Величие и бездна. Как РУХНУЛ Детройт

YOUTUBE · 15.11.2025 09:43

Ключевые темы и таймкоды

Автомобиль в современном мире

0:00
  • Автомобиль стал неотъемлемой частью жизни, многие считают его членом семьи.
  • Отношение к автомобилю часто отражает отношение к владельцу.
  • Обсуждается возможность конфликтов из-за выбора автомобиля.

История Детройта

2:04
  • Детройт изначально был торговым поселением, предназначенным для торговли пушниной.
  • В 1805 году началась капитальная застройка территории.
  • 5 августа 1899 года основана Detroit Automobile Company Генри Фордом.

Генри Форд и его первая компания

3:21
  • Форд собрал 12 инвесторов для создания первой автомобильной компании.
  • Продукт компании — тяжёлый и неудобный автомобиль, который не оправдал ожиданий.
  • Форд основал Ford Motor Company в 1903 году.

Уильям Дюрант и General Motors

4:49
  • Уильям Дюрант выкупил акции Buick и вывел компанию в лидеры.
  • В 1908 году Дюрант создал General Motors, которая начала скупать другие автомобильные компании.
  • GM не производила автомобили, а управляла производителями.

Наследие Форда и Дюранта

6:47
  • Наследие Форда — конвейерный метод производства.
  • Наследие Дюранта — бизнес-модель, которая до сих пор используется многими компаниями.

Кризис и возвращение Дюранта

8:41
  • В 1910 году Дюрант был исключён из General Motors из-за финансовых проблем.
  • Он основал Chevrolet, который стал успешным в бюджетном сегменте.
  • В 1920 году спрос на автомобили упал, что привело к финансовым трудностям для GM.
  • Дюрант снова был исключён из компании, но General Motors продолжает существовать.

Заключение

10:31
  • Подчёркивается важность любопытства и тяги к новым знаниям для успеха в бизнесе.
  • Упоминается онлайн-конференция от Skillbox по диджитал-профессиям.

Уолтер Крайслер и его начало карьеры

11:29
  • В 1911 году Уолтер Крайслер приходит на работу в «Бьюик» на должность менеджера по производству автомобилей.
  • Крайслер был талантливым управленцем, разбирающимся в технике и производстве.
  • К 30 годам он занимал пост генерального управляющего в «Америка на Локомотив Ко».

Переход в «Бьюик»

12:50
  • Инвестиционный банкир Джеймс Джейс Сторол и президент «Бьюик» Чарльз Нэш приглашают Крайслера на работу.
  • Крайслеру предлагают мизерную зарплату в 6000 долларов в год, но обещают интересные перспективы.
  • Он соглашается, вдохновлённый возможностями влияния на производственные процессы.

Успехи Крайслера в «Бьюике»

13:47
  • За четыре года Крайслер реорганизует производственную линию, увеличивая производство с 20 до 550 автомобилей в сутки.
  • Дюрант предлагает Крайслеру должность вице-президента, но между ними возникают разногласия.
  • В 1920 году Крайслер уходит, чтобы основать свою компанию.

Работа в «Виллис Оверленд»

14:47
  • После ухода из «Бьюика» Крайслер работает в «Виллис Оверленд», где ему предлагают миллион долларов в год.
  • Контракт подписан на два года.
  • Из «Джем» Крайслер уходит с личным счётом около 10 миллионов долларов.

Реорганизация «Максвел Моторс»

15:47
  • Крайслер решает реорганизовать «Максвел Моторс», которая позиционировала свои автомобили для женщин.
  • Процесс реорганизации занимает три года, после чего «Максвел» прекращает существование.
  • На мощностях «Максвел» рождается «Крайслер».

Развитие «Крайслера»

17:44
  • «Крайслер» запускает бренды «Понтиак» и «Де Сота».
  • Выкупает компанию «Додж» у семьи братьев Додж.
  • В 1928 году Крайслер назван «Американцем года».

Влияние на Детройт

19:36
  • В Детройте концентрируются производства топовых автомобильных компаний.
  • Город становится четвёртым по населению в США благодаря промышленной миграции.
  • Высокие зарплаты на заводах Форда привлекают рабочих с юга.

Социальные и политические аспекты Детройта

21:25
  • Детройт населён разнорабочими

Жизнь в Детройте до Великой депрессии

23:22
  • Растущее производство и приток негров в город.
  • Агрессивная атмосфера: бутлегеры с автоматами, гангстеры.
  • Биржевой крах 1929 года и массовые самоубийства.

Великая депрессия и увольнения

24:20
  • Сокращение производства и массовые увольнения рабочих.
  • Голодный марш 7 марта 1932 года на заводе Форда.

Требования рабочих и реакция властей

24:39
  • Рабочие требуют повышения зарплат, устранения расовой дискриминации и права на профсоюзы.
  • Полиция применяет силу: слезоточивый газ, дубинки, стрельба.
  • 60 рабочих и 25 полицейских ранены, 5 рабочих погибают.

Экономический подъём после депрессии

27:24
  • В 1935 году Детройт начинает стремительно развиваться.
  • Приток населения: с 1930 по 1950 год город прибавил 300 тысяч человек.

Вторая мировая война и производство военной техники

29:13
  • США производят военную технику для союзников.
  • Завод Вилья-Уран производит бомбардировщики B-24.
  • Крайслер собирает танки и самоходные установки.

Золотой век автомобилестроения

32:23
  • Производство автомобилей в 1950-х и 1960-х годах: Cadillac 62 серии, Chrysler Town & Country, Chevrolet Bel Air, Impala, Del Ray, DeVille, Ford Torino, Mustang, Dodge Charger, Chevrolet Camaro.
  • Трёхгодичный цикл производства автомобилей.
  • Культ автомобилей и престижность больших моторов.

Образ жизни и культ автомобилей

34:21
  • Образ жизни: шестиметровые купе, огромные моторы.
  • Зарождение культа автомобилей и мечты о дальних поездках.

Рост популярности автомобилей в 1940–1950-е годы

35:21
  • В 1940–1950-е годы прокладываются магистрали по всем штатам США.
  • Автомобили становятся предметом песен и мечтаний, вокруг них строится образ жизни.
  • Автопарк американцев удвоился за десять лет: с 25 миллионов в 1945 году до 52 миллионов в 1955 году.

Влияние культуры хиппи

36:52
  • Молодёжь 1940–1950-х годов пропагандирует противоположные ценности, включая медитацию, марихуану и общинное проживание.
  • Хиппи не видят смысла в владении автомобилем, что влияет на рынок.
  • Руководство «большой тройки» не реагирует на изменения в предпочтениях молодёжи.

Кризис компании Packard

37:51
  • В 1956 году закрывается фабрика Packard, американского аналога Rolls-Royce.
  • Packard занимал лидирующее место по производству люксовых автомобилей в США до 1928 года.
  • Компания пытается перейти в сегмент бюджетных автомобилей, но проигрывает конкуренцию «большой тройке».

Уолтер Рейтер и его влияние

41:23
  • Уолтер Рейтер, сын социалиста, становится рабочим на заводе Ford и быстро поднимается по карьерной лестнице.
  • В 1927 году Ford продаёт сборочную линию вместе с рабочими в СССР.
  • Рейтер критикует условия труда в СССР и отправляется в путешествие по миру, изучая опыт рабочих в разных странах.

Создание United Auto Workers

45:11
  • Вернувшись в США, Рейтер организует профсоюз United Auto Workers.
  • Первая забастовка на заводе Kelsey Hayes приводит к замедлению конвейера и требованиям рабочих.
  • Руководство Kelsey Hayes вынуждено удовлетворить требования рабочих, что замедляет производство и приносит убытки.

Последствия забастовки

47:02
  • Забастовка приводит к замедлению конвейера и убыткам для руководства.
  • Рабочие присоединяются к профсоюзу, что делает их увольнение невозможным.
  • Ситуация создаёт неопределённость для бизнеса и влияет на будущие прибыли.

Начало забастовки на заводе GM

47:58
  • Рабочие завода GM во Флинте начали сидячую забастовку 31 декабря 1936 года.
  • Руководство отключило отопление, но рабочие продолжали забастовку.
  • Забастовка распространилась на другие заводы, включая Детройт и Окленд.

Реакция властей и последствия

48:58
  • Полиция пыталась организовать рабочих, но безуспешно.
  • Вмешательство мэра с двумя тысячами гвардейцев для обеспечения безопасности.
  • Тринадцать рабочих были ранены, но завод не был сдан.

Итоги забастовки

49:58
  • GM сдался после забастовки на заводе, производящем моторы для Chevrolet.
  • Забастовка длилась 44 дня.
  • Рой, брат Витека, описал окончание забастовки как «море человечности».

Условия соглашения с GM

50:55
  • GM подписал документ, предоставляющий ЮОУ право на место в руководстве концерна в обмен на обещание пяти лет без забастовок.
  • Витек и Рой получили полноправное место в правлении концерна.

Влияние забастовок на экономику

51:55
  • Забастовки на конвейерах приводят к остановке всей системы производства.
  • Дилеры не получают автомобили, клиенты уходят к конкурентам.
  • Поставщики сталкиваются с проблемами сбыта и оборотными средствами.

Позиция Ford и роль Гарри Беннета

52:52
  • Ford понимал важность социологии и политики, в отличие от других автопроизводителей.
  • Гарри Беннет, отвечавший за безопасность заводов Ford, был параноиком и строил неприступные крепости.
  • Беннет имел полномочия пугать, увольнять и избивать рабочих, поддерживающих профсоюзы.

Агитационная кампания Витека

55:50
  • Витек организовал раздачу листовок на проходной завода Ford.
  • После неудачной попытки Витек и его соратники попытались прорваться через проходную, что привело к потасовке.
  • Пресса изобразила Витека как борца за права рабочих, а Ford — как тирана.

Принятие условий ЮОУ компанией Ford

58:34
  • В 1941 году Ford принял условия ЮОУ, став политическим инструментом.
  • Идеологическое противостояние между коммунизмом и капитализмом было ключевым фактором.
  • ЮОУ пыталась изменить рабочие условия, например, предложив программу «30-40», которая должна была увеличить фонд оплаты труда на 33%.

Забастовки и кризис в Паккарде

59:34
  • Паккард столкнулся с забастовками на заводах Бентрикс и Брикс, которые поставляли запчасти.
  • Компания пыталась избежать банкротства через сделку со Студебекером, но менеджмент Студебекера подделал отчётность, скрыв убытки и долги.
  • В 1956 году фабрика Паккарда закрылась, оставив огромный заброшенный комплекс в центре Детройта.

Мировой кризис и его последствия

1:02:30
  • В 1957 году начался мировой кризис перепроизводства, который привёл к падению производства более чем на 12% по всей стране.
  • В Детройте население начало стремительно падать из-за увольнений и оптимизации производств.
  • Улицы города заполнились безработными и нищими.

Расовые проблемы и бунт

1:03:30
  • В 1960-х годах в Детройте увеличилось количество чернокожего населения, многие из которых были безработными.
  • Движение за равноправие чернокожих набирало обороты, что привело к напряжённой атмосфере в городе.
  • Рейд полиции в бар «Слепые свиньи» стал катализатором беспорядков, известных как Детройтский бунт.

Последствия бунта

1:05:47
  • Бунт охватил весь город, в нём участвовало более 10 тысяч человек.
  • Для подавления бунта правительство использовало военных, что привело к 43 погибшим и 407 пострадавшим.
  • Город был разрушен: 412 домов сожжено, 2500 магазинов разграблены.
  • После бунта начался отток платёжеспособного населения из города.

Конкуренция и проблемы Большой тройки

1:07:43
  • Руководство Большой тройки автопроизводителей не могло принимать решения из-за бойкота со стороны профсоюзов.
  • Американские автопроизводители не учитывали конкуренцию с другими странами и новые потребительские ценности.
  • Хиппи составляли основную часть среднего класса, но американские производители не могли адаптироваться к их потребностям.

Появление Фольксвагена Жук

1:09:30
  • В 1949 году первый Фольксваген Жук пересек Атлантику, но в первый год было продано всего два автомобиля.
  • Жук имел низкую цену и экономичный расход топлива, но не имел конкурентных преимуществ перед американскими автомобилями того времени.
  • Продажи Жука были низкими из-за ассоциации с нацистской Германией и негативного восприятия после Второй мировой войны.

Успех Volkswagen Beetle

1:11:28
  • Volkswagen Beetle благодаря гениальному маркетингу начал расти в продажах.
  • В 1955 году Volkswagen открыл сборочный цех в США, а в 1959 году продажи достигли 120 тысяч автомобилей в год.
  • На вторичном рынке пятилетний Beetle и пятилетний Chevrolet стоили одинаково, хотя изначально Chevrolet стоил в два раза дороже.

Проблемы американских автомобилей

1:12:28
  • Американские автомобили обесценивались быстрее немецких из-за своей одноразовости и ненадёжности.
  • Chevrolet Corvair, попытка конкурировать с Beetle, имел проблемы с устойчивостью и безопасностью.
  • Несмотря на пропаганду, продажи Corvair были низкими — всего 200 тысяч экземпляров за десять лет.

Рост продаж Volkswagen Beetle

1:14:18
  • В начале 1960-х годов продажи Beetle достигли 100 тысяч автомобилей в год, а к концу 1969 года — 550 тысяч.
  • В это время на рынок США начали выходить японские автомобили, такие как Toyota, Mazda, Honda и Nissan.

Первые японские автомобили на рынке США

1:15:14
  • Первый японский автомобиль Toyota T-Pace Crown не соответствовал требованиям американских дорог и был дороже Beetle.
  • Toyota Corona третьего поколения, выпущенная в 1964 году, имела кондиционер, автомат и дизайн от Батисты Фарины.
  • Испытания Corona показали её надёжность: автомобиль проехал 100 тысяч километров без поломок.

Успехи Honda

1:18:04
  • Honda S500 заняла первое место на Нюрбургринге, а Honda S800 выигрывала Формулу-2 11 лет подряд.
  • Honda отличалась экономичностью и экологичностью, производя маленькие и энергоэффективные генераторы.
  • В 1972 году Honda привезла в США первый Civic с мотором технологии CCC, что стало важным событием.

Топливный кризис и его последствия

1:20:26
  • В 1973 году топливный кризис привёл к росту цен на бензин и перебоям с поставками.
  • Американские автомобили стали менее доступными из-за высоких цен на топливо.
  • Японские и немецкие автомобили стали ещё более экономичными и надёжными.

Реакция американских автопроизводителей

1:21:42
  • Вместо разработки новых технологий и улучшения производства американские автопроизводители начали спонсировать анти-японские движения.
  • Рабочие получали наклейки с надписью «Nissan Toyota Pearl Harbor», символизирующей поражение в битве.

Пропаганда и межнациональная рознь

1:23:54
  • ЮОУ спонсировало движения, разжигающие межнациональную рознь.
  • Председатель Крайслера Ли Якокка шутил о сбросе атомных бомб на Японию.
  • Владение японским автомобилем было опасно из-за пропаганды.

Убийство Винсента Чена

1:25:20
  • Винсент Чен был убит в 1982 году во время драки в баре.
  • Убийцы считали Чена причиной поражения американского автопрома.
  • Чен был китайцем.

Законодательные меры и ответ японских компаний

1:26:16
  • В 1981 году США ввели ограничение на импорт японских автомобилей.
  • Honda открыла завод в Огайо в 1983 году.
  • Toyota также открыла заводы в США.

Упадок Детройта

1:28:25
  • В 1990 году продажи японских автомобилей превысили 3 миллиона экземпляров.
  • Детройт стал центром наркоторговли, убийств и поджогов.
  • Фильм «Робокоп» 1987 года отражает атмосферу того времени.

Современные тенденции в автомобильной промышленности

1:29:23
  • В 2019 году Hyundai и Kia имеют больший объём продаж, чем американские компании.
  • Эра американского автомобилестроения закончилась.

Причины падения Детройта

1:30:20
  • Причины падения Детройта: расовый вопрос, профсоюзы, топливный кризис, неправильное управление городом.
  • Японские и немецкие малолитражки стали ключевым фактором.
  • Американские компании потеряли чувство рынка.

Будущее Детройта

1:31:21
  • В 2013 году Детройт признали банкротом.
  • Центр города развивается, но спальные районы заброшены.
  • Япония смогла восстановить автомобильную промышленность после Второй мировой войны.

Заключение

1:32:10
  • Анонс следующего ролика о восстановлении японской автомобильной промышленности.
  • Призыв к зрителям поделиться видео.