Надвигающаяся катастрофа в российском #образовании

YOUTUBE · 18.11.2025 18:56

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Обсуждение проблем в образовании.
  • Представление гостя Алексея Саватеева, популяризатора науки и математика.
  • Важность обсуждения образования в контексте экономики.

Проблемы высшего образования

0:52
  • Президент призвал возвращать лучшие традиции в образование.
  • Необходимость синтеза советского опыта и современных требований.
  • Министр Фальков не упоминает советское образование.

Методические эксперименты

1:52
  • Минпросвещения планирует методические эксперименты до 2026 года.
  • Передача знаний эффективнее всего в классно-урочной системе.
  • Важность общих позиций в обсуждении образования.

Проблемы советского образования

3:52
  • Группа лиц объявила советское образование отсталым и тоталитарным.
  • Проблемы в любой системе образования, даже в лучших.
  • Завышенные ожидания от системы образования.

Влияние западных реформ

6:52
  • Реформы в образовании под западным влиянием.
  • Рекомендации западных организаций по изменению образования.
  • Критика международных стандартов оценки PISA.

Критерии оценки качества образования

8:51
  • Критика PISA и его показателей.
  • Предложение вернуть выпускные экзамены на уровень школы.
  • Проблемы с коррупцией и непрозрачностью в системе образования.

Заключение

10:50
  • Невозможность массового отбора детей в специализированные классы с первого класса.
  • Важность осознанного выбора в подростковом возрасте.
  • Продолжение обсуждения проблем и возможных решений.

Многогранность вопроса

11:50
  • Вопрос многогранен и всегда вызывает споры.
  • Есть список из 15 виновных, каждый из которых описан.
  • Важно не только кто виноват, но и что делать.

Привязка к Западу

12:50
  • Привязка к Западу продолжается, несмотря на военный конфликт.
  • Пример с Наполеоном и его влиянием на Россию.
  • Вопрос "что делать" важнее, чем "кто виноват".

Ранняя профилизация

13:50
  • Ранняя профилизация создает классы гетто.
  • В Москве классы гетто разрушают учебный процесс.
  • Необходимо прекратить раннюю профилизацию и учить всех до 9 класса.

Проблемы с электронной школой

16:50
  • Московская электронная школа МЭШ стимулирует халтуру.
  • МЭШ не является хорошим электронным ресурсом.
  • Необходимо ликвидировать систему МЭШ и увеличить зарплаты учителям.

Инклюзивное образование

18:44
  • Инклюзивное образование разрушает урок.
  • Инклюзивное образование должно быть в отдельных местах или классах.
  • Диктат родителей и детей мешает эффективному обучению.

Цифровизация и живой урок

20:44
  • Экран не может заменить живого учителя.
  • Живой урок должен быть лицом к лицу.
  • Электронные курсы могут быть дополнением, но не основой обучения.

Гендерные различия в науке

22:44
  • Гендерные различия в научных способностях естественны.
  • Нет смысла вносить идеологию в естественный процесс.
  • Пример Галии Шарафидиновой, чемпионки мира по математике.

Деньги решают многое

23:44
  • Деньги могут значительно улучшить ситуацию в медицине и образовании.
  • Важно сначала обеспечить ресурсы, а затем требовать деньги за их использование.
  • Качество учителей в России можно улучшить, повысив им зарплаты.

Логика повышения зарплат

24:44
  • Повышение зарплат учителей должно быть постепенным и разумным.
  • Важно не платить слишком много, чтобы избежать привлечения шарлатанов.
  • Молодые и способные учителя могут работать на полторы ставки, чтобы зарабатывать достаточно.

Примеры из других стран

26:42
  • В Казахстане зарплаты учителей достигают 100 тысяч рублей.
  • Введение федерального зарплатного калькулятора могло бы решить многие проблемы в школах России.
  • Аргументы против повышения зарплат учителей не имеют оснований.

Проблемы финансирования

27:40
  • Финансирование образования должно быть приоритетом, но на этом пути есть препятствия.
  • Необходимо прекратить финансирование неэффективных проектов.
  • Важно сделать профессию учителя престижной и уважаемой в обществе.

Гиперопека и обязанности учителей

28:40
  • Учителя в сельских районах Удмуртии обязаны проверять пожароопасность в домах учеников.
  • Это абсурдное требование, которое должно быть отменено.
  • Гиперопека в образовании должна быть полностью устранена.

Дисциплинарная власть учителей

31:40
  • Учителя должны иметь дисциплинарную власть, включая право выгонять и наказывать учеников.
  • Качество учителей можно улучшить через семинары и конференции.
  • Важно, чтобы учитель не заменялся экраном, а оставался живым учителем.

Цифровизация и традиционные школы

33:40
  • Цифровизация не должна заменять живого учителя.
  • Видеоуроки полезны только для небольшой части школьников.
  • Даже апологеты цифровизации признают важность традиционных школ для большинства детей.

Проблемы подготовки учителей

35:39
  • Учителя сталкиваются с жесткими требованиями и ограничениями.
  • Качество подготовки учителей сравнивается с качеством подготовки дипломатов.
  • ЕГЭ и Болонская система не имеют отношения к школьным проблемам.

Метапредметные знания и навыки

36:31
  • Метапредметные знания и навыки не работают в массовой школе.
  • ФГОС и другие документы содержат множество ложных идей.
  • Эти идеи требуют пересмотра и удаления из документов.

Зарплаты учителей и бюрократия

37:31
  • Зарплаты учителей остаются проблемой.
  • Деньги на новые программы и платформы можно перераспределить.
  • Три ключевых вопроса: зарплатный, дисциплинарный и бюрократический.

Роль хорошего учителя

39:31
  • Хороший учитель не нуждается в заполнении множества документов.
  • Педвузы продолжают обучать универсальным компетенциям и деятельностному подходу.
  • Эти концепции не получили подтверждения на практике.

Проблемы ЕГЭ

40:31
  • ЕГЭ не является препятствием для школы, но его форма и способ проведения вызывают вопросы.
  • ЕГЭ проверяет знания начальной школы, а не профильные знания.
  • Задачи ЕГЭ однотипны и легко решаются с помощью шпаргалок.

Предложения по улучшению ЕГЭ

44:31
  • Задачи ЕГЭ должны быть непредсказуемыми и меняться каждый год.
  • ЕГЭ должен проверять знания, а не тестовые задачи.
  • Цифровизация может помочь в создании единого образовательного пространства.

Проблемы дистанционного экзамена

47:23
  • Дистанционное проведение экзаменов исключает коррупцию.
  • Сомнения в возможности организации дистанционного экзамена.
  • Предложение вернуть выпускные экзамены в форме ЕГЭ.

Проверка ЕГЭ и цифровизация

48:23
  • Необходимость привлечения репетиторов для проверки ЕГЭ.
  • Цифровизация может помочь в проведении экзаменов, но проверка должна осуществляться живыми людьми.
  • Проблемы с использованием цифровых экранов для проверки.

Проблемы вузов и ЕГЭ

50:23
  • Высокий конкурс в престижные вузы, низкий в остальные.
  • Ученики часто не учатся с 8 по 11 класс, что приводит к деградации.
  • Необходимость изменений в системе ЕГЭ и вузов.

Сравнение с мировой системой образования

53:22
  • Китай проводит масштабные реформы в образовании.
  • В Китае учителя получают высокую зарплату и имеют большие права.
  • В Европе и США система образования сильно дифференцирована.

Советская система образования

56:14
  • Советская система образования была сложной, но эффективной.
  • Уровень образованности советских школьников был высоким.
  • Основные предметы и методики преподавания не изменились за 70 лет.

Перспективы образования в будущем

58:14
  • Прогнозируемое расслоение общества на образованных и необразованных.
  • Возможные социальные и экономические последствия такого расслоения.

Проблемы образования

59:14
  • Алексей Игоревич Любжин считает, что проблемы в образовании не так заметны, как в военной области.
  • Воровство и коррупция сильно влияют на образовательные решения.
  • Контроль за распределением средств и экспертизой отсутствует.

Контроль и экспертиза

1:00:14
  • Искусственный интеллект мог бы помочь контролировать распределение средств.
  • Чиновники не обращаются за экспертизой в РАН, что приводит к профанации проектов.
  • Отсутствие экспертизы от ученых усугубляет ситуацию.

Недостаток учителей

1:02:12
  • В России не хватает учителей химии и физики, что затрудняет обучение.
  • Выпуск учителей не покрывает потребности школ, и процесс замены некомпетентных учителей займет много лет.
  • Необходимо срочно оздоровить ситуацию в лучших школах, чтобы затем постепенно расширять охват.

Оптимизм и перспективы

1:05:10
  • Оптимизм в том, что при правильной постановке задачи можно постепенно улучшить ситуацию.
  • Пока что наблюдается только болтовня и бессмысленные изменения, такие как отмена ЕГЭ и введение цифрового портфолио.
  • Уроки "разговора о важном" не решают проблему, так как учителя не могут вести занятия из-за отсутствия условий.

Заключение

1:08:10
  • Алексей Владимирович Сватеев обсудил важность образования для суверенитета.
  • Канал "Верным курсом" продолжает работу и приглашает к новым встречам.