Мастер-класс "В контакте с телом: техники и приемы телесно-ориентированной терапии" Проценко А.О.

YOUTUBE · 19.11.2025 10:18

Ключевые темы и таймкоды

Введение в мастер-класс

0:00
  • Мастер-класс по телесно-ориентированной психотерапии.
  • Название: "Контакт со своим телом. Техники и приемы телесно-ориентированной психотерапии".
  • Проводит Алена Проценко, телесно-ориентированный психотерапевт, клинический психолог, сексолог и трансперсональный тренер.

Вопросы и диагностика

0:52
  • Обсуждение экологичности вопросов о блоках и болезнях тела.
  • Телесно-ориентированная терапия как диагностическое и исследовательское направление.
  • Сравнение с работой фельдшера и терапевта.

Системный подход в терапии

1:52
  • Телесно-ориентированная терапия рассматривает тело как систему.
  • Пример с зажатым тазом и гипотонусом живота.
  • Важность системного подхода в диагностике.

Диагностические и терапевтические тесты

2:52
  • Два диагностических теста и терапевтические воздействия.
  • Реакция на прикосновение как терапевтический инструмент.
  • Вариативность реакций на прикосновение.

Вопросы и бонусы

3:52
  • Разыгрывание бонуса в 2000 рублей за самый интересный вопрос.
  • Призыв задавать любые вопросы, касающиеся телесно-ориентированной психотерапии.
  • Вопросы о конкретных блоках и зажимах лучше разбирать в ходе терапевтической сессии.

Представление Алены Проценко

4:52
  • Алена Проценко: клинический психолог, сексолог, телесно-ориентированный терапевт.
  • Опыт работы в клинике и интерес к телесно-ориентированной терапии.
  • Образование и работа в институте.

Востребованность телесно-ориентированной терапии

6:52
  • Рост интереса к телесно-ориентированной терапии в век интернета.
  • Запросы на терапию из-за неуверенности и дисморфобии.
  • Групповая терапия и популярность профессии.

Легкость и эффективность телесной терапии

8:22
  • Телесная терапия как легкая и эффективная профессия.
  • Сравнение с работой хирурга.
  • Тело и психика как тождественные структуры.

Телесная осознанность

9:07
  • Телесная осознанность и внимание к своим ощущениям.
  • Тело как часть психики.
  • Различия в отношении к телу у разных людей.

Пример адаптации к жаре

9:54
  • Вопрос о том, как люди адаптируются к жаре.
  • Различия в поведении и отношении к телу.
  • Тело как индикатор

Адаптация и телесная терапия

10:39
  • Внешняя ситуация, например, жара, приводит к адаптации.
  • Тело адаптируется к семейной истории с рождения.
  • Телесная терапия помогает гармонизировать рост и развитие.

Принцип удовольствия и удовлетворения

12:39
  • Каждый человек рождается с принципом удовольствия и удовлетворения.
  • Неудовлетворение вызывает негативные реакции тела.
  • Телесная терапия ищет и устраняет комочки неудовлетворенности.

Телесная терапия как направление психотерапии

14:39
  • Телесная терапия не является массажем или йогой, а направлением психотерапии.
  • Основатель телесной терапии — Вильгельм Райх, ученик Фрейда.
  • Райх заметил общие реакции клиентов и развил телесно-ориентированную терапию.

Общие законы реагирования эмоций

17:01
  • Райх отметил общие законы реагирования эмоций у разных людей.
  • Телесная терапия коррелирует с древневосточным чакральным подходом.
  • Телесные блоки и зажимы аналогичны древневосточным чакрам.

Практическое занятие по телесной терапии

17:54
  • Участники проведут тесты для определения телесных блоков.
  • Важно почувствовать комфорт в положении тела и относительно соседей.
  • Личные границы телесного пространства составляют около метра.

Исследование тела и осознание

21:40
  • Участники исследуют свое тело прикосновениями и внутренним взором.
  • Важно обратить внимание на дыхание и ощущения в теле.
  • Создание 3D модели тела помогает осознать его форму и ощущения.

Осознание потребностей тела

25:47
  • Участники определяют, какой они чувствуют себя в своем теле.
  • Важно понять, что хочет тело прямо сейчас.
  • Проявление любви к телу включает физические действия для его комфорта.

Завершение практики

27:25
  • Участники возвращаются к реальности и используют планшет, бумагу и карандаш.
  • Завершение практики помогает вернуться в "здесь и сейчас".

Набросок рисунка тела

27:40
  • Нарисуйте свое тело так, как вы его видите.
  • Это не тест на художественные способности, а способ создания карты тела.
  • В течение вечера вы заполните карту интересными открытиями.

Дисморфобия

29:10
  • Дисморфобия – непринятие части тела или всего тела.
  • Массовая информация и интернет создают идеал тела, что приводит к разочарованию.
  • Генетический фонд и среда влияют на тело, но адаптация к жизни также важна.

Анализ рисунка

30:57
  • Рисунок может рассказать о вашем отношении к телу.
  • Пропущенные участки или неуверенность в рисовании указывают на проблемы.
  • Легкость или сложность рисования разных частей тела говорит о контакте с ними.

Второй тест – внутренний осмотр

33:27
  • Проведите внутренний осмотр тела от стоп до макушки.
  • Отметьте ощущения в разных частях тела, особенно болезненные или дискомфортные.
  • Отметьте напряжение, боль или комфорт в разных отделах тела.

Психосоматические заболевания

35:42
  • Психика влияет на тело, и настроение отражается в телесных ощущениях.
  • Примеры психосоматических заболеваний: мигрень, язва.
  • Телесная терапия помогает выявить ахиллесовы пяты и нарушения внутренних органов.

Ощущения в разных отделах тела

37:27
  • Обратите внимание на таз, живот, поясницу, диафрагму, грудь, сердце, легкие, пищевод.
  • Отметьте комфорт или напряжение в этих отделах.
  • Плечи часто испытывают нагрузку, и важно обратить на них внимание.

Ощущения в теле

38:57
  • Обратите внимание на ощущения в левой и правой руке, плечевом отделе и шее.
  • Проверьте челюсть, нос, глаза и уши.
  • Близорукость может быть признаком напряжения мышц.

Телесная терапия

39:51
  • Начните с анализа ощущений в теле.
  • Телесная терапия фокусируется на процессах, а не на анализе.
  • Работа начинается со стоп, чтобы уйти от сверхконтроля разума.

Сегменты тела

40:44
  • Тело систематизировано на сегменты, первый из которых – тазовый.
  • Тазовый сегмент включает промежность, бедра, колени, голеностопы и стопы.
  • Этот сегмент связан с психологической наполненностью и правом занимать место в мире.

Влияние стресса и насилия

42:44
  • Стресс и насилие могут нарушать опору и заземление.
  • Телесная терапия помогает восстановить право занимать место в жизни.
  • Стопы – основа опоры и чувства себя в мире.

Левая и правая части тела

44:44
  • Левая часть тела связана с женственностью и опорой на значимые женщины.
  • Правая часть тела связана с социальной сферой и мужскими аспектами.
  • Различия между левой и правой частями тела нормальны и связаны с генетикой.

Гибкость и творчество

47:59
  • Гибкость голеностопных суставов связана с позицией в мире.
  • Развитие гибкости помогает в творчестве и спонтанности.
  • Пальцы рук и ног отражают детскую непосредственность и способность к творчеству.

Развитие стоп

49:45
  • Развитие стоп помогает сохранять детскую непосредственность.
  • Упражнения для стоп способствуют творчеству и спонтанности.
  • Примеры упражнений: открытие дверей ступнями, развитие хватательных движений.

Колени и стресс

50:15
  • Колени абсорбируют стресс, готовясь к быстрому движению.
  • В стрессовых ситуациях колени напрягаются, чтобы убежать.
  • Постоянное напряжение делает колени ригидными.

Влияние напряжения на кровообращение

51:15
  • Напряженные колени ухудшают кровообращение к ступням.
  • Холодные ступни могут указывать на проблемы с коленями.
  • В животном мире стресс сбрасывается через движения.

Телесная терапия и стресс

52:15
  • Телесная терапия помогает расслабляться и получать удовольствие.
  • Колени могут хранить память о предательстве близких.
  • Пример: девушка с невыраженной агрессией на отца, что отражается на коленях.

Память о заботе и предательство

54:15
  • Колени могут помнить заботу родителей и предательство.
  • Пример: ребенок, чувствующий неудовлетворение от ухода родителей.
  • Колени как система опоры связаны с отношениями с родителями.

Страх и телесная структура

55:15
  • Страх абсорбируется коленями, что может проявляться с детства.
  • Пример: клиентка с болями в коленях и икрах, связанная с тревожной структурой телесности.
  • Телесная терапия помогает изменить эту структуру.

Память насилия и телесная терапия

57:15
  • Голеностопные суставы могут помнить насилие.
  • Пример: студентка с историей сексуального насилия, реагирующая на поддержку.
  • Телесная терапия поддерживает, но не насилует.

Работа с опорой и бедра

58:00
  • В телесной терапии сначала работают с опорой.
  • Опора важна для работы с чувствами и агрессией.
  • Бедра – нежная тема, связанная с заземленностью и сексуальностью.

Преддверие сексуальности

58:40
  • Бедра могут быть закрытыми или открытыми, в зависимости от сексуального опыта.
  • Существуют сексуальные структуры характера, такие как соблазняющая структура, которая перераскрыта в сексуальности.
  • Бедра также связаны с границами и могут обозначать их открытость или закрытость.

Пространство и промежность

59:40
  • Бедра могут занимать пространство и выпихивать других из своего пространства.
  • Промежность отражает состояние расслабленности или зажатости.
  • Зажатость может быть связана с негативным опытом и заболеваниями, такими как вагинизм или импотенция.

Телесная терапия и диагностика

1:00:32
  • Телесный терапевт может исследовать историю клиента через его тело.
  • Существует семь структур характеров, каждая из которых имеет свои особенности.
  • Примеры структур: психопатическая, истероидная, шизоидная.

Шизоидная структура характера

1:01:32
  • Шизоиды живут в голове и не чувствуют своего тела.
  • Телесная терапия помогает им открыть новый мир ощущений.
  • Пример: айтишник, который не чувствовал потребности в еде, но после телесной терапии начал ощущать телесные потребности.

Безопасное расслабление

1:03:32
  • Клиент запросил безопасное расслабление, но сначала испытывал тревогу.
  • После первой сессии он почувствовал расслабление и удивление.
  • На второй сессии он отметил, что чувствует себя в тумане и ему все пофиг, что стало для него новым состоянием.

Структура мышц и их тонус

1:04:02
  • Мышцы могут быть в гипотонусе слабые или в гипертонусе напряженные.
  • Гипотонические мышцы не умеют работать, гипертонические мышцы ригидные.
  • Сильная мышца – растянутая.

Формирование гипотонических мышц

1:05:02
  • Гипотонические мышцы формируются из-за подавления ребенка родителями.
  • Ребенок не учится пользоваться мышцами, если его подавляют.
  • Телесный терапевт помогает развить мышцы и характер.

Формирование гипертонических мышц

1:07:02
  • Гипертонические мышцы формируются, когда ребенка сначала принимают, а потом подавляют.
  • Ребенок вступает в борьбу с родителем, что фиксируется в мышцах.
  • Пример: мужчина с психопатической структурой, который наслаждается конфликтами.

Работа с мышцами таза

1:08:49
  • Таз может быть в гипертонусе или гипотонусе.
  • Работа с мышцами таза помогает улучшить состояние.
  • Важно чувствовать себя безопасно и расслабленно.

Техника треугольника

1:09:49
  • Участники занимают комфортное положение и снимают обувь.
  • Ладони кладут на низ живота, делают глубокие вдохи и выдохи.
  • Визуализируют центр в тазовом сегменте и создают треугольник из трех центров: низ живота, левая и правая ступни.

Дыхание по треугольнику

1:12:34
  • Дыхание идет по треугольнику: вдох по одной стороне, выдох по другой.
  • Участники могут присогнуть колени и слегка пружинить на ногах.
  • Энергия может прорастать через стопы в землю.

Завершение техники

1:15:49
  • Участники продолжают дышать по треугольнику и чувствовать свои стопы, колени, таз.
  • Могут появиться естественные желания движений.
  • Важно доверять своим ногам и следовать импульсам.

Практика для участников

1:16:49
  • Контакт с низом живота, коленями, стопами и движением.
  • Открытие глаз для присутствия в мире.
  • Осознание своего места и места других участников.

Глубокое дыхание и вибрация

1:17:49
  • Обведение взглядом комнаты и других участников.
  • Глубокое дыхание для эксперимента.
  • Вибрация для стряхивания стресса.

Ощущения после практики

1:19:35
  • Ощущение бодрости и проявленности.
  • Чувствование пространства и границ.
  • Принятие права других на "нет".

Финская поговорка и право на "нет"

1:20:35
  • Поговорка "да и нет весит одинаково".
  • Страх сказать "нет" и чувство вины.
  • Важность принятия "нет" от других.

Базовые права и телесная терапия

1:21:35
  • Базовое право занимать место и пространство.
  • Право на безопасность и удовольствие.
  • Внутренний ребенок и его "хочухи".

Сверх-эго и "хочухи"

1:22:35
  • Система "надо" и "хочухи".
  • Неудовлетворенность и ее последствия.
  • Примеры удовлетворения потребностей через еду и алкоголь.

Базовые эмоции и рептилоидная реакция

1:23:35
  • Ярость и гнев как базовые эмоции.
  • Рептилоидная реакция "бей, беги, замри".
  • Неудовлетворенность и ее влияние на тело.

Страх и насилие

1:25:35
  • Сжатие таза и страх насилия.
  • Недостаток психологической поддержки жертв насилия.
  • Важность расслабления для удовлетворения потребностей.

Социальное тело и диафрагма

1:26:35
  • Диафрагма и социальная оценка.
  • Страх негативной оценки и отвержения.
  • Важность глубокого дыхания для расслабления диафрагмы.

Грудной отдел и сердечность

1:28:22
  • Легкие и сердце.
  • Сердечность и ее роль в телесной терапии.

Сердечный центр и эмоциональный интеллект

1:28:37
  • Анахата-сердечный центр связан с чувствами и руками.
  • Сердце начинает биться на четвертой неделе эмбрионального развития.
  • Эмоциональный интеллект связан с умением чувствовать и испытывать удовольствие.

Закрытое сердце и его последствия

1:29:37
  • Люди закрывают сердце из-за ран и предательства.
  • Закрытое сердце может уставать и болеть.
  • Гипертонусное сердце переживает чрезмерные эмоции, что может быть насилием над сердцем.

Безопасность сердца и открытость

1:30:37
  • Важно защищать сердце, но оставаться открытым к миру.
  • Нужно найти круг общения, с которым можно быть открытым сердцем.
  • Искренность в отношениях приносит удовольствие.

Ссоры и комфорт в отношениях

1:32:37
  • Ссоры и скандалы указывают на желание комфорта и удовлетворения.
  • Важно говорить о своих чувствах и стремиться к изменениям для улучшения отношений.

Контакт с сердцем

1:33:37
  • Попробуйте почувствовать свое сердцебиение и дыхание.
  • Рассмотрите свое сердце, его размер, цвет и эмоции.
  • Примите свое сердце таким, какое оно есть.

История сердца

1:34:37
  • Сердце начало биться до появления сознания.
  • Оно было свидетелем формирования тела и нервной системы.
  • Сердце продолжает биться для вас и за вас.

Поддержка сердца

1:36:22
  • Важно поддерживать свое сердце, делая глубокие вдохи и выдохи.
  • Можно сказать сердцу слова благодарности или пообещать что-то.
  • Почувствуйте, что хочет сделать ваше тело.

Телесная терапия и самопринятие

1:38:09
  • Телесная терапия помогает установить глубокий контакт с собой.
  • Важно стать любящим родителем для себя.
  • Путь к истинному "я" проходит через самопринятие и свободу.

Завершение контакта с сердцем

1:38:54
  • Продолжайте контактировать со своим сердцем.
  • Делайте движения, которые хочет ваше тело.
  • Полтора часа прошли глубоко и насыщенно.

Завершение мастер-класса

1:39:39
  • Обсуждение оставшихся сегментов тела: плечевой, шейный, челюстной, глазной.
  • Приглашение на обучение и упоминание мастер-класса на Facebook.
  • Благодарность за участие в мастер-классе и телесной терапии.

Программа и скидки

1:40:39
  • Программа начинается 25 сентября.
  • Дополнительная пятипроцентная скидка в течение недели.
  • Вопросы и ответы для участников.

Вопросы и ответы

1:41:39
  • Вопрос о подходе Хаммера к психосоматике.
  • Обсуждение зажатости нижней челюсти и её связи с агрессией и удовольствием.

Работа с челюстным отделом

1:43:39
  • Ранхианские техники для работы с челюстным отделом.
  • Рекомендации по массажным техникам и работе с агрессией.

Отек ноги и напряжение

1:44:39
  • Отек левой ноги и области щиколотки.
  • Связь с напряжением в коленном отделе и абсорбцией страхов.

Работа с разными национальностями

1:46:24
  • Универсальность телесной терапии.
  • Влияние национальных характеров на работу с клиентами.

Техника треугольника силы

1:48:10
  • Важность дыхания через ноги.
  • Создание связи таза, стоп и корней к ядру земли.

Дыхание грудью и животом

1:49:55
  • Важность дыхания и легкими, и животом.
  • Практики телесной терапии для снятия напряжения.

Завершение и благодарности

1:50:55
  • Призыв задавать вопросы в соцсетях.
  • Приглашение на программу переподготовки и терапевтическую группу.
  • Благодарность участникам и прощание.