История Сикстинской капеллы 0:00 Лекция посвящена истории создания Сикстинской капеллы, которая изначально была домовой церковью папской резиденции в Риме. Папа Сикст IV инициировал строительство храма, который был посвящен вознесению Богородицы.
Программа росписи потолка 1:55 Микеланджело работал над росписью потолка Сикстинской капеллы в период 1508-1512 годов. Программа росписи потолка была составлена группой богословов францисканского ордена и папой Юлием II. Микеланджело вносил свои предложения и идеи, которые учитывались в программе.
История создания Сикстинской капеллы 3:38 Сикстинская капелла была построена архитекторами Батчо Путелли и Джорджо Ваччи. Первоначальная задача храма была не такой официальной, а носила личный характер для папы Сикста IV. Микеланджело и другие художники работали над росписью потолка, следуя программе создания храма вознесения Богородицы.
Посвящение храма и фрески 10:44 Папа Сикст IV посвящает храм Вознесения Девы Марии, хотя учение о непорочном зачатии не было официально признано. Папа Сикст IV зашифровал посвящение непорочности Марии в фресках, возможно, как символ непорочного зачатия.
Фрески и их значение 17:40 Фрески северной стены посвящены событиям книги Исхода, главным персонажем является Моисей. Фрески южной стены посвящены обрезанию сына Моисея, переходу через Красное море и другим событиям исхода. Фрески отражают идеи о Моисее как близком ветхозаветном персонаже ко Христу и сопоставлении его с Христом.
Актуализация библейских сюжетов 23:51 Художники пятнадцатого века одевали персонажей библейских сюжетов в современную одежду, чтобы люди лучше проникались событиями священного писания. Богословский подтекст: народ израиля формируется как народ божий через трудности пути по пустыне и искушения.
Фрески северной стены 33:41 Фрески северной стены отражают историю формирования божьего народа или церкви ветхого завета, начиная с крещения и заканчивая нагорной проповедью. Фрески южной стены отражают евангельские события, начиная с крещения и заканчивая получением Моисеем заповедей.
Композиции и символы 36:51 Фрески северной стены имеют эклезиологические мотивы, такие как передача апостолу Петру ключей от рая и церковь христова, основанная на камне Петре. Фрески южной стены имеют более евангельские мотивы, такие как крещение, призвание апостолов и получение Моисеем заповедей.
Тайная вечеря и другие композиции 39:50 Микеланджело изображает Тайную вечерю, где есть три вставки, показывающие ближайшее будущее Христа. Иконография Тайной вечери консервативна, но художник наделяет апостолов красно-синим колоритом, что символизирует их участие в евхаристии.
Программа северных и южных стен 44:31 На северной стене находится комплекс композиций, написанных Пьетро Перуджино, включая "Нахождение маленького Моисея дочерью фараона" и "Рождество Христово". На южной стене - "Вознесение Богоматери" Пьера Перуджино.
Символ веры и образ девы Марии 48:19 Алтарная стена символизирует символ веры, где упоминается вера в святость церкви и Иисуса Христа. Дева Мария на алтарной стене - образ-метафора земной церкви и символ святой и непорочной церкви.
Микеланджело и его потолок 52:48 Микеланджело сначала отказывался от работы над потолком Сикстинской капеллы, но в итоге согласился из-за чувства долга. Микеланджело создал потолок, который можно назвать альтернативным циклом, и его подход к анатомии и рисунку отличается от других художников.
Богословская программа и трактовка фресок 58:06 Микеланджело активно участвовал в составлении программы для фресок и вводил в повествование обнаженные фигуры, которые символизируют человека. Микеланджело объединил эпизоды из книги Бытия в хронологическом порядке, но в его трактовке они становятся духовной историей восхождения к богу.
Потолок и его значение 1:06:09 Микеланджело применил музыкальный прием "ракоход" для создания композиции, которая воспринимается как история восхождения, а не падения человека. Потолок Сикстинской капеллы можно рассматривать как историю христианской надежды.
Потолок Сикстинской капеллы 1:10:07 Микеланджело создал потолок Сикстинской капеллы, который содержит множество изображений и символов. Потолок изображает историю сотворения мира, пророчества, мессианские пророчества, праведников, и события страшного суда.
Дева Мария на страшном суде 1:21:22 Микеланджело изобразил деву Марию на страшном суде, которая кажется испуганной и отворачивается от грешников. Немецкий искусствовед Ханс Файт считает, что образ Марии представляет собой композиционную инверсию фигуры Евы на фреске сотворения Евы. Мария отворачивается от греха, а не от грешников, что соответствует изначальному замыслу Сикстинской капеллы.
Образ Христа и антропология 1:28:41 Микеланджело изобразил Христа с крупными чертами лица и большим телом, что отражает его образ как нового Адама и надежду на спасение человечества. Христос и Мария символизируют человечество, освобожденное от темных сил и представленное перед Христом.
Антропологическая концепция человека 1:33:43 Микеланджело создал образ человека, который является подобием Христа, сына Божьего. В его работах отражены библейские сюжеты, экклезиологические, эсхатологические и антропологические аспекты, а также образ святого писания.
Значение работ Микеланджело 1:37:31 Микеланджело создал образы, которые отражают основные аспекты богословия, экзегетики, физиологии, антропологии и эсхатологии. Его работы представляют собой энциклопедию богословской мысли и образ святого писания, которые невозможно отделить от учения церкви.