ДРАМЫ И ДИЛЕММЫ ЭКСПЕРТА – ОТ ИДЕИ К ПРОДУКТУ.

YOUTUBE · 24.11.2025 04:09

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:06
  • Обсуждение темы экспертизы и представления себя миру.
  • Представление участников: Дарья Масленникова, нейрофизиолог и методолог, и Валентина Габышева, игра-практик.
  • Введение в тему миграции идентичности.

Нейропсихология и миграция идентичности

0:48
  • Дарья Масленникова объясняет, что она нейропсихолог, изучающий психологические механизмы.
  • Обсуждение миграции идентичности и её влияния на экспертов.
  • Сравнение с моделью шляп и миграцией идентичности.

Конфигурирование смыслов

2:06
  • Важность конфигурирования смыслов для аудитории.
  • Обсуждение инфопродуктов и их упаковки.
  • Появление рынка продюсеров и упаковщиков экспертов.

Проблемы упаковки экспертизы

3:59
  • Проблема упаковки экспертизы и её реализации.
  • Вопрос о том, почему эксперты не могут упаковать свою экспертизу.
  • Обращение к курсу Валентины для понимания уязвимого состояния экспертов.

Альтернативные методологии

4:57
  • Обсуждение альтернативных методологий и уязвимого состояния экспертов.
  • Пример курса Валентины, где эксперты изучают свои знания и материалы.
  • Проблема большого количества знаний, которые не идут в дело.

Ответы на все вопросы

5:57
  • Автор утверждает, что у нее есть ответы на все вопросы.
  • Она считает, что важно не собирать знания, а использовать их.
  • Приводит пример друга, который собирает заметки, но не пишет статьи.

Проблемы с заметками

6:45
  • Автор делится опытом друга, который собирает заметки десятилетней давности.
  • Она отмечает, что заметки могут накапливаться и мешать.
  • Призывает к ревизии и освобождению от ненужных материалов.

Фокусы внимания

8:23
  • Автор рассказывает о фокусах внимания на курсе.
  • Описывает, как люди приходят с разными задачами.
  • Приводит примеры фокусов внимания, таких как "танк" и "пирожки".

Проблемы с перегруженностью

10:21
  • Автор объясняет, что перегруженность заметками мешает.
  • Приводит пример с платяным шкафом и необходимостью освободиться от ненужного.
  • Делится опытом, как она освобождается от ненужных материалов.

Ревизия и аудит

13:00
  • Автор обсуждает необходимость ревизии и аудита.
  • Объясняет, что не всем нужно делать аудит.
  • Призывает тех, кто не может выбросить заметки, провести ревизию.

Методика наведения порядка

15:52
  • Автор делится методикой наведения порядка.
  • Описывает два правила: "подобное к подобному" и "унеси на место".
  • Призывает задавать вопросы для лучшего понимания методики.

Кристаллизация подхода

17:01
  • Личный подход к написанию книги должен быть кристаллизован.
  • Важно иметь четкое представление о том, о чем писать.
  • Курс по написанию книги должен исходить из этого знания.

Интуитивное знание

17:56
  • Знание часто хранится в правом полушарии мозга.
  • Интуиция помогает чувствовать паттерны и структуру.
  • Алгоритм метода и несущая конструкция не всегда выстроены.

Свобода от гнета

18:41
  • Некоторые люди могут не стремиться к написанию книги.
  • Важно оставаться практиком в своей сфере.
  • Не все должны создавать свои теории.

Создание теории

20:16
  • Создание теории требует тяжелого труда.
  • Не стоит недооценивать этот процесс.
  • Можно стать проводником чужого метода или создать свою авторскую комбинацию.

Амбассадорство

21:10
  • Можно стать амбассадором метода или учителя.
  • Важно найти человека, у которого есть решение задачи.
  • Можно объединять подходы разных людей.

Авторская комбинация

22:02
  • Авторская комбинация методов может быть уникальной.
  • Важно понимать, про что писать книгу.
  • Люди часто стесняются ссылаться на других, но это нормально.

Пример подхода

23:49
  • Пример подхода к трансформации бизнеса.
  • Важно различать ментальные, стратегические и операционные уровни.
  • Движение должно быть запущено, передано и не должно останавливаться.

Научная школа

25:47
  • Научная школа требует множества шагов и публикаций.
  • Быть амбассадором и создавать свою комбинацию уже хорошо.
  • Метод Марии Кондо может быть не настолько фундаментальным, но приносить радость.

Экспертность и верификация

27:17
  • Экспертность делится на три слоя: экспертность, эксперт и контент.
  • Важно верифицировать экспертность, так как то, что работает у одного, может не работать у других.
  • Проблема может быть в распыленности экспертности, которую нужно формализовать и передать.

Формализация экспертности

28:15
  • Экспертность должна быть формализована и передаваема.
  • Важно описать принципы и подходы, на которых строится экспертность.
  • Форсирование процесса кристаллизации экспертности через обсуждение и рефлексию.

Ревизия контента и себя

31:09
  • Необходимо провести ревизию контента и себя, начиная с детских увлечений.
  • Важно собрать все свои идентичности и роли, включая образование и опыт.
  • Все аспекты жизни должны быть учтены и интегрированы в экспертность.

Кристаллизация экспертности

35:51
  • Экспертность должна кристаллизоваться, возможно, через отказ от учебы на два года.
  • Важно выбрать между профильным обучением и кристаллизацией экспертности.
  • Необходимо извлечь пользу из всех своих идентичностей и ролей.

Самозванство и цитаты

37:40
  • Важно не отравлять себя самозванством, читая книги и используя цитаты для дискредитации своего подхода.
  • Необходимо использовать цитаты для обоснования своего подхода, а не для его дискредитации.

Самозванство и экспертность

38:44
  • Важно подружиться с самозванцем и использовать его для улучшения продукта.
  • Необходимо упорядочить академическое качество своего продукта, даже если он прост.
  • Простота может быть обманчивой, и важно не дискредитировать все источники.

Контент и его подача

39:42
  • Успешные блогеры часто имеют журналистское или филологическое образование.
  • Важно найти неутомительную форму подачи контента, чтобы не утомлять аудиторию.
  • Неутомительная форма контента помогает поддерживать интерес и вовлеченность.

Неутомительная работа

41:38
  • Важно найти то, что можно делать неустанно, например, методологические разборы.
  • Каждый эксперт имеет свои подходы и методы работы.
  • Необходимо формализовать свои подходы и методы, чтобы они были устойчивыми.

Творческие отпуска и неутомительность

43:38
  • Творческие отпуска помогают в создании и описании подходов.
  • Важно не утомляться и находить неутомительные формы работы.
  • Неутомительность помогает поддерживать интерес и вовлеченность аудитории.

Руда и вываривание

44:37
  • Важно собрать все свои заметки и идеи в одно место для дальнейшего разбора.
  • Необходимо сузить задачу и выбрать формат для подачи контента.
  • Пример с фотографиями и фразами показывает, как можно использовать микрозаметки.

Инструкторский курс и школа

47:29
  • Если курс не закрывает потребности, возможно, нужен инструкторский курс.
  • Для создания школы нужно формализовать подход и передавать его другим.
  • Важно заниматься сложными и нюансированными темами, чтобы развивать подход.

Творчество и рамки

49:02
  • Творчество возможно, но нужно проверять, есть ли у идеи рамки.
  • Пример с авантюрным капиталом показывает, как важно понимать, что именно нужно делать.
  • Важно выбирать между массовым и клубным подходом, чтобы понять, что действительно нужно людям.

Реализация и маленькие проекты

51:42
  • Важно иметь маленький проект или группу для поддержания движения.
  • Это помогает избежать внутреннего напряжения и невроза.
  • Маленькие шаги и микро-действия важны для поддержания интереса.

Течение и изменения

53:55
  • Тема должна иметь течение и изменения.
  • Важно находить маленькие поводы для движения.
  • Эксперты и планы помогают понять масштаб задачи.

Переворот в педагогике

54:52
  • Желание перевернуть парадигму педагогики.
  • Высокая ставка и миссия.
  • Важно понимать масштаб задачи и возможные последствия.

Диагностика и создание ниши

55:25
  • Диагностика на уровне продукта, эксперта и контекста рынка.
  • Пример с рекламой клиники по пересадке волос.
  • Создание ниши и использование личного бренда.

Культурный код и масштаб

57:47
  • Примеры культурных кодов, ставших массовыми.
  • Важно понять масштаб задумки и цену, которую можно заплатить.
  • Стратегирование и воображение для достижения цели.

Инструкторский курс

1:00:40
  • Необходимость создания инструкторского курса без длительной обкатки.
  • Важность выяснения отношений с экспертами и инструкторами.
  • Пример с модераторами и игровыми механиками.

Уважение к аудитории

1:02:24
  • Вопрос уважения к аудитории и их роли в проекте.
  • Важность человеческого капитала аудитории.
  • Мотивация и привлечение профессионалов.

Творчество и многозадачность

1:04:32
  • Творчество как "молочная грудь" и необходимость освобождения каналов.
  • Многозадачность и её влияние на творчество.
  • Важность фильтрации и отбора участников.

Фильтры и подходы

1:05:31
  • Различные подходы к фильтрации участников.
  • Примеры использования игр, тестов и семинаров.
  • Важность конгруэнтного фильтра для разных специалистов.

Формы обучения

1:08:24
  • Выбор формы обучения в зависимости от этапа проекта.
  • Примеры публичных лекций и взаимодействия с государственными структурами.
  • Важность набора учеников и создания школы.

Пастыри и апостолы

1:10:44
  • Различие между пастырями овец и пастырями пастухов.
  • Примеры экспертов, таких как Лобковский и Хакамада.
  • Важность передачи подхода и создания школы.

Важность учеников и школ

1:13:20
  • Для чистоты подхода нужны ученики и методологические семинары.
  • Ученики помогают формализовать знания и подходы.
  • Примеры из истории: психиатр Ганушкин и его ученики.

Страх перед учениками

1:14:04
  • Некоторые боятся, что ученики отберут клиентов.
  • Примеры из искусства: Ренуар, Рубинс, Айседора Дункан.
  • Школы и ученики помогают передавать знания и опыт.

Одиночество и отчуждение

1:16:01
  • Одиночество и отчуждение среди гуру.
  • Желание делиться знаниями и общаться с понимающими людьми.
  • Примеры из личного опыта и желание создать школу.

Разрыв в интеллектуальном уровне

1:17:56
  • Разрыв в интеллектуальном уровне между гуру и учениками.
  • Примеры из разных областей: методология и архитектура.
  • Одиночество и отчуждение среди тех, кто не понимает.

Важность инструкторского курса

1:20:18
  • Инструкторский курс не обязателен, но важен.
  • Подготовка проводников для распространения знаний.
  • Личный бренд и вещание как альтернатива.

Ресурсы и методология

1:23:13
  • Оценка ресурсов для создания школы.
  • Важность ритма, фокуса внимания и метода.
  • Примеры различных стратегий: кейс-анализ, рефлексия, моделирование.

Фокус на обучении

1:26:24
  • Фокус на обучении других, а не только на личном использовании.
  • Важность обсуждения и обучения других.
  • Регулярные встречи для обсуждения и обмена знаниями.

Фокус внимания и методологические семинары

1:27:53
  • Фокус внимания переносится на другой вопрос.
  • Проведение методологических семинаров в течение двух лет позволило упорядочить работу.
  • Важно иметь сообщество, в котором варится тема, независимо от наличия учеников.

Путь звезды и путь учителя

1:28:51
  • Путь звезды: достаточно сообщества, где есть потребители.
  • Путь учителя: нужно сообщество и ученики, которые будут передавать знания.
  • Пример: метод Лобковского, который обучил тысячи людей.

Лидерство и коллаборация

1:30:10
  • Лидерство важно для успешного процесса.
  • Коллаборация должна быть готова к тому, что лидер может оказаться лишним.
  • Если тема экспертизы переполняет, лучше идти по пути учеников.

Кристаллизация метода

1:32:10
  • Метод должен быть выписан и формализован.
  • Важно создать метод, который можно передать из интуитивного плана.
  • Пример: шесть правил Лобковского.

Ученики как источник новых вопросов

1:35:27
  • Ученики задают вопросы, которые заставляют думать и развиваться.
  • Важно возвращаться к преподаванию в зрелом возрасте.
  • Пример: мастер-производственник, который возвращается к студентам.

Интервизорские группы и супервизия

1:38:31
  • Интервизорские группы полезны для развития и шлифовки знаний.
  • Супервизия помогает корректировать и дополнять подход.
  • Важно шлифоваться об "острые" углы, чтобы стать лучше.

Экспертность и книги

1:41:06
  • Экспертность может проявляться в разных формах: учебники, заметки, эссе.
  • Пример: книга Ирины Клименко, которая собирает интервью и рассуждения.
  • Важно честно оценить свои амбиции и готовность к созданию учебника.

Амбиции и экспертность

1:42:07
  • Экспертность требует амбиций и готовности к критике.
  • Важно понимать, что учебник требует основательности и фундаментальности.
  • Обратная связь от клиентов может быть более лояльной, чем от оппонентов.

Формализация опыта

1:44:43
  • В медицине и балете формализация опыта важна для передачи знаний.
  • Это помогает избежать секретных методов и учит студентов.
  • Разные сферы требуют разных подходов к экспертизе.

Ревизия и освобождение

1:46:36
  • Важно проводить ревизию и избавляться от ненужного.
  • Освобождение места в голове помогает начать новые процессы.
  • Метафора с ороговевшими клетками кожи иллюстрирует важность обновления.

Одиночество и смысл

1:51:10
  • Одиночество помогает понять смысл своих действий.
  • Вопросы и комментарии помогли осознать важность смысла.
  • Обновление и развитие важны для всех, особенно весной.