Леонид Тихонов: суперкомпенсация в беге, как правильно тренироваться

YOUTUBE · 01.12.2025 05:03

Ключевые темы и таймкоды

ЖК «Портленд»

0:00
  • Уникальный жилой комплекс на берегу Москвы-реки с мариной для яхт.
  • Собственная набережная 412 метров, примыкающая к парку «Печатники».
  • Выделенная велодорожка, воркаут-площадка, отсутствие городских неудобств.
  • Полностью пешеходная набережная, гардеробные для хранения инвентаря.

Особенности ЖК «Портленд»

0:59
  • Открытый понтонный бассейн с очищаемой и подогреваемой водой.
  • Приватные дворы без машин, виды на Москву-реку из большинства квартир.
  • Квартиры с комфортными планировками, окна в ванной комнате.

Советы бегунам

1:53
  • Обсуждение одежды для бега в зависимости от погодных условий.
  • Рекомендации по одежде для разных погодных условий: шорты, майка или полутапки при дожде.

Подготовка к забегу

2:51
  • Организация подводящего старта для подготовки к воскресенью.
  • Участие в забеге на 10 км и обсуждение результатов.

Леонид Тихонов

3:51
  • Мастер спорта СССР международного класса, рекордсмен 30-километрового пробега «Пушкин — Ленинград».
  • Рекорд 1:29:55, установленный в 1988 году, не побит до сих пор.
  • Трёхкратный чемпион мира по горному бегу в 2011, 2012 и 2014 годах.

Проблемы ветеранов

4:58
  • Обсуждение отсутствия уважения к ветеранам со стороны организаторов.
  • Проблемы с организацией зимних чемпионатов и награждением ветеранов.

Награждение ветеранов

7:45
  • На забеге «Белые ночи» награждаются лидеры в возрастных категориях.
  • Ветераны просят интегрировать награждения на дистанции 10 км со следующего года.

Рекорды и мотивация

11:03
  • Рекорд Леонида Тихонова держится 35 лет.
  • Самостоятельные тренировки без тренера, отсутствие попадания в сборную страны.
  • Мотивация от наблюдения за ветеранами, которые продолжают бегать.

Школьные годы и бег

12:01
  • Ходил в школу за пять километров по снегу, без дорог.
  • Тренировался по десять километров в день.
  • После школы добавлял футбол по системе Покиниста.

Первые успехи в беге

13:00
  • В девятом классе стал чемпионом области по бегу на километр.
  • Обогнал друга, который серьёзно тренировался.
  • Понял важность тренировок после весеннего кросса.

Переезд в Питер и учёба

14:57
  • Переехал в Питер, поступил в училище на токаря.
  • Через десять месяцев нужно было идти в армию.
  • В училище также участвовал в кроссах.

Тренировки в училище

15:56
  • Выбегал тысячу метров за три минуты.
  • Тренер отвёл на стадион Ленина.
  • Тренировался у Геннадия Михайловича Троицкого.

Спартакиады и завод

17:52
  • Участвовал в спартакиадах завода «Электросила».
  • Тренировался у Анатолия Ивановича Озерова.
  • Работал токарем и продолжал тренировки.

Анализ тренировок

21:50
  • Вел дневник тренировок.
  • Анализировал пульс и его наполнение.
  • Сравнивал результаты с современными гаджетами.

Подготовка к соревнованиям

24:39
  • Готовился к соревнованиям, бегая сороковники.
  • Бегал без лекарств и витаминов.
  • Подводил итоги тренировок по пульсу.

Выбор дистанции

25:38
  • Автор бегал 40–42 км, так как его функциональность позволяла это.
  • Ошибка заключалась в том, что после освоения 40 км не увеличивал дистанцию.
  • Рекомендация: увеличивать дистанцию до 45–50 км для дальнейшего развития.

Техника бега

26:34
  • Начинал без разминки, бежал 3–4 км по 4 минуты.
  • Переходил в смешанную зону бега: 3–3,5 минуты.
  • Использовал интервальную технику: бег с отдыхом 1,5–2 минуты.

Смешанная зона

27:31
  • Настраивал смешанную зону на 3–4 отрезках.
  • Цель — достичь состояния закисления четырёхглавых мышц.
  • Отдых между отрезками зависит от сезона: зимой дольше.

Признаки закисления

28:31
  • Признаки закисления: слабость в ногах, увеличение пульса.
  • Важно не перегрузить организм, чтобы не прийти домой трусцой.
  • Вторая серия отрезков начинается после ощущения закисления.

Темповый бег

29:28
  • Темповый бег после смешанной зоны.
  • Схема бега: смешанная зона, анаэробная зона, аэробная зона.
  • Важность ощущения закисления для достижения аэробного состояния.

Подготовка к соревнованиям

32:53
  • Тренировался 6–8 раз в неделю, бегая 40 км.
  • Не пил воду и не питался во время тренировок.
  • Подготовка к выступлениям весной, летом и осенью.

История начала карьеры

35:30
  • Начал бегать после армии, участвуя в кроссах.
  • В одном из забегов занял последнее место, но догнал предыдущий забег.
  • Благодаря этому попал в спортроту, но из-за незнания его личности его отправили в учебные подразделения в Германию.

Начало спортивной карьеры

38:25
  • В школе занимался сельским механизаторством, получил права на колёсный трактор.
  • В армии тренировался, участвовал в соревнованиях, но не смог попасть в спортроту.
  • Во время проверок из трёх километров пробегал максимум два-два с половиной.

Военная подготовка и соревнования

39:25
  • Пробегал кросс со стрельбой и бросанием гранаты.
  • Выиграл кросс по ГСВГ и был отправлен на чемпионат СССР.
  • Из-за отсутствия кроссовой подготовки и высокогорья получил перенапряжение сердца.

Проблемы со здоровьем

41:16
  • Перенапряжение сердца: тяжесть в груди, аритмия, страх перед дыханием.
  • Врач запретил бегать, но после двух недель без тренировок состояние ухудшилось.
  • Диагностировали прединфарктное состояние.

Возвращение к тренировкам

45:35
  • Решил отказаться от таблеток и начал бегать самостоятельно.
  • Постепенно увеличивал объём тренировок, несмотря на боль в сердце.
  • За полгода восстановился и выполнил норматив мастера спорта.

Профессиональная карьера

48:33
  • В 1980 году попал в сборную Ленинграда и армию.
  • Работал токарем на заводе, выступал за завод и город.
  • Получил «подвеску» — освобождение от работы для тренировок.

Условия тренировок в советское время

50:32
  • В советское время спортсмены часто работали на заводах или в армии.
  • Выступал за завод и город, участвовал в союзных соревнованиях.
  • Профессиональные атлеты сейчас сталкиваются с другими условиями.

Горный бег и профессиональная деятельность

51:31
  • Обсуждение возможности совмещения работы и бега для профессионалов.
  • Пример Леонида, работающего в Яндексе и занимающегося бегом.
  • Уважение к людям, которые работают и активно занимаются спортом.

Переход к горному бегу

52:14
  • Рассказ о переходе к горному бегу после обычного бега.
  • Улучшение результатов благодаря силовому бегу.
  • Проблемы с закислением ног и необходимость силовой подготовки.

Баланс в беге

53:12
  • Важность баланса между силой, скоростью и выносливостью.
  • Влияние возраста на пульс и аэробную подготовку.
  • Тест на аэробную подготовку через перепрыгивание ограждения.

Анаэробные и аэробные режимы

54:12
  • Различие между анаэробными и аэробными режимами бега.
  • Проблемы при чрезмерном использовании анаэробных ресурсов.
  • Необходимость развития аэробных возможностей.

Развитие пульса и выносливости

55:11
  • Рекомендации по развитию пульса до 140 ударов в минуту.
  • Важность длительного бега до усталости для улучшения выносливости.
  • Поддержание баланса между скоростью и выносливостью.

Оптимальный темп бега

58:04
  • Описание оптимального темпа бега: сначала тяжело, затем устойчиво.
  • Возможность ускорения при сохранении устойчивого темпа.
  • Значение перевода себя в аэробную зону перед финишем.

Подводящая работа и отдых

1:00:04
  • Значение подводящей работы перед соревнованиями.
  • Влияние отдыха на результаты бега.
  • Примеры из практики чемпионов по лыжному бегу.

Стратегия на финише

1:02:55
  • Необходимость перевода себя в аэробную зону перед финишем.
  • Стратегия «выключения» на финише для избежания конкуренции.
  • Анализ ошибок спортсменов, не переведших себя в аэробную зону.

Энерготраты организма при тренировках

1:03:53
  • При высоких нагрузках нейроны «сгорают», теряя 20–28% своей активности.
  • В аэробном состоянии организм тратит меньше энергии — всего 8%.
  • Многие спортсмены не учитывают эти потери и теряют силы за сутки.

Стратегия на финише

1:04:52
  • Важно не выгорать полностью на финише, чтобы сохранить силы для следующего старта.
  • Необходимо постепенно снижать нагрузку, чтобы избежать «выключения» организма.
  • Пример Большунова показывает, что даже лидер может не достичь пика своих возможностей.

Управление энергией организма

1:05:51
  • Организм должен адаптироваться к нагрузкам, включая резервы на новом уровне.
  • Правильное управление энергией позволяет избежать «выгорания» нейронов.
  • На последних метрах дистанции нужно бежать сильнее, чтобы не «вырубиться» раньше времени.

Последствия чрезмерных нагрузок

1:08:39
  • Чрезмерные нагрузки могут иметь негативные последствия для здоровья.
  • Каждый должен бежать на своём уровне, не стремясь превзойти более сильных соперников.
  • Ложное эго может привести к нежелательным результатам.

История забега «Пушкин — Санкт-Петербург»

1:10:31
  • В советское время этот забег был культовым и престижным.
  • Участники обсуждали методы тренировок и результаты.
  • Автор вспоминает свои первые старты и подготовку к ним.

Подготовка к старту

1:13:22
  • Подготовка включала большие объёмы бега и восстановительные процедуры.
  • Тестирование пульса помогало оценить состояние организма.
  • Успешное восстановление позволяло бежать на высоком уровне.

Результаты и награды

1:15:19
  • Автор занял первое место, пробежав за час двадцать девять минут и пятьдесят пять секунд.
  • В качестве награды получил цветной телевизор «Радуга 3304Д».
  • За неделю до старта было пробежено всего 165 километров.

Элитные забеги в СССР

1:16:19
  • Обсуждение элитных забегов, в которых участвовали сильнейшие спортсмены СССР.
  • Упоминание о подарках, включая цветные телевизоры.
  • Сравнение современных и советских забегов.

Современные забеги и их особенности

1:17:18
  • Анализ современного количества стартов на стадионе.
  • Важность аэробных тренировок и стартов для подготовки к рекордам.
  • Пример подготовки Алексея Соколова к марафону.

Влияние омолаживания спорта

1:20:14
  • Обсуждение тенденции омоложения спорта в России.
  • Искусственное ограничение участия старых спортсменов в чемпионатах.
  • Последствия этого ограничения для развития лёгкой атлетики.

Роль связи поколений в спорте

1:23:08
  • Подчёркивание важности связи между поколениями в спорте.
  • Необходимость поддержки и обучения молодёжи на примере опытных спортсменов.
  • Спад в результатах из-за отсутствия преемственности.

Успехи Никитина

1:24:06
  • Оценка достижений Никитина и его работоспособности.
  • Роль грамотного тренера и командного подхода в его успехах.
  • Необходимость поддержки и обучения молодёжи на примере Никитина.

Организация стартов на стадионе

1:27:04
  • Описание организованных стартов на стадионе космонавтов.
  • Преимущества стартов для улучшения скорости и подготовки к марафонам.
  • Возможность консультаций и обмена опытом среди участников.

Призыв к участию

1:28:02
  • Приглашение присоединиться к стартам на стадионе.
  • Информация о времени и месте проведения стартов.
  • Рекомендация подписаться на страницу ВКонтакте для получения дополнительной информации.

Анализ ошибок после старта

1:29:01
  • Обсуждение ошибок, допущенных после старта: что не хватило, почему это произошло и как исправить.
  • Пример с бегуном, который планировал сидеть в толпе до последнего, но в итоге не смог победить.
  • Важность понимания психологии и адаптации к условиям гонки.

Принцип суперкомпенсации

1:30:53
  • Объяснение принципа суперкомпенсации: после нагрузки наступает период сверхвосстановления.
  • Описание пика энергии и его длительности в зависимости от нагрузки.
  • Подчёркивание важности постепенного увеличения нагрузки для достижения суперкомпенсации.

Выход из зоны комфорта

1:31:52
  • Необходимость выхода из зоны комфорта для улучшения результатов.
  • Различие между поддержанием физической формы и стремлением к улучшению результатов.
  • Влияние психологии на мотивацию и прогресс в тренировках.

Пример спортсмена

1:34:48
  • Анализ тренировок спортсмена Никитина, который дозированно увеличивает нагрузку.
  • Наблюдение за его поведением на полумарафоне и полученная информация о его подходах.

Сравнение тренерских подходов

1:35:25
  • Различие между советской и современной тренерскими системами.
  • Необходимость создания условий для перспективных спортсменов.
  • Влияние фармацевтики на восстановление и результаты.

Личный опыт и восстановление

1:37:22
  • Личный опыт укрепления позвоночника через физические упражнения.
  • Рекомендации по тренировкам в зимнее время.

Анализ биоритмов и восстановления

1:38:21
  • Анализ волн головного мозга и их влияния на восстановление.
  • Описание процесса восстановления после нагрузки.
  • Роль биоритмов в процессе восстановления.

Достижение суперкомпенсации

1:40:17
  • Описание достижения суперкомпенсации после ночной пробежки.
  • Устойчивость на дистанции и достижение рекорда благодаря аэробной подготовке.

Биоритмы и их уровни

1:41:17
  • Обсуждение биоритмов: физических, эмоциональных и интеллектуальных.
  • Упоминание о пиках и провалах в биоритмах на основе данных за 10 лет.
  • Влияние физического цикла на интеллектуальные и эмоциональные процессы.

Взаимосвязь биоритмов

1:42:17
  • Объяснение, как физический цикл влияет на интеллектуальные способности.
  • Учёт влияния луны на биоритмы.
  • Важность восстановления после физических нагрузок.

Принцип суперкомпенсации

1:43:11
  • Объяснение принципа суперкомпенсации через управление энергетическими волнами.
  • Примеры работы в зоне комфорта и выхода из неё.
  • Необходимость перевода себя в более низкое энергетическое состояние для адаптации.

Адаптация и суперкомпенсация

1:45:09
  • Описание процесса адаптации через темповый бег.
  • Роль суперкомпенсации в достижении нового уровня физической формы.
  • Различие между перебором скорости и правильным восстановлением.

Баланс скорости и выносливости

1:47:07
  • Значение баланса между скоростью и выносливостью.
  • Необходимость перевода себя в более низкое энергетическое состояние для сохранения здоровья.
  • Умение слушать себя и определять, когда нужно остановиться.

Заключение

1:48:06
  • Подчёркивание важности правильного восстановления и управления энергетическими волнами.
  • Утверждение, что принцип суперкомпенсации основан на физиологии, а не на использовании лекарств или анаболиков.