на доске все красиво и есть все необходимое.
Исследователь фэнтези 0:50 Спикер называет себя исследователем фэнтези и автором каналов на креатив спейс. Упоминает двухлетнюю научно-учебную группу фэнтези как транс-медийный феномен. Благодарит группу поддержки и надеется на интересный разговор.
Лекция о волшебных сказках 1:22 Спикер начинает с лекции о волшебных сказках, переведенной Сергеем Кошелевым. Упоминает важность критики и комментариев.
Перевод Кошелева 2:37 Спикер показывает книги, важные для него, включая перевод Кошелева. Кошелев создал авторизированный перевод, который можно считать проповедью о профессоре и христианстве. Упрощал некоторые вещи для соответствия нарративно-сказовой логике.
Разница между сказкой и историей 4:24 Спикер обсуждает разницу между сказкой и историей в контексте эссе Толкина. Сказка ассоциируется с русскоязычной культурой и несерьезностью. История ассоциируется с наукой и застывшим знанием.
Обращение к Оксфордскому словарю 6:17 Толкин обращается к Оксфордскому словарю для определения фейри истории. Спикер предлагает рискнуть и покопаться в современных аспектах этих понятий.
Синяя книга сказок Эндрю Лэнга 6:57 Спикер упоминает синюю книгу сказок Эндрю Лэнга 1889 года. Лэнг использовал элементы из сказок Шарля Перро, саг и других источников. Лэнг представил фейри как маленьких существ, порхающих в цветочках.
Логика фейри 9:39 Спикер обсуждает логику фейри как маленьких существ с собственным миром. Упоминает, что эту логику унаследовал конструктор Лего.
Различие между тейл и стори 12:00 Спикер переходит к разнице между тейл и стори. Кембриджский словарь объясняет, что тейл — это история, особенно вымышленная или сложная для веры. Стори, напротив, описывает правдивые или вымышленные события.
Различие между "тейл" и "стори" 16:41 "тейл" означает продуманный и просчитанный рассказ, в отличие от "стори", которое связано с событиями прошлого. "Стори" описывает важные события, которые могли произойти на самом деле или быть случайными. "Стори" подчеркивает событийность и достоверность, в отличие от "тейл", который фокусируется на вымысле.
Важность свидетельств и визионерства 20:44 "Стори" связано с понятиями свидетеля и визионерства, что подчеркивает важность достоверности и связи с реальностью. Перевод текстов, таких как эссе о волшебных сказках, сложен из-за необходимости перечитывать и интерпретировать их. "тейл" балансирует между вымыслом и достоверностью, но не предлагает свидетельств.
Мир Толкина и его восприятие 24:26 Толкин создает мир, в который можно войти и увидеть его своими глазами, в отличие от "тейл". Его истории связаны с фейри и эльфами, которые не являются милыми существами, а представляют опасность для людей. Эльфы существуют независимо от наших историй о них, и их пути редко сходятся с людьми.
Определение "стори" и "фейри" 34:44 Определение "стори" не зависит от определения эльфа или фейри, а от природы опасного края. Слово "волшебный" не коррелирует со словом "опасный", что подчеркивает уникальность мира Толкина. Лекции Толкина свидетельствуют о существовании эльфов и их независимости от наших историй.
Неописуемое и воспринимаемое 36:57 Обсуждение неописуемых и воспринимаемых явлений. Профессор Толкин избегает описательности, предпочитая чувственное восприятие. Реальность, описанная Толкином, не является вымыслом, а доступна чувствам.
Архивы университета Сент-Эндрюс 38:50 В архивах университета нет отзывов, только распечатки анонсов. Эффект от лекций Толкина был неописуем, но ощутим. Пример с археологической гайкой, где невозможно объяснить, но можно почувствовать.
Лекции Толкина и "Хоббит" 40:27 Толкин был приглашен читать лекции в 1937 году. "Хоббит" вышел в 1937 году, но лекция была прочитана в 1939 году. После успеха "Хоббита" Толкин начал работу над "Утраченными сказаниями".
Публикация лекций Толкина 43:37 Лекция была опубликована в 1955 году в сборнике памяти Чарльза Уильямса. В 1964 году она была включена в "Дерево и лист". Идея разделения миров в творчестве Толкина появляется в середине 1930-х годов.
Магия и заклинания в мире Толкина 45:35 Магия в мире Толкина не должна пониматься технологически. Заклинания в мире Толкина не являются синонимами магических действий. Заклинания могут быть использованы как часть речи в грамматике мифа.
Примеры заклинаний в "Властелине колец" 48:09 Заклинания используются как пароль или как часть речи. Примеры заклинаний включают длинные песни и короткие фразы. Заклинания могут быть доступны даже людям, если они практикуют их правильно.
Магия и боль 51:50 Магия делится на хорошую и плохую не по механистичности, а по попытке сломить чужую боль. Пример с Арагорном и Назгульским клинком. Магия может быть использована для пробуждения и активации.
Магия Толкина 53:41 Магия Толкина делится на благую и вредоносную по принципу воздействия на чужую волю. Важно уважение к свободе воли. Заклинания могут быть разными: одни не ломают волю, другие могут.
Средневековая магия 54:37 Средневековая магия включает в себя заклинания, которые могут вызывать духов. Пример: Фауст вызывает духа земли, но не понимает его. Христианская магия использует имя Христа как заклинание.
Воля и изгнание 56:28 Магия может навязывать чужую волю, но не уничтожать её. Пример: Бомбадил изгоняет, а не уничтожает. Знания и воля играют важную роль в магии.
Поэзия и магия 57:27 Бильбо был колдуном, постигшим искусство поэзии. Магия может быть формой коммуникации, а не только механизмом. Заклинания как механизм ломают волю, а как коммуникация работают с энергией слова.
Стихи и культура 1:00:15 "Властелин колец" - роман о стихах и их сложении. Стихи репрезентируют культуру и волю. Заклинания как коммуникация важны для Толкина.
Свобода воли 1:02:16 Заклинания, связывающие волю, отличаются от инструментальных. Пример: заклинание Фауста не сработает, если его повторить. Молитва как обращение важна для работы заклинания.
Теологический диспут 1:05:21 Заклинание работает, если его произносит тот, кто открывает свою душу. Пример: орк не может призвать Эльберет, если не открывает свою душу. Обсуждение теологического диспута о магии.
Обращение в нужде и орк 1:05:54 Призыв в нужде открывает душу и мысли. Орк не смог бы прочитать имя Элберт, если бы оно было закрыто. Если бы орк прочитал имя, это могло бы привести к когнитивному диссонансу.
Слово и воля 1:06:52 В "Божественной комедии" Данте слово "бог" не звучит в аду. Молитва — это сознательный акт воли, а имя может усилить его. Вопрос о том, работает ли буква или воля под ней.
Толкиновская реальность 1:08:48 В толкиновской реальности буквы и язык появились одновременно. Орк не сможет прочитать имя Элберт. Вопрос о свободе воли и разных подходах.
Сон и волшебная реальность 1:09:55 Сон связан с волшебной реальностью. Во сне человек получает доступ к странным силам сознания. Сон как сюжет и история, влияющая на реальность.
Эльфийская драма 1:12:29 Эльфы создают иллюзию вторичной реальности. Сон как эльфийская драма, создаваемая с легкостью. Люди и эльфы по-разному воспринимают сны.
Фейри и реальность 1:14:23 Если человек говорит, что сон был выдуман, он искажает реальность. В кыргызской культуре есть четкое разделение между сном и видением. Важно понимать, что сон и видение могут быть разными.
Фейри-история 1:16:45 Толкин не дает четкого определения фейри-истории. Фейри-история — это то, что представляется как правда. Если человек не считает это правдой, он обманывает.
Вызывание сном ведения 1:18:17 Вызывание сном ведения связано со скромностью и смирением. Это обратная сторона страха перед истиной. Толкин считает, что история Алисы в стране чудес не является достоверной, так как она развенчана Нотором.
История по ежиху 1:19:17 История по ежиху, где девочка стирает платоны, упоминается как пример. Последняя фраза: "Иные скажут, что дев это все прояснилось, она же за привала на приступочке, потому что день был." Двойная мотивация событий, идущая от Томаса Мэллори.
Диснеевский мультфильм 1:20:06 В 1937 году Толкин и Клайв Льюис посмотрели диснеевский мультфильм "Белоснежка". Они критиковали мультфильм за искажение сути фейри-истории. Дисней использовал книгу как контейнер для реальности, что могло вызвать претензии у Толкина.
Книга как контейнер 1:21:06 Книга как контейнер для реальности доказала свою жизнеспособность в "Бесконечной истории" Михаэля Энде. Истории не заканчиваются никогда, как утверждает профессор. Пример с братьями, которые считали Люси сумасшедшей, но профессор утверждал, что она не выдумала свои истории.
Фейри и эйдеса 1:21:48 Вопрос о связи фейри и эйдес у Платона. Толкин также использовал понятия, цитируя мифы поэ провин шейпс, затнув фром майн тун. Возможность разделения образов между собой.