Библия и Микеланджело. Художник читает Библию — лекция четвертая

YOUTUBE · 25.11.2025 07:02

Ключевые темы и таймкоды

История Сикстинской капеллы

0:00
  • Лекция посвящена истории создания Сикстинской капеллы, которая изначально была домовой церковью папской резиденции в Риме.
  • Папа Сикст IV инициировал строительство храма, который был посвящен вознесению Богородицы.

Программа росписи потолка

1:55
  • Микеланджело работал над росписью потолка Сикстинской капеллы в период 1508-1512 годов.
  • Программа росписи потолка была составлена группой богословов францисканского ордена и папой Юлием II.
  • Микеланджело вносил свои предложения и идеи, которые учитывались в программе.

История создания Сикстинской капеллы

3:38
  • Сикстинская капелла была построена архитекторами Батчо Путелли и Джорджо Ваччи.
  • Первоначальная задача храма была не такой официальной, а носила личный характер для папы Сикста IV.
  • Микеланджело и другие художники работали над росписью потолка, следуя программе создания храма вознесения Богородицы.

Посвящение храма и фрески

10:44
  • Папа Сикст IV посвящает храм Вознесения Девы Марии, хотя учение о непорочном зачатии не было официально признано.
  • Папа Сикст IV зашифровал посвящение непорочности Марии в фресках, возможно, как символ непорочного зачатия.

Фрески и их значение

17:40
  • Фрески северной стены посвящены событиям книги Исхода, главным персонажем является Моисей.
  • Фрески южной стены посвящены обрезанию сына Моисея, переходу через Красное море и другим событиям исхода.
  • Фрески отражают идеи о Моисее как близком ветхозаветном персонаже ко Христу и сопоставлении его с Христом.

Актуализация библейских сюжетов

23:51
  • Художники пятнадцатого века одевали персонажей библейских сюжетов в современную одежду, чтобы люди лучше проникались событиями священного писания.
  • Богословский подтекст: народ израиля формируется как народ божий через трудности пути по пустыне и искушения.

Фрески северной стены

33:41
  • Фрески северной стены отражают историю формирования божьего народа или церкви ветхого завета, начиная с крещения и заканчивая нагорной проповедью.
  • Фрески южной стены отражают евангельские события, начиная с крещения и заканчивая получением Моисеем заповедей.

Композиции и символы

36:51
  • Фрески северной стены имеют эклезиологические мотивы, такие как передача апостолу Петру ключей от рая и церковь христова, основанная на камне Петре.
  • Фрески южной стены имеют более евангельские мотивы, такие как крещение, призвание апостолов и получение Моисеем заповедей.

Тайная вечеря и другие композиции

39:50
  • Микеланджело изображает Тайную вечерю, где есть три вставки, показывающие ближайшее будущее Христа.
  • Иконография Тайной вечери консервативна, но художник наделяет апостолов красно-синим колоритом, что символизирует их участие в евхаристии.

Программа северных и южных стен

44:31
  • На северной стене находится комплекс композиций, написанных Пьетро Перуджино, включая "Нахождение маленького Моисея дочерью фараона" и "Рождество Христово".
  • На южной стене - "Вознесение Богоматери" Пьера Перуджино.

Символ веры и образ девы Марии

48:19
  • Алтарная стена символизирует символ веры, где упоминается вера в святость церкви и Иисуса Христа.
  • Дева Мария на алтарной стене - образ-метафора земной церкви и символ святой и непорочной церкви.

Микеланджело и его потолок

52:48
  • Микеланджело сначала отказывался от работы над потолком Сикстинской капеллы, но в итоге согласился из-за чувства долга.
  • Микеланджело создал потолок, который можно назвать альтернативным циклом, и его подход к анатомии и рисунку отличается от других художников.

Богословская программа и трактовка фресок

58:06
  • Микеланджело активно участвовал в составлении программы для фресок и вводил в повествование обнаженные фигуры, которые символизируют человека.
  • Микеланджело объединил эпизоды из книги Бытия в хронологическом порядке, но в его трактовке они становятся духовной историей восхождения к богу.

Потолок и его значение

1:06:09
  • Микеланджело применил музыкальный прием "ракоход" для создания композиции, которая воспринимается как история восхождения, а не падения человека.
  • Потолок Сикстинской капеллы можно рассматривать как историю христианской надежды.

Потолок Сикстинской капеллы

1:10:07
  • Микеланджело создал потолок Сикстинской капеллы, который содержит множество изображений и символов.
  • Потолок изображает историю сотворения мира, пророчества, мессианские пророчества, праведников, и события страшного суда.

Дева Мария на страшном суде

1:21:22
  • Микеланджело изобразил деву Марию на страшном суде, которая кажется испуганной и отворачивается от грешников.
  • Немецкий искусствовед Ханс Файт считает, что образ Марии представляет собой композиционную инверсию фигуры Евы на фреске сотворения Евы.
  • Мария отворачивается от греха, а не от грешников, что соответствует изначальному замыслу Сикстинской капеллы.

Образ Христа и антропология

1:28:41
  • Микеланджело изобразил Христа с крупными чертами лица и большим телом, что отражает его образ как нового Адама и надежду на спасение человечества.
  • Христос и Мария символизируют человечество, освобожденное от темных сил и представленное перед Христом.

Антропологическая концепция человека

1:33:43
  • Микеланджело создал образ человека, который является подобием Христа, сына Божьего.
  • В его работах отражены библейские сюжеты, экклезиологические, эсхатологические и антропологические аспекты, а также образ святого писания.

Значение работ Микеланджело

1:37:31
  • Микеланджело создал образы, которые отражают основные аспекты богословия, экзегетики, физиологии, антропологии и эсхатологии.
  • Его работы представляют собой энциклопедию богословской мысли и образ святого писания, которые невозможно отделить от учения церкви.