Филоненко, Конрад Лоренц, Рене Жирар, Лекция (5/7). Философия. Лекции по философии

YOUTUBE · 18.11.2025 19:13

Ключевые темы и таймкоды

Конрад Лоренц и его теория агрессии

0:13
  • Конрад Лоренц, австрийский ученый-биолог, создал науку о поведении социальных животных - этологию.
  • Он получил Нобелевскую премию за изучение языка танца пчел.
  • Лоренц утверждал, что зло и насилие находятся внутри нас, и мы должны понять, где они находятся.

Эксперимент с аквариумными рыбками

9:02
  • Лоренц описывает эксперимент с аквариумными рыбками, где рыбки образуют пару и строят гнездо, а остальные рыбки забиваются в угол.
  • Когда аквариумист пересаживает рыбок в другой аквариум, чтобы молодоженам было хорошо, утром он обнаруживает, что самец растерзал икру и гнездо.
  • Лоренц утверждает, что это пример спонтанной агрессии, которая может стать разрушительной, если не контролируется.

Агрессия и дружба

12:32
  • Лоренц объясняет, что у видов с низким уровнем агрессии нет способности к развлечению особей, в то время как у видов с высоким уровнем агрессии существует такое явление, как способность различать особей.
  • Это связано с тем, что уровень агрессии влияет на способность различать других особей.
  • Лоренц приводит пример аистов, у которых низкий уровень агрессии, и они не способны различать друг друга.

Ритуализация агрессии

15:53
  • Лоренц утверждает, что агрессия - это неплохо, но только когда она конструктивна и не приводит к разрушениям.
  • В природе существует ритуализация агрессии, когда животные не сражаются напрямую, а используют ритуалы для демонстрации агрессии.
  • Лоренц также упоминает человеческую улыбку как пример ритуализации агрессии.

Человечество и дружба

20:05
  • Лоренц утверждает, что у людей самый высокий уровень внутривидовой агрессии, но также и самый высокий уровень индивидуализации отношений, что позволяет им строить дружбу со всеми представителями своего вида.
  • Он также упоминает, что муравьи и медузы - единственные виды, которые заселили всю Землю, и что люди и муравьи имеют примерно одинаковый вес.

Ритуализация насилия

25:57
  • Рене Жирар обсуждает, что насилие у людей отличается от животных, и предлагает пример с архаическими обществами, где убийство одного человека приводит к ритуалу жертвоприношения.
  • Он утверждает, что это способ подавить спонтанный взрыв агрессии и погасить насилие.

Мифология и жертвоприношение

32:54
  • Жирар говорит, что мифология - это сценарий ритуала жертвоприношения, и что миф - это ритуализированное насилие, придуманное архаическими культурами.
  • Он также утверждает, что иудео-христианская традиция открыла второй способ погасить насилие - механизм козла отпущения, который представлен в Библии.

Историко-философский подход

38:09
  • Жеррар Даве анализирует европейскую цивилизацию и ее способность подавлять архаический способ решения проблемы насилия.
  • Он утверждает, что христианство, как инструмент подавления, было заменено секулярным обществом, что привело к потере иммунитета к спонтанной агрессии.
  • Жеррар говорит о том, что государство, которое ранее успешно справлялось с подавлением насилия, теперь не справляется с этим.

Жертвенный кризис и переизобретение языческого жертвоприношения

41:37
  • Жеррар утверждает, что выбор между двумя способами решения проблемы насилия - языческим и библейским - становится все более ограниченным.
  • Он считает, что современное общество находится в состоянии "жертвенного кризиса", когда нет ни одного, ни второго механизма для подавления насилия.

Христианство как непогашенный пожар

46:56
  • Жеррар предлагает идею о том, что христианство существует как "непогашенный пожар", где одного убивают, а десять возникают.
  • Он утверждает, что христианство существует как непогашенный пожар, где одного убивают, а десять возникают.

Теория желания и миметический треугольник

48:46
  • Жеррар предлагает теорию желания, которая объясняет, как в человеческом обществе спонтанная агрессия канализируется.
  • Он использует концепцию "миметического треугольника" для объяснения того, как возникают человеческие желания.

Проблема желаний в современном обществе

49:19
  • В современном обществе люди стали меньше хотеть, что вызывает беспокойство у социологов.
  • Жижик объясняет это тем, что люди стали более аккуратными в своих наслаждениях, боясь перенасытиться и повредить своему телу.
  • Это приводит к тому, что люди начинают вести себя сдержанно и избегать наслаждения.

Кризис желаний и буддизм менеджеров

54:51
  • Жижик говорит о том, что люди начинают желать очень мало, что может привести к кризису желаний.
  • Он сравнивает это с буддизмом менеджеров среднего звена, которые объясняют свою работу как сохранение сознания в чистоте, а не как получение удовольствия от работы.

Отсутствие желания и воспитание желания

58:34
  • Отсутствие желания может быть грехом, и воспитание желания становится важной задачей в современном обществе.
  • Жижик утверждает, что люди по своей природе слабо желают, и культура может модулировать их инстинкты.

Миметический треугольник

1:01:09
  • В видео обсуждается идея миметического треугольника, где сильное желание возникает у человека, когда он встречает другого субъекта, который любит что-то.
  • Это может быть балет, и человек начинает интересоваться этим видом искусства.

Состязательность и агрессия

1:04:39
  • Жеррар утверждает, что состязательность может привести к насилию, когда человек начинает соревноваться вместо того, чтобы следовать за жизнью.
  • Это может привести к быстрому росту желания и агрессии.
  • Жеррар также обсуждает роль учителей в этом процессе, утверждая, что они могут быть "навозом", который питает интерес ученика, но в конечном итоге ученик может забыть о своем учителе, когда его талант развивается.

Зависть и кризис насилия

1:07:08
  • Зависть - роковое слово, которое важно для Жерара.
  • Он говорит о том, что наше желание проходит через фазы формирования, начиная с мимезиса следования и заканчивая кризисом насилия.
  • В кризисе насилия, когда мы перестаем смотреть на балет вместе с Алексеем Сидоровичем, возникает состязательность и кризис насилия.
  • Жерар объясняет, что в этот момент происходит взрыв, и мы начинаем смотреть на ситуацию со стороны.
  • Он также говорит о языческих культурах, которые приносят жертвоприношения в момент кризиса насилия.

Жертвенный кризис и миметический треугольник

1:11:45
  • Жерар говорит о том, что в коллективе, где уже предельная атомизация, происходит кризис насилия.
  • Люди договариваются, что в одном из них есть причина их бед, и приносят жертву.
  • После этого происходит чудо: люди, которые еще вчера не могли смотреть друг на друга от ненависти, вдруг празднуют и торжествуют.
  • Жерар утверждает, что это происходит потому, что человек, принесенный в жертву, был двусмысленной фигурой, и его удаление примирило всех.

Романтизм и роман

1:19:39
  • Жерар говорит о том, что есть большая разница между романтизмом и европейским романом.
  • Он объясняет, что в миметическом треугольнике, когда мы увлекаемся тем, чем увлекаетесь вы, может возникнуть насилие.
  • Он утверждает, что учитель должен вести себя как партнер, а не как тот, за кем идут.