5 вещей, которые убивают стартапы после стартовых раундов, с Майклом Сейбелом, генеральным директором Y Combinator

YOUTUBE · 01.12.2025 08:12

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Большинство компаний, собирающих деньги, не находят подходящего продукта для рынка.
  • Около 70% компаний не находят подходящей формы продукта.
  • Цель выступления — обсудить причины неудач и предложить решения.

Проблема «поддельного продукта»

0:56
  • Компании часто считают, что их продукт соответствует рынку, хотя на самом деле это не так.
  • Основатели верят, что привлечение выдающихся инвесторов подтверждает качество продукта.
  • Магическое мышление мешает оценке продукта и его соответствия рынку.

Причины «поддельного продукта»

1:54
  • Отсутствие сильных технических талантов.
  • Игнорирование фактов, указывающих на несоответствие продукта рынку.
  • Неправильное понимание соответствия продукта рынку.

Признаки «поддельного продукта»

4:33
  • Быстрое увеличение команды.
  • Преобладание бизнесменов над инженерами.
  • Отсутствие панелей мониторинга показателей.
  • Трата денег на приятные вещи.
  • Плоские графики и изменение ключевых показателей эффективности.

Превентивные меры

6:19
  • Выбор честного KPI и его соблюдение.
  • Тщательное отслеживание удержания пользователей.
  • Ограничение потребления и привлечение меньшего количества денег в стартовом раунде.
  • Начало с сильных технических соучредителей.
  • Соблюдение трёхмесячного срока при приёме на работу.
  • Заставление сотрудников, приносящих доход, платить за себя.
  • Изучение неудачных инвестиций инвесторов.

Превращение инвестора в босса

8:50
  • Страх и неуверенность в себе могут привести к подчинению инвесторам.
  • Ложное предположение о существовании 100% повторяемых путей к победе.
  • Отсутствие общения с клиентами.

Признаки зависимости от инвесторов

10:23
  • Увеличение расходов без роста показателей эффективности.
  • Быстрое наём сотрудников без предварительного планирования.
  • Замыкание на одном инвесторе и прекращение общения с другими.
  • Вера в поддержку инвестора даже при отсутствии собственных достижений.

Превентивные меры

11:22
  • Продолжайте общаться с клиентами для лучшего понимания их потребностей.
  • Установите реальные KPI и отслеживайте удержание клиентов.
  • Экономьте на расходах и создавайте стартап в сфере, где у вас есть твёрдое мнение.
  • Не давайте инвесторам власть над вашим бизнесом.

Конфликты между соучредителями

12:55
  • «Долг взаимоотношений» — накопление проблем в отношениях между соучредителями.
  • Причины конфликта: отсутствие чёткого распределения ролей, недостаток доверия, нереалистичные ожидания.
  • Признаки конфликта: ссоры или отсутствие разговоров.

Превентивные меры для конфликтов

14:48
  • Проводите «разговоры на третьем уровне» в безопасном пространстве.
  • Распределяйте чёткие роли и обязанности.
  • Доверяйте людям и следите за общением.

Стремление к обыденности или экстраординарности

15:44
  • В стартапах недостаточно быть средним, нужно быть экстраординарным.
  • Признаки стремления к обыденности: отсутствие количественных показателей, игнорирование прогресса, обвинение внешних факторов.
  • Превентивные меры: формирование привычек, получение советов от более успешных людей, постановка измеримых целей.

Медленная разработка продукта

19:38
  • Отсутствие процесса принятия решений и спринтов.
  • Незапись спецификаций и отсутствие участия инженеров в принятии решений.
  • Отсутствие показателей эффективности продукта.
  • Прекращение взаимодействия с клиентами и плохие отношения с соучредителями.
  • Низкое качество продукта и немотивированная команда.

Признаки медленной разработки продукта

21:17
  • Несоблюдаемые сроки или их отсутствие.
  • Ежеквартальный или более длительный график выпуска.
  • Обескураженная команда инженеров.
  • Накопление наполовину выполненных функций.

Превентивные меры

22:11
  • Введение цикла разработки продукта.
  • Сбор качественной и количественной обратной связи.
  • Проведение опросов пользователей.
  • Написание спецификаций перед совещаниями.
  • Использование программного обеспечения для управления продуктом.

Мозговой штурм и доступ к данным

23:02
  • Проведение мозгового штурма продукта с участием всей команды.
  • Предоставление всем членам команды доступа к клиенту и его данным.
  • Интервью с пользователями должны проводить все члены команды.

Мотивация и ответственность

23:32
  • Мотивация оказывает мультипликативное влияние на талант.
  • Ответственность ведущего разработчика за выпуск продукта, а не за принятие решений.
  • Важность соблюдения сроков и процесса разработки.

Привлечение инвестиций

24:40
  • Привлечение большего количества денег может привести к меньшему успеху.
  • Высокие ожидания от инвесторов при большом стартовом раунде.
  • Трудности в управлении финансами при наличии значительных средств.

Ключевые факторы успеха стартапа

26:46
  • Превосходный технический талант.
  • Отсутствие страха перед созданием новых продуктов.
  • Постановка агрессивных целей.

Работа с клиентами и индивидуализация

28:39
  • Важность понимания потребностей клиентов.
  • Избегание превращения в консалтинговую компанию.
  • Решение серьёзных проблем клиентов.

Стратегия вывода продукта на рынок

30:11
  • Сосредоточение на удержании клиентов, а не на маркетинге.
  • Использование сарафанного радио для продвижения продукта.
  • Налаживание каналов продаж и маркетинга как второстепенный проект.

Принципы найма персонала

32:04
  • Планирование найма людей, которые могут быть непродуктивными.
  • Принятие того, что не все нанятые сотрудники будут успешными.
  • Адаптация к возможным неудачам в процессе найма.

Роль аутсайдера в стартапе

32:55
  • Быть аутсайдером до разработки продукта, соответствующего рынку, — это суперспособность стартапа.
  • Основатели часто слишком внимательно следят за прессой, что создаёт искажённое представление о ситуации.
  • Большинство компаний, получающих финансирование, умирают, и истории об этом редко публикуются.

Роль ведущего инвестора

34:24
  • Начальным инвесторам следует следовать принципу «не навреди».
  • Важно отделять информацию, которую компания должна получать от пользователей, от советов инвестора.
  • Инвесторы должны помогать избегать сбоев, а не указывать, что строить.

Экстраординарность стартапа на ранней стадии

36:10
  • Экстраординарные стартапы быстрее выпускают продукт, ставят цели и превосходят их.
  • Они поддерживают прекрасные отношения с командой соучредителей и ориентируются на показатели.
  • Большинство основателей не делают того, что им следует делать, из-за сложности задач.

Самосовершенствование

37:26
  • Люди, которые лучше справляются с трудными вещами, просто приучили себя к этому.
  • Все могут стать выдающимися, если постараются.
  • Генетическая лотерея не определяет успех, важнее усердная работа и самосовершенствование.

Финансирование компании

39:03
  • Инвесторы требуют значительную долю участия в компании для хорошей отдачи.
  • Финансирование компании за счёт доходов позволяет избежать отказа от больших долей.
  • Разработка плана, требующего меньше денег и быстрее приносящего доход, даёт рычаги воздействия.

Постановка целей

41:18
  • Стартапы на ранних стадиях записывают цели в электронную таблицу и отслеживают их ежедневно.
  • Пример Airbnb: постановка агрессивной цели «прибыльный рамен» и отслеживание прогресса каждую неделю.
  • Первый шаг — постановка агрессивной цели, второй — поиск идеи для её достижения.

Заключение

43:07
  • Судьба компании зависит от действий основателей.
  • Следование советам из презентации даёт несправедливое преимущество перед конкурентами.
  • Не позволяйте никому превзойти вас в основах.