Введение 0:00 Обсуждение проблем в образовании. Представление гостя Алексея Саватеева, популяризатора науки и математика. Важность обсуждения образования в контексте экономики.
Проблемы высшего образования 0:52 Президент призвал возвращать лучшие традиции в образование. Необходимость синтеза советского опыта и современных требований. Министр Фальков не упоминает советское образование.
Методические эксперименты 1:52 Минпросвещения планирует методические эксперименты до 2026 года. Передача знаний эффективнее всего в классно-урочной системе. Важность общих позиций в обсуждении образования.
Проблемы советского образования 3:52 Группа лиц объявила советское образование отсталым и тоталитарным. Проблемы в любой системе образования, даже в лучших. Завышенные ожидания от системы образования.
Влияние западных реформ 6:52 Реформы в образовании под западным влиянием. Рекомендации западных организаций по изменению образования. Критика международных стандартов оценки PISA.
Критерии оценки качества образования 8:51 Критика PISA и его показателей. Предложение вернуть выпускные экзамены на уровень школы. Проблемы с коррупцией и непрозрачностью в системе образования.
Заключение 10:50 Невозможность массового отбора детей в специализированные классы с первого класса. Важность осознанного выбора в подростковом возрасте. Продолжение обсуждения проблем и возможных решений.
Многогранность вопроса 11:50 Вопрос многогранен и всегда вызывает споры. Есть список из 15 виновных, каждый из которых описан. Важно не только кто виноват, но и что делать.
Привязка к Западу 12:50 Привязка к Западу продолжается, несмотря на военный конфликт. Пример с Наполеоном и его влиянием на Россию. Вопрос "что делать" важнее, чем "кто виноват".
Ранняя профилизация 13:50 Ранняя профилизация создает классы гетто. В Москве классы гетто разрушают учебный процесс. Необходимо прекратить раннюю профилизацию и учить всех до 9 класса.
Проблемы с электронной школой 16:50 Московская электронная школа МЭШ стимулирует халтуру. МЭШ не является хорошим электронным ресурсом. Необходимо ликвидировать систему МЭШ и увеличить зарплаты учителям.
Инклюзивное образование 18:44 Инклюзивное образование разрушает урок. Инклюзивное образование должно быть в отдельных местах или классах. Диктат родителей и детей мешает эффективному обучению.
Цифровизация и живой урок 20:44 Экран не может заменить живого учителя. Живой урок должен быть лицом к лицу. Электронные курсы могут быть дополнением, но не основой обучения.
Гендерные различия в науке 22:44 Гендерные различия в научных способностях естественны. Нет смысла вносить идеологию в естественный процесс. Пример Галии Шарафидиновой, чемпионки мира по математике.
Деньги решают многое 23:44 Деньги могут значительно улучшить ситуацию в медицине и образовании. Важно сначала обеспечить ресурсы, а затем требовать деньги за их использование. Качество учителей в России можно улучшить, повысив им зарплаты.
Логика повышения зарплат 24:44 Повышение зарплат учителей должно быть постепенным и разумным. Важно не платить слишком много, чтобы избежать привлечения шарлатанов. Молодые и способные учителя могут работать на полторы ставки, чтобы зарабатывать достаточно.
Примеры из других стран 26:42 В Казахстане зарплаты учителей достигают 100 тысяч рублей. Введение федерального зарплатного калькулятора могло бы решить многие проблемы в школах России. Аргументы против повышения зарплат учителей не имеют оснований.
Проблемы финансирования 27:40 Финансирование образования должно быть приоритетом, но на этом пути есть препятствия. Необходимо прекратить финансирование неэффективных проектов. Важно сделать профессию учителя престижной и уважаемой в обществе.
Гиперопека и обязанности учителей 28:40 Учителя в сельских районах Удмуртии обязаны проверять пожароопасность в домах учеников. Это абсурдное требование, которое должно быть отменено. Гиперопека в образовании должна быть полностью устранена.
Дисциплинарная власть учителей 31:40 Учителя должны иметь дисциплинарную власть, включая право выгонять и наказывать учеников. Качество учителей можно улучшить через семинары и конференции. Важно, чтобы учитель не заменялся экраном, а оставался живым учителем.
Цифровизация и традиционные школы 33:40 Цифровизация не должна заменять живого учителя. Видеоуроки полезны только для небольшой части школьников. Даже апологеты цифровизации признают важность традиционных школ для большинства детей.
Проблемы подготовки учителей 35:39 Учителя сталкиваются с жесткими требованиями и ограничениями. Качество подготовки учителей сравнивается с качеством подготовки дипломатов. ЕГЭ и Болонская система не имеют отношения к школьным проблемам.
Метапредметные знания и навыки 36:31 Метапредметные знания и навыки не работают в массовой школе. ФГОС и другие документы содержат множество ложных идей. Эти идеи требуют пересмотра и удаления из документов.
Зарплаты учителей и бюрократия 37:31 Зарплаты учителей остаются проблемой. Деньги на новые программы и платформы можно перераспределить. Три ключевых вопроса: зарплатный, дисциплинарный и бюрократический.
Роль хорошего учителя 39:31 Хороший учитель не нуждается в заполнении множества документов. Педвузы продолжают обучать универсальным компетенциям и деятельностному подходу. Эти концепции не получили подтверждения на практике.
Проблемы ЕГЭ 40:31 ЕГЭ не является препятствием для школы, но его форма и способ проведения вызывают вопросы. ЕГЭ проверяет знания начальной школы, а не профильные знания. Задачи ЕГЭ однотипны и легко решаются с помощью шпаргалок.
Предложения по улучшению ЕГЭ 44:31 Задачи ЕГЭ должны быть непредсказуемыми и меняться каждый год. ЕГЭ должен проверять знания, а не тестовые задачи. Цифровизация может помочь в создании единого образовательного пространства.
Проблемы дистанционного экзамена 47:23 Дистанционное проведение экзаменов исключает коррупцию. Сомнения в возможности организации дистанционного экзамена. Предложение вернуть выпускные экзамены в форме ЕГЭ.
Проверка ЕГЭ и цифровизация 48:23 Необходимость привлечения репетиторов для проверки ЕГЭ. Цифровизация может помочь в проведении экзаменов, но проверка должна осуществляться живыми людьми. Проблемы с использованием цифровых экранов для проверки.
Проблемы вузов и ЕГЭ 50:23 Высокий конкурс в престижные вузы, низкий в остальные. Ученики часто не учатся с 8 по 11 класс, что приводит к деградации. Необходимость изменений в системе ЕГЭ и вузов.
Сравнение с мировой системой образования 53:22 Китай проводит масштабные реформы в образовании. В Китае учителя получают высокую зарплату и имеют большие права. В Европе и США система образования сильно дифференцирована.
Советская система образования 56:14 Советская система образования была сложной, но эффективной. Уровень образованности советских школьников был высоким. Основные предметы и методики преподавания не изменились за 70 лет.
Перспективы образования в будущем 58:14 Прогнозируемое расслоение общества на образованных и необразованных. Возможные социальные и экономические последствия такого расслоения.
Проблемы образования 59:14 Алексей Игоревич Любжин считает, что проблемы в образовании не так заметны, как в военной области. Воровство и коррупция сильно влияют на образовательные решения. Контроль за распределением средств и экспертизой отсутствует.
Контроль и экспертиза 1:00:14 Искусственный интеллект мог бы помочь контролировать распределение средств. Чиновники не обращаются за экспертизой в РАН, что приводит к профанации проектов. Отсутствие экспертизы от ученых усугубляет ситуацию.
Недостаток учителей 1:02:12 В России не хватает учителей химии и физики, что затрудняет обучение. Выпуск учителей не покрывает потребности школ, и процесс замены некомпетентных учителей займет много лет. Необходимо срочно оздоровить ситуацию в лучших школах, чтобы затем постепенно расширять охват.
Оптимизм и перспективы 1:05:10 Оптимизм в том, что при правильной постановке задачи можно постепенно улучшить ситуацию. Пока что наблюдается только болтовня и бессмысленные изменения, такие как отмена ЕГЭ и введение цифрового портфолио. Уроки "разговора о важном" не решают проблему, так как учителя не могут вести занятия из-за отсутствия условий.
Заключение 1:08:10 Алексей Владимирович Сватеев обсудил важность образования для суверенитета. Канал "Верным курсом" продолжает работу и приглашает к новым встречам.