Безопасность самолётов 0:00 Самолёт — самый безопасный транспорт в мире. В год от падающих деревьев умирает больше людей, чем от самолётов. Для авиакатастрофы должно сойтись вместе семь обстоятельств.
Введение в профессию 0:19 Олег — пилот малой авиации, командир воздушного судна КВС. Летает на четырёхместном самолёте Т-172, самом массовом в мире. На этом самолёте установлен рекорд по самому продолжительному полёту без посадок — 64 дня, 12 часов и несколько минут.
Задачи пилотов малой авиации 1:30 Авиалесоохрана: поиск пожаров и отправка данных в лесопожарный центр. Аэрофотосъёмка: съёмка дорог и других объектов для реконструкции и инвентаризации. Поиск людей и животных: поиск потерявшихся людей и сбежавших лошадей.
Подготовка самолёта к полёту 2:30 Снятие заглушек «ноздри» для предотвращения гнездования птиц в двигателе. Проверка двигателя и других систем самолёта.
Рабочий день пилота 3:49 Получение задания на полёт с указанием аэродрома, времени и маршрута. Подача плана на вылет и подготовка к полёту. Осмотр самолёта на аэродроме и встреча с лётчиком-наблюдателем.
Сезонность работы 5:27 Работы, связанные с лесоохраной и аэрофотосъёмкой, выполняются летом. Зимой самолёт подогревается специальным устройством. Малая авиация определяется классом самолётов весом до 5,7 тонн.
Сверхлёгкая авиация 6:26 Сверхлёгкая авиация не подлежит сертификации, если самолёт легче 150 кг. Возможность сборки собственных самолётов из кит-наборов. Пилоты должны получать допуск на каждый тип самолёта.
Ощущения от полёта 7:24 Доверие к пилотам благодаря их квалификации и проверкам. Первый полёт как пассажир на штурманском самолёте Ту-134Ш. Волнение при управлении самолётом.
Принципы полёта 8:21 Самолёт летит благодаря аэродинамике и разности давления под крылом. Три оси управления самолётом: вертикальная, продольная и поперечная. Управление креном, высотой и рысканьем.
Приземление в случае отказа двигателя 10:10 Самолёт может приземлиться на поле или дорогу, подобранную с воздуха. Если рядом нет поля, можно сесть на дорогу, если это безопасно. Пилот оценивает безопасность посадки на дорогу.
Причины авиакатастроф и спас-системы 10:47 Для авиакатастрофы должно сойтись семь обстоятельств, включая плохую погоду и усталость пилота. Спас-система выстреливает самолёт вверх, и он спускается на парашюте. Вес самолёта влияет на эффективность спас-системы.
Обучение в авиасимуляторе 11:48 Авиасимулятор идентичен настоящему самолёту: приборная панель, штурвалы, педали, сидения. В симуляторе можно научиться запускать и выключать двигатель, совершать полёт и посадку. Реальные действия на самолёте отличаются от управления в симуляторе.
Особенности работы пилота 12:45 Посадка — не любимая часть работы пилота. Пилоты маленьких самолётов в России знают друг друга. Попадание птицы в двигатель может быть незначительным.
Фигуры пилотажа 13:40 На маленьком самолёте можно выполнять базовые фигуры пилотажа: петлю, бочку, штопор. Высший пилотаж на маленьком самолёте невозможен, но можно выполнить перегрузку и горку.
Как стать пилотом 14:56 Курсы в авиационно-учебном центре занимают полгода и стоят около миллиона рублей. После обучения выдаётся свидетельство пилота-любителя. Свидетельство считается международным, но для работы за границей его нужно валидировать.
Стоимость и обслуживание самолётов 15:50 Стандартная Cessna стоит от 7 до 10 миллионов рублей в зависимости от технического состояния. Маленькие одноместные самолёты могут стоить до миллиона рублей. Обслуживание самолёта лучше доверять авиационному технику.
Путешествия на самолёте 16:47 Путешествия на самолёте возможны, но в России это сложно из-за финансовых ограничений. В Европе путешествовать на самолёте проще.
Срок службы самолётов 17:41 Самолёты могут служить 20–50 лет в зависимости от эксплуатации и износа. Двигатель имеет ресурс 2000 часов, после чего требуется капиталка.