Андрей Макаров| "Как мыслить критически": ответ И.Канта

YOUTUBE · 27.11.2025 06:57

Ключевые темы и таймкоды

Введение в критическую философию Канта

0:15
  • Лекция посвящена критической философии Иммануила Канта.
  • Кант совершил «коперниканский переворот» в философии, изменив её ориентацию с объекта на субъект.
  • Цель лекции — популяризировать идеи Канта, сделав их доступными для широкой аудитории.

Понятие критики и критического мышления

2:12
  • Различие между критикой в кантовском смысле и критиканством в обыденном понимании.
  • Критика в кантовском смысле — это рассуждения о границах познания.
  • Критическое мышление фокусируется на процессе мышления, а не только на его результатах.

Пример критического мышления

3:09
  • Обсуждение вопроса «как я думаю?» на примере произнесения речи.
  • Анализ способов вербализации мыслей и роли грамматики и лексики в этом процессе.
  • Критика как нахождение границ и неточностей в мышлении.

Критика догматизма и скептицизма

5:59
  • Кант выступал против догматизма и скептицизма, стремясь найти средний путь между ними.
  • Влияние Юма и Руссо на формирование взглядов Канта.
  • Догматизм определяется как следование догмам без критического анализа.

Догмы и их критика

8:36
  • Примеры догм: религиозные и жизненные принципы.
  • Необходимость критического анализа догм для их опровержения.
  • Подчёркивание важности сомнения в общераспространённых истинах.

Влияние английской философии

12:13
  • Теория первичных и вторичных свойств объектов, разработанная Локком и Юмом.
  • Протяжённость — первичное свойство, цвет — вторичное.
  • Кантовская теория познания: все свойства предмета вторичны и зависят от восприятия субъекта.

Влияние Руссо на Канта

15:28
  • Руссо оказал сильное влияние на ранние сочинения Канта.
  • Романтический дискурс в ранних работах Канта, соответствующий идеям Руссо.
  • Деление философии Канта на докритический и критический периоды.

Научные теории Канта

17:19
  • Теория возникновения вселенной из туманности, аналогичная теории Лапласа.
  • Идея о существовании разумных существ на других планетах.
  • Идея о том, что чем дальше от Земли, тем умнее разумные существа.

Вклад Канта в философию

18:18
  • Кант вошёл в историю философии благодаря своей гносеологии.
  • Учение о позна

Жизнь и принципы Канта

19:03
  • Кант прожил спокойную жизнь в Кёнигсберге, отказываясь от приглашений и предложений.
  • Его принципы: вежливость и отказ.
  • Мордашвили объясняет это желанием сохранить «форму души».

Образование и начало карьеры

21:22
  • Родился в 1724 году в семье шорника, получил классическое образование.
  • После смерти отца работал репетитором, затем стал всемирно известным философом.
  • Защитил три диссертации в 1755 году, но ждал должности профессора 15 лет.

Вежливость и чувствительность

23:45
  • Вежливость помогала ему избегать конфликтов и сохранять спокойствие.
  • Не был женат из-за чувствительности и страха перед «немагатой».
  • Сравнивается с Руссо в чувствительности и с Декартом и Спинозой в дисциплине.

Мышление и мораль

24:54
  • Мышление — большое счастье и предназначение человека.
  • Моральный закон предписывает мыслить самостоятельно.
  • Критическое мышление важно для следования моральным принципам.

Абсолютистская этика

27:38
  • Кант — представитель абсолютистской этики, где моральный императив един для всех.
  • Необходимо сверять принципы с логикой и размышлять над ними.
  • Мораль должна быть осмыслена и внутренне принята.

Категорический императив

32:19
  • Моральный категорический императив — основа поведения.
  • Действия человека влияют на будущее человечества.
  • Сначала человек судит свои поступки сам, затем их судят другие.

Критика и свобода

34:31
  • Критика важна для правильного поступка и осознания ограничений.
  • Основная тема — свобода и моральный закон.
  • Вопрос о свободе связан с теологией и теодицеей.

Теодицея

36:07
  • Проблема теодицеи — оправдание Бога.
  • Теологи оправдывают Бога, потому что в мире есть что-то, требующее этого.
  • Вопрос о свободе упирается в теологию и проблему оправдания Бога.

Проблема зла в мире

36:54
  • Вопрос о происхождении зла в мире, несмотря на благость Бога.
  • Проблема оправдания Бога перед фактом существования зла.

Совесть и свобода по Канту

37:46
  • Совесть — врождённый дар Бога, освобождающий Его от ответственности за грехи человека.
  • Свобода человека как подобие абсолютной свободы Бога.
  • Зло и добродетель как следствия свободы.

Критическое мышление и воля

40:00
  • Необходимость критического мышления для выбора пути добра.
  • Условный и безусловный императивы в этике Канта.
  • Важность доброй воли и дисциплины мышления и воли.

Гносеология Канта

42:35
  • Тема способности рассудка постигать феноменальные проявления вещей.
  • Вещи непознаваемы в своей сущности, только в проявлениях.
  • Познание ограничено проявлениями вещей.

Сущность и познание

44:01
  • Сущность вещей недостижима для человека.
  • Жизнь среди проявлений вещей и взаимодействие с ними.
  • Смысл жизни в постоянном стремлении к познанию непостижимого.

Кант и Плотин

48:45
  • Платон и Плотин как антиподы в понимании сущности вещей.
  • Плотин предлагает метод мистического экстаза для прямого проникновения в сущность.
  • Кант считает это невозможным и полезным.

Познание сущности и свобода

50:46
  • Познание сущности может быть пугающим, но многие хотят этого.
  • Непостижимость сущности связана со свободой интерпретации.
  • Знание сущности может ограничивать свободу.

Интерпретация сущности

52:23
  • Вещи оставляют человека свободным в интерпретации своей сущности.
  • Поиск сущности даёт новые знания, даже если её полностью не постигли.
  • Интерпретация сущности происходит во времени, она постоянно меняется.

Давление знания

53:21
  • Знание может оказывать давление на человека.
  • Знание может быть тупиком, ограничивающим перспективы.
  • Пример с «два плюс два равно четыре» иллюстрирует ограниченность знания.

Теория множественности миров

54:32
  • Кант верил в теорию множественности миров.
  • Современная наука разделяет эту теорию.
  • Мы живём в мире, где вложено множество миров.

Перцептивные решётки

55:22
  • Сознание обрабатывает поток информации через перцептивные решётки.
  • Чувственные данные оформляются в образы.
  • Способность рассудка превращать данные в образы даёт первую степень свободы.

Смысл и свобода

57:50
  • Смыслы возникают автоматически и могут ограничивать свободу.
  • Философия абсурда показывает, что смыслы могут быть навязаны.
  • Необходимо обуздать разноголосицу смыслов для достижения свободы.

Критическое мышление

1:01:20
  • Критическое мышление помогает различать факты и проблемы.
  • Проблема — это препятствие на пути к цели.
  • Для превращения фактов в проблемы нужна дополнительная информация и цель.

Цели и конфликты

1:03:38
  • Конфликты могут быть ресурсом для получения энергии.
  • Цель человека определяет, являются ли конфликты проблемой.
  • Концептуализация помогает найти цель и понять природу конфликтов.

Типы личности по Жильберу Дюрану

1:05:12
  • Воинский тип личности может получать комфорт от конфликтов.
  • Мистический тип предпочитает стабильность.
  • Драматический тип стремится к самоопределению.
  • Концептуализация помогает стянуть разноголосицу образов в единую схему.

Конфликты и самоопределение

1:06:01
  • Конфликты могут способствовать самоопределению, если они показывают реальность, которая нам сопротивляется.
  • Цель самоопределения — стать свободным от влияния родителей.
  • Реальная проблема — ограничения свободы, а не сам конфликт.

Анализ ограничений

1:07:16
  • Клиент хочет освободиться, но конфликты мешают этому.
  • Ограничения, наложенные родителями, являются реальной проблемой.
  • Конфликт — это психический эффект, возникающий из-за ограничений.

Пример из фильма

1:08:15
  • В фильме «Королевство полной луны» герои сталкиваются с ограничениями, которые мешают им пожениться.
  • Ограничение свободы — это проблема, а не сам конфликт.

Смыслы и анализ

1:09:15
  • Смыслы могут оказывать негативное давление, запутывая человека.
  • Анализ помогает выстроить схему ситуации и понять проблему.
  • Схема позволяет освободиться от многоголосицы смыслов.

Схема и чувства

1:12:31
  • Схема делает восприятие «холоднее» и суше, но не исключает чувств.
  • Взросление заключается в переходе от чувств к схемам.
  • Этичное поведение требует баланса между чувствами и схемами.

Открытие Канта

1:15:07
  • Кант показал, что субъект вносит свойства в объекты, а не наоборот.
  • Когнитивная оснастка определяет восприятие жизни.
  • Маркс добавил идею о влиянии практик на когнитивные оснастки.

Априорные формы

1:17:40
  • Априорные формы время и пространство — это универсальные программы обработки информации.
  • Эти формы формируют восприятие внешнего и внутреннего мира.
  • Разные когнитивные оснастки создают разные миры.

Трансцендентальный субъект

1:19:59
  • Трансцендентальный субъект — это надиндивидуальная структура, объединяющая эмпирические субъекты.
  • Язык может быть трансцендентальным субъектом, обрабатывающим смыслы.
  • Философия диалога изучает роль языка в формировании мира.

Расщеплённый субъект

1:22:05
  • Каждый эмпирический субъект является расщеплённым субъектом.
  • Критика Канта и неокантианцы ввели понятие расщеплённого субъекта.

Расщепление субъекта

1:22:32
  • Нормальный человек всегда состоит из нескольких «субъектов».
  • Для Фрейда расщепление субъекта — причина невротизма.
  • Кант считает расщепление между свободой и дисциплиной благом.

Критика и априорные формы

1:23:30
  • Кант создал теорию права и начала кантианской социологии.
  • Критика — это обнаружение границ человеческого познания.
  • Априорные формы времени и пространства ограничивают наше познание.

Агностицизм Канта

1:24:25
  • Кант освободил веру, поставив границы для разума.
  • Агностицизм Канта предполагает разделение веры и разума.
  • Основная идея Канта — критика человеческого познания.

Счастье и познание

1:26:20
  • Счастье достигается через познание вечно непознаваемого.
  • Познание помогает понять свои надежды и достичь гармонии.

Когнитивная терапия

1:28:06
  • Неверные когнитивные схемы приводят к неадекватному поведению.
  • Когнитивная терапия Арона Бека помогает распутать запутанные когнитивные схемы.
  • Пример с клиенткой, боящейся ходить мимо гаражей, иллюстрирует работу терапии.

Нравственное чувство

1:33:02
  • Кант считает, что нравственное чувство создаётся логикой и рассуждением.
  • Альтернатива Канту — идея Руссо о создании нравственного чувства интуицией.
  • Коллективное бессознательное рассматривается как аналог трансцендентального субъекта.

Моральное и нравственное поведение

1:34:05
  • Кант различает моральное и нравственное поведение.
  • Моральное поведение соответствует моральным нормам автоматически.
  • Нравственное поведение требует дополнительной работы воли.

Ограничение влияния смыслов

1:36:06
  • Человек может отключать мышление, чтобы избежать опасных мыслей.
  • В религиозных группах люди могут «тупить» при обсуждении богословских тем.
  • Отключение мышления — защитная реакция на опасные мысли.

Вечный спор между философами

1:38:47
  • Обсуждение спора между философами и Булгаковым.
  • Упоминание Канта и его подхода к методологии восприятия.
  • Подход Канта рассматривается как гносеология субъекта, закладывающая основания для методологии восприятия.

Восприятие как первый барьер

1:39:45
  • Восприятие рассматривается как первый барьер в философских рассуждениях.
  • Цитата профессора Преображенского о чтении советских газет.

Анонс следующей темы

1:40:11
  • Анонс темы о Марксе и марксизме.
  • Марксизм описывается как «нетленка», сохраняющая актуальность.
  • Маркс представлен как «глыба», которую европейская философия ещё не перешагнула.

Завершение

1:40:41
  • Прощание с аудиторией.
  • Обещание скорых встреч.