Мастер-класс: "В контакте с телом: техники и приемы телесно-ориентированной терапии" Проценко А.

YOUTUBE · 19.11.2025 10:17

Ключевые темы и таймкоды

Введение и представление

0:00
  • Приветствие участников очно и онлайн.
  • Представление Алёны Олеговны Проценко, клинического психолога, сексолога, телесно-ориентированного психолога и трансперсонального тренера.
  • Алёна закончила институт психотерапии в 2017 году.

Мастер-класс и телесные психотехники

0:58
  • Обзор мастер-класса по проблемной анатомии тела.
  • Обсуждение мышечных блоков, зажимов и панциря характера.
  • Упоминание телесных психотехник и их доступность на YouTube.

Групповая терапия

1:58
  • Описание структуры групповой терапии: безопасность, границы, чувства, агрессия, сексуальность.
  • Работа с травмой в классическом подходе: безопасность, границы, самооценка, агрессия, удовольствие.

Телесно-ориентированная терапия

2:56
  • Важность телесно-ориентированной терапии в работе с травмой.
  • Использование психотехнологий телесного направления в различных терапевтических подходах.
  • Примеры техник: дыхание по квадрату, заземляющее дыхание.

План занятия

4:52
  • План занятия: что такое травма.

Понятие травмы

4:57
  • Травма — это нарушение целостности под воздействием внешних факторов.
  • Физическая травма — это нарушение телесной целостности, например, перелом.
  • Психологическая травма — это нарушение целостности личности, неожиданное и негативное событие.

Психологическая травма

5:57
  • Психологическая травма рушит опору и жизненные ориентиры.
  • Происходит состояние шока и диссоциация, анестезирование чувств.
  • Человек может застрять в состоянии шока, даже продолжая жить.

Лечение травм

7:53
  • Физические травмы заживают благодаря способности организма к восстановлению.
  • Психологические травмы требуют помощи психологов, так как нет внутренних резервов для самоисцеления.
  • Психология развивается последние 10 лет и будет продолжать прогрессировать.

Социогенная травма

9:50
  • События весны вызвали у многих людей шок и потерю жизненных ориентиров.
  • Военные действия относятся к социогенным травмам.
  • Взрослые люди имеют больше психологических ресурсов для преодоления травм.

Негативные аспекты психологических травм

10:49
  • Психологические травмы не исцеляются со временем, в отличие от физических.
  • Детская травма может актуализироваться спустя годы с прежней интенсивностью.
  • Без помощи травма может оставаться внутри, влияя на жизнь человека.

Последствия травмы

11:46
  • Травма может вызывать повторяющиеся страхи и избегать определенных ситуаций.
  • Травматичная часть личности может притягивать подобный опыт.
  • Генерализация опыта: все мужчины опасны, все самолеты могут упасть.

Терапия травмы

14:43
  • Терапия травмы направлена на возвращение целостности личности.
  • Важно вытащить "осколочек" травмы и стать цельным.
  • Работа с травмой требует профессиональной помощи психологов.

Закон выживания и целостность системы

15:12
  • Любая система стремится к сохранению целостности.
  • Нарушение целостности организма может привести к угрозе жизни.
  • Пример с судмедэкспертом, получившим инфекцию через порез.

Возвращение целостности в психологии

16:10
  • В психологии также стремятся вернуть целостность психики.
  • Нарушение целостности может привести к угрозе жизни, как в случае с квартирой или страной.
  • Терапевт стремится вернуть целостность, но не всегда это возможно.

Травмы и их влияние на психику

17:10
  • Неокрепшая детская психика может сильно пострадать от шоковых травм.
  • Полное восстановление целостности иногда невозможно, что приводит к психозам и расстройствам.
  • Поддержание социальной адаптивности возможно через медикаментозную терапию.

Работа с травмой в группе

19:09
  • В группах важно не замирать при обсуждении травматичного опыта.
  • Глубокий вдох и выдох помогают справиться со страхом и двигаться дальше.

Категории травм

20:08
  • Травмы развития: неблагоприятные условия воспитания, деструктивные семьи.
  • Травмы развития требуют длительной терапии, от года до четырех лет.
  • Цель терапии – создать условия тепла, доверия и безопасности.

Острые и хронические травмы

22:08
  • Острые травмы: негативное воздействие извне, например, авария или нападение.
  • Хронические травмы: повторяющиеся негативные события, например, насилие в отношениях.

ПТСР и отложенная травма

24:23
  • ПТСР: посттравматическое стрессовое расстройство, отложенная травма.
  • Пример: американские солдаты после Вьетнама, испытывающие флешбеки.
  • Психологи могут использовать техники для возвращения к травматичному опыту и восстановления целостности.

Шоковые травмы

26:19
  • Шоковые травмы: самые тяжелые травмы, требующие специальных техник для восстановления.
  • Примеры: военные действия, природные катастрофы.

Тяжелые травмы и их последствия

26:28
  • Травмы, связанные с угрозой жизни, вызывают сильный раскол личности.
  • Посттравматический синдром включает суицидальные мысли и попытки.
  • Человек может стремиться завершить разрушение, не осознавая, что со смертью уйдут все страдания и жизнь.

Психологические травмы и их особенности

28:26
  • Психологические травмы тяжелее физических, так как эволюционно мы не были к ним готовы.
  • Психологические травмы могут быть неочевидными, особенно в детском возрасте или в одиночестве.
  • Сексуализированные травмы часто не обсуждаются, что усугубляет ситуацию.

Возвращение безопасности в терапии

30:23
  • Первый шаг терапии – возвращение безопасности.
  • Травмированный человек часто выбирает защищенные места, чтобы чувствовать себя в безопасности.
  • Техника заземления помогает вернуть ощущение безопасности и связи с миром.

Техника заземления

31:21
  • Участники встают, смотрят на ступни, играют с пальцами.
  • Переходят на внешние и внутренние ребра ступней, затем на носки и пятки.
  • Копают землю пальцами, усиливая контакт ступней с землей.

Развитие корней и заземление

34:13
  • Участники представляют, что ступни выпускают корни в землю.
  • Корни растут глубже, достигая ядра земли, богатого минералами.
  • На вдохе втягивают влагу и полезные вещества, на выдохе распространяют по телу.

Распространение энергии по телу

37:24
  • Ладони кладут на низ живота, продолжают впитывать энергию из земли.
  • Энергия распространяется по телу, согревая и расширяя его.
  • Участники проверяют колени, пружинят ими, раскачивают таз, словно дерево на ветру.

Исследование себя

39:34
  • Участники могут подвигать позвоночником, подтягивать макушку вверх.
  • Ощущение напитанности корнями от земли помогает расти и исследовать себя дальше.

Заземление и контакт с телом

39:53
  • Потягивание и расширение в пространстве.
  • Глубокие вдохи и выдохи.
  • Открытие глаз и сохранение контакта с телом.

Возвращение безопасности и границ

41:51
  • Работа с опорами и прикосновением.
  • Возвращение безопасности и границ.
  • Работа с самооценкой и социумом.

Влияние травмы на самооценку

42:50
  • Потеря достоинства и уважения к себе.
  • Культурные ожидания и реальность.
  • Нарушение границ и недоверие к людям.

Страх агрессии и восстановление границ

45:44
  • Страх собственной агрессии.
  • Отрицание агрессии и запрет на нее.
  • Восстановление контакта с собственной силой.

Техника отодвигания ладони

47:42
  • Демонстрация техники отодвигания ладони.
  • Проговаривание опыта после техники.
  • Интеграция полученного опыта.

Говорить "нет" и защита границ

50:27
  • Базовое право говорить "нет".
  • Стратегии защиты границ: уход, игнорирование.
  • Выбор стратегии в зависимости от ситуации.

Возвращение контакта с силой

55:20
  • Работа с агрессией и границами.
  • Нахождение внутренних ресурсов.
  • Спокойное и уверенное выражение "нет".

Техника "Нет"

56:52
  • Говорить "нет" тем, кто грубо нарушает границы.
  • Важно уходить, чтобы не нарушать свои границы.
  • Клиент должен пройти через стыд и страх, чтобы научиться уверенно говорить "нет".

Развитие воли и мышц

58:49
  • Психика и тело развиваются вместе.
  • Формирование воли у детей связано с развитием мышц трицепсов и дельтовидных мышц.
  • Дети учатся говорить "нет" и "да" через физические действия.

Восстановление границ

59:48
  • Люди, пережившие насилие, часто теряют способность говорить "нет".
  • Восстановление безопасности и права говорить "нет" важно для адаптации.
  • Постепенно клиент перестает бояться и начинает уверенно говорить "нет".

Эволюция и адаптация

1:01:18
  • Мир всегда будет полон сложностей и насилия.
  • Важно не сдаваться, а восстанавливаться и становиться сильнее.
  • Избегание сложностей не способствует развитию.

Техника на границе

1:02:35
  • Техника выполняется сидя или стоя.
  • Прощупывание пространства ладонями для восстановления границ.
  • Полезно делать с закрытыми глазами для восстановления целостности.

Прощупывание пространства

1:03:30
  • Прощупывание пространства ладонями до ощущения кокона.
  • Дыхание и прощупывание пространства помогают восстановить границы.
  • Полезно делать дома для восстановления безопасности.

Второй этап техники

1:06:08
  • Прощупывание пространства одной рукой, глядя сквозь пальцы.
  • Формирование понимания своих границ и взаимодействия с миром.
  • Дыхание помогает в процессе.

Третий этап техники

1:07:31
  • Стягивание границ к телу, ощущение границ как второго костюма.
  • Прикосновение к каждому сантиметру тела для укрепления границ.
  • Полезное упражнение для людей с травматическим опытом.

Четвертый этап техники

1:09:24
  • Полное прикосновение ладонями к телу.
  • Ощущение себя изнутри, осознание физических границ.
  • Контакт металла помогает людям с нарушенными физическими границами.

Завершение техники

1:11:08
  • Ощущение своих границ после техники.
  • Переход к следующему этапу работы с чувствами.
  • Работа с самооценкой и чувствами после восстановления границ.

Травмы и эмоции

1:11:43
  • Травмы вызывают сильнейший страх и агрессию.
  • Страх и агрессия часто проявляются одновременно.
  • В терапии важно вывести подавленную агрессию.

Работа с агрессией

1:12:42
  • Третий этап терапии – работа с агрессией.
  • Люди, ранее подавленные, начинают проявлять агрессию.
  • Чувства унижения, стыда и вины также присутствуют.

Эмоциональная система

1:13:40
  • Эмоциональная система травмированного человека нарушена.
  • Люди могут застревать в страхе или чрезмерной агрессивности.
  • Важно работать с чувствами и эмоциональным интеллектом.

Восстановление контакта с чувствами

1:14:39
  • Работа с дневниками чувств помогает распознавать и проживать эмоции.
  • Терапевт обучает клиента, что чувства нормальны.
  • Восстановление контакта с силой и самооценкой.

Контакт с радостью

1:15:39
  • Восстановление контакта с радостью и удовольствием.
  • Работа с ресурсами, как внешними, так и внутренними.
  • Ведение дневника радостей помогает формировать мостик к радости.

Телесные техники

1:19:34
  • Обучение клиента отдыхать и осознавать свои ощущения.
  • Телесные техники помогают восстановить контакт с радостью.
  • Проговаривание ощущений после отдыха укрепляет связь с ресурсами.

Осознание и восстановление

1:25:10
  • Терапия травмы заканчивается осознанием произошедшего.
  • Человек становится сильнее и мудрее.
  • Мир не только страшный, но и радостный.

Телесная терапия

1:26:09
  • Травматики могут быть алекситимиками, избегая телесных ощущений.
  • Телесные техники помогают осознать и прожить телесные ощущения.
  • Осознавание и работа с мышцами способствуют восстановлению связи с телом.

Работа с телом в телесно-ориентированной терапии

1:27:14
  • Использование матов и ковров для работы без обуви.
  • Самомассаж и массаж стоп для воздействия на разные участки тела.
  • Постепенное воздействие на различные части тела в процессе терапии.

Целенаправленная работа с телом

1:28:12
  • Работа с каждым участком тела на 16 занятиях.
  • Возвращение целостности и улучшение самочувствия.
  • Важность заземления и глубокого дыхания для отреагирования эмоций.

Виды телесно-ориентированных контактов

1:30:07
  • Контакт земли: ладонь на теле.
  • Контакт металла: давление ладони.
  • Контакт огня: тепло ладони на расстоянии.
  • Контакт воздуха: дыхание и движение стопы.
  • Контакт воды: поглаживание для отреагирования чувств.

Рекомендации по литературе

1:32:05
  • Рекомендация книги Эрин Соловьёвой "Работа с клиентом в телесно-ориентированной терапии".
  • Описание техник безопасности, восстановления границ, работы с чувствами и ресурсами.

Восстановление целостности

1:34:45
  • Восстановление целостности через терапию.
  • Права человека: право на жизнь, право быть, право на чувства, право на выражение чувств.
  • Угроза жизни как нарушение всех прав.

Введение в телесно-ориентированную терапию

1:35:40
  • Программа введения в телесно-ориентированную терапию.
  • Постепенное изучение базовых принципов и техник.

Забота о себе

1:36:24
  • Определение телесных ощущений и забота о себе.
  • Важность определения, что стало "нехорошо", и принятия мер.

Завершение

1:37:21
  • Благодарность за проявленный интерес.