О реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года

YOUTUBE · 01.12.2025 04:25

Ключевые темы и таймкоды

Введение и концепция развития дополнительного образования

0:03
  • Совещание посвящено концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
  • Концепция является продолжением предыдущей, действовавшей с 2014 по 2020 годы.
  • Документ включает задачи на среднесрочную и дальнесрочную перспективу.

Достижения предыдущей концепции

1:31
  • С 2015 года вкладывались значительные средства в инфраструктуру дополнительного образования.
  • Охвачено наибольшее количество детей интересными программами.
  • Более 64 тысяч организаций имеют лицензии на ведение деятельности в дополнительном образовании.

Развитие научно-технического творчества

2:02
  • Открыто 135 детских технопарков-кванториумов.
  • 30 домов научной коллаборации на базе вузов.
  • Поддержка молодых ученых и выделение квартир для них.

Мобильные технопарки и точки роста

3:56
  • 85 мобильных технопарков-кванториумов для отдаленных районов.
  • Возможность обучения детей по техническим и естественно-научным программам.
  • Открытие точек роста в сельской местности для реализации программ дополнительного образования.

Школьные кванториумы и центры IT-куб

6:02
  • Школьные кванториумы как экосистема технической направленности.
  • Центры IT-куб для углубленного изучения информатики и подготовки кадров для IT-сферы.

Новые места в системе дополнительного образования

7:35
  • Проект реализуется с 2019 года и будет продолжен до 2030 года.
  • Открыто более 900 тысяч новых мест в системе дополнительного образования.
  • Обновление инфраструктурной базы и приобретение средств обучения.

Региональные центры для работы с одаренными детьми

8:33
  • Открыто 44 региональных центра для работы с одаренными детьми.
  • Три блока: наука, искусство и спорт.
  • Поддержка развития молодых ученых и сопровождение одаренных детей.

Обновление материально-технической базы

10:19
  • Обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом.
  • Проекты реализуются с 2014 года, включая ремонт спортзалов и открытие плоскостных сооружений.
  • Важность реализации программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Состояние системы дополнительного образования

11:12
  • Обсуждение системы дополнительного образования в сфере образования.
  • В студии присутствуют представители Министерства культуры и спорта.
  • Более пяти тысяч детских школ искусств, с которыми ведется работа.

Развитие детско-юношеского спорта

12:06
  • Совместная работа с Министерством культуры и спорта.
  • Концепция развития детско-юношеского спорта вышла раньше концепции дополнительного образования.
  • Важность развития детско-юношеского спорта в системе дополнительного образования.

Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования

13:43
  • Целевая модель направлена на обновление программ дополнительного образования.
  • Учитывает интересы детей, семьи и реального сектора экономики.
  • В этом году к программе присоединяются еще пять субъектов РФ.

Персонифицированный учет и финансирование

15:36
  • Внедрение персонифицированного учета и финансирования.
  • Сертификаты по ФДО для льготных категорий граждан.
  • Минимальный порог обеспечения сертификатами – 25% детей.

Использование сертификатов по ФДО

17:19
  • Сертификаты распространяются только на дополнительные общеразвивающие программы.
  • Возможность использования сертификатов в негосударственном секторе.
  • Сертификаты призваны выровнять доступность дополнительного образования.

Проблемы системы дополнительного образования

18:59
  • Недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействия.
  • Использование ресурсов образования, спорта и культуры.
  • Сокращение сетей организаций дополнительного образования.

Индивидуальные потребности и возможности детей

21:21
  • Неразвитость механизмов учета индивидуальных возможностей детей.
  • Необходимость разработки индивидуальных планов для каждого ребенка.

Обновление материально-технической базы

22:48
  • Несоответствие темпов обновления материально-технической базы и содержания программ.
  • Недостаточное кадровое обеспечение системы дополнительного образования.

Эффективность использования потенциала дополнительного образования

25:19
  • Дополнительное образование помогает решать задачи национальной цели развития страны.
  • Вклад системы дополнительного образования в профилактику школьной неуспешности.

Непрерывность и доступность дополнительного образования

28:09
  • Необходимость непрерывности между дополнительным и общим образованием.
  • Недостаточное использование потенциала негосударственного сектора для развития системы дополнительного образования.

Цели и задачи

30:38
  • Совершенствование системы управления дополнительным образованием.
  • Обновление инфраструктуры дополнительного образования до 2030 года.
  • Создание условий для детей с ОВЗ и инвалидностью, включая художественную направленность.

Обновление программ и методов обучения

31:31
  • Разработка примерных программ для дополнительного образования.
  • Обновление содержания и методов обучения.
  • Совершенствование системы персонифицированного финансирования и выдачи сертификатов.
  • Расширение участия негосударственного сектора и среднего профессионального образования.
  • Развитие системы подготовки кадров и творческих конкурсов.
  • Формирование гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности.
  • Развитие института наставничества и приоритетных направлений.

Принципы системы дополнительного образования

32:39
  • Принципы открытости, вариативности, доступности, инклюзивности.
  • Практика ориентированность и ориентация программ на многоукладность.
  • Преемственность программ и клиентоцентричность.
  • Реализация целевой модели развития региональных систем дополнительного образования через сертификаты персонифицированного финансирования.

Ожидаемые результаты и целевые показатели

33:36
  • Ожидаемые результаты и целевые показатели до 2024 года.
  • Взаимоувязка с реализацией плана-концепции.
  • Доработка федеральной системы ИДО и региональных навигаторов.

Внедрение системы дополнительного образования

34:24
  • Система дополнительного образования с 1 декабря.
  • Участие министерств спорта и культуры.
  • Переход на персонифицированное финансирование.

Участие негосударственного сектора

35:24
  • Сертификаты по ФДО для 25% детей.
  • Возможность оплаты сертификатов в негосударственном секторе.
  • Обновление программ и статистического инструментария.

Современная инфраструктура

36:17
  • Создание новых мест и технологических кружков.
  • Вложение в развитие инфраструктуры культуры и спорта.
  • Обучение педагогов и новые программы.

Школьные спортивные клубы и театры

37:02
  • Открытие школьных спортивных клубов к 2024 году.
  • Создание школьных театров и музеев.
  • Воспитание на основе исторических и духовно-нравственных ценностей.

Поддержка детей с ОВЗ

38:51
  • Обучение детей с ОВЗ в организациях дополнительного образования.
  • Совместное обучение с детьми без особых потребностей.
  • Реализация проектов и поддержка педагогов.

Вовлечение детей с трудностями в освоении программ

39:48
  • Профориентационные каникулярные школы.
  • Поддержка педагогов и распространение лучших практик.
  • Выплаты лучшим педагогам дополнительного образования с 2025 года.

Поддержка талантливых детей

40:47
  • Формирование системы выявления и поддержки талантливых детей.
  • Открытие центров по работе с одаренными детьми.
  • Решение задач по указу президента о национальных целях развития.

Вступление Оксаны Гончаровой

41:45
  • Приветствие и поздравление с принятием концепции.
  • Важность детских школ искусств для будущего культуры.
  • Улучшение материально-технической базы дополнительного образования.

Поддержка детских школ искусств

43:41
  • Ежегодные выделения на приобретение музыкальных инструментов.
  • Капитальный ремонт и реконструкция детских школ искусств.
  • Включение строительства детских школ искусств в нацпроект "Культура".

Основные цели и задачи детских школ искусств

45:35
  • Нормативная основа: стратегия государственной культурной политики до 2030 года и национальный проект "Культура".
  • Детские школы искусств как первая ступень подготовки творческих кадров.
  • Реализация предпрофессиональных многолетних программ.

Проблемы и меры поддержки

46:31
  • Исключение детских школ искусств из целевой модели развития региональных систем дополнительного образования.
  • Проблемы сокращения сети учреждений и реорганизации.
  • Недостаточность кадрового потенциала и старение кадров.
  • Создание 19 центров непрерывного образования в сфере культуры.

Объединение системы образования

47:28
  • Объединение школ, училищ и вузов в единую систему.
  • Важность сохранения академических традиций.
  • Создание методических служб в каждом регионе.

Финансовые и кадровые аспекты

49:08
  • Сохранение сети организаций дополнительного образования.
  • Доля бюджетных мест для предпрофессиональных программ.
  • Внебюджетные средства для оказания любых услуг.

Конкурсы и премии

51:19
  • Традиционные конкурсы: "Лучшие методические службы", "Молодые дарования России", "Лучшая детская школа искусств".
  • Премии для руководителей и педагогов детских школ искусств.
  • Проект "Земский работник культуры" для детских школ искусств.

Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования

54:08
  • Внедрение целевой модели в 85 субъектах РФ к 2024 году.
  • Персонифицированный учет и финансирование детей.
  • Создание межведомственных советов и модельных центров.
  • Автоматизированная информационная система "Навигатор дополнительного образования детей".

Сертификаты персонифицированного финансирования

57:30
  • Сертификаты для доступа к занятиям в секциях и кружках.
  • Программы, остающиеся на государственном и муниципальном задании.
  • Половина детей посещает одну программу дополнительного образования.

Принципы модели ПОФДО

59:09
  • Доступ к бюджетному финансированию для негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей.
  • Ведение реестра дополнительных общеобразовательных программ и поставщиков услуг.
  • Размер сертификата ПОФДО устанавливается на уровне субъекта РФ и муниципалитета.

Финансирование и программы

1:00:03
  • Возможность сохранения бюджетного финансирования важных для региона программ.
  • Возможность обучения по нескольким программам в рамках системы ПОФДО.
  • Фиксация информации о программах и охвате детей в региональном навигаторе.

Дополнительное профессиональное образование

1:01:01
  • Обучение более 50 тысяч педагогов в 2021 году.
  • Выдача почти 29 тысяч сертификатов участникам методической среды.
  • Недостаточная информированность родителей о системе персонифицированного финансирования.

Национальный план развития конкуренции

1:02:10
  • Обеспечение равного доступа образовательных организаций к системе ПОФДО.
  • Включение дополнительного образования детей в государственный социальный заказ.
  • Ожидаемые результаты внедрения целевой модели ПОФДО.

Гармонизация законодательства

1:05:59
  • Обеспечение гармонизации законодательства в сфере физической культуры и спорта.
  • Создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства.
  • Сохранение вектора подготовки спортсменов высокого класса.

Программы в области физической культуры и спорта

1:08:28
  • Введение двух программ: общеразвивающие и спортивной подготовки.
  • Общеразвивающие программы направлены на физическое совершенствование и укрепление здоровья.
  • Программы спортивной подготовки направлены на достижение высоких спортивных результатов.

Финансирование программ спортивной подготовки

1:09:31
  • Предоставление субсидий на реализацию программ спортивной подготовки.
  • Поддержка одаренных спортсменов и повышение квалификации специалистов.
  • Развитие материально-технической базы спортивных школ.

Единые подходы к оплате труда тренеров

1:10:47
  • Необходимы единые подходы к оплате труда тренеров и преподавателей в области физкультуры и спорта.
  • Контроль за деятельностью организаций, привлекающих детей к спорту и готовящих спортсменов высокого класса.
  • Утвержден план пересмотра федеральных стандартов спортивной подготовки и примерных программ спортивной подготовки.

Утверждение нормативных правовых актов

1:11:40
  • Утвержден план-график подготовки нормативно-правовых актов для гармонизации.
  • План реализации закона о гармонизации направлен в регионы для исполнения.
  • Концепция развития детско-юношеского спорта направлена на создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства.

Сохранение сети организаций спортивной подготовки

1:13:29
  • Концепция предусматривает сохранение сети организаций спортивной подготовки.
  • Регионы будут отчитываться о сохранении сети организаций.
  • Интеграция систем дополнительного образования и государственной информационной системы физической культуры и спорта.

Вопросы и ответы

1:15:17
  • Обсуждение вопросов, связанных с работой с 1 января 2023 года.
  • Призыв к коллегам задавать содержательные вопросы в чате для подготовки к всероссийскому совещанию.
  • Переход к обсуждению приоритетных направлений развития системы дополнительного образования.

Ключевые задачи реализации дополнительного образования

1:16:16
  • Лариса Семенова, заместитель директора по научно-методической работе, рассказывает о ключевых задачах реализации дополнительного образования детей художественной направленности.
  • Три ключевых тренда: содействие разным форматам воспитания детей, создание условий для вовлечения детей в художественную деятельность и обновление содержания программ и инфраструктуры.

Потенциал и ресурсы

1:18:24
  • Использование федеральных мониторингов для выявления ключевых точек развития.
  • Потенциал, представленный на сайте ВЦХТ, доступен для всех.
  • Важность вовлечения детей и педагогов в социально значимые мероприятия.

Школьные театры и федеральная повестка

1:21:06
  • Реализация школьных театров в соответствии с поручением президента.
  • Межведомственная работа по реализации федеральной повестки.
  • Важность следования федеральной и региональной повестке для успеха каждого ребенка.

Проблематика и данные

1:22:11
  • Презентация опирается на общероссийские данные и мониторинги ВЦХТ.
  • Художественная направленность включает программы базового и углубленного уровней.
  • Динамика изменения позиций социально-гуманитарной и физкультурно-спортивной направленности.

Мониторинг дополнительного образования

1:23:31
  • Ежегодный мониторинг дополнительного образования детей художественной направленности.
  • Увеличение количества программ с использованием цифровых технологий.
  • Важность параметров: обучающиеся, педагоги, организации.

Демографические показатели

1:24:25
  • Преобладание девочек в художественной направленности.
  • Недостаток программ для детей с ОВЗ и инвалидов.
  • Разработка 25 прототипов программ для детей с разными нозологиями.

Позиция педагогов

1:26:19
  • Выравнивание возрастных категорий и квалификации педагогов.
  • Необходимость повышения квалификации по новым компетенциям.
  • Важность программ повышения квалификации для педагогов.

Программы и организации

1:27:18
  • Традиционные программы: комплексные, модульные, углубленные, базовые.
  • Недостаток краткосрочных программ.
  • Важность понимания сертификата ПФДО.

Реальность и задачи

1:28:27
  • Преобладание муниципальных и государственных образовательных организаций.
  • Необходимость вывода программ на ПФДО.
  • Важность обновления содержания художественной направленности.

Ключевые задачи технической направленности

1:29:58
  • Разработка удобной платформы для технической направленности.
  • Текущее состояние: кванториумы, дома научной коллаборации.
  • Проблемы с содержанием программ: перекос на робототехнику и начальное техническое моделирование.

Проблемы и вызовы

1:33:24
  • Недостаток использования ресурсов федеральных центров и вузов.
  • Мало программ по аэрокосмическим и транспортным системам.
  • Низкий процент программ, связанных с реальным сектором.

Концепция дополнительного образования

1:35:49
  • Ознакомление детей с современными и будущими профессиями.
  • Организация профессиональных проб и стажировок в реальном секторе экономики.
  • Взаимодействие с наставниками из научных организаций.

Реальный сектор и вузы

1:36:47
  • Реальный сектор и малый бизнес есть везде.
  • Привлечение специалистов из региональных столиц для поддержки детских проектов.
  • Экосистема кванториумов и реальные решения.

Прорывные направления

1:37:46
  • Цифровые двойники, машинное обучение, большие данные.
  • Формирование компетенций технологического предпринимательства и инженерного мышления.
  • Важность умения работать с информацией и самостоятельно учиться.

Федеральный центр дополнительного образования

1:38:46
  • Статус ресурсного центра технической направленности с 2021 года.
  • Обучение педагогов по 40 программам повышения квалификации.
  • Привлечение экспертов для вебинаров и курсов.

Ресурсные центры и программы

1:40:38
  • Открытие ресурсных центров в регионах.
  • Разработка комплексных программ и учебно-методических комплексов.
  • Вклад крупных организаций в разработку методических комплексов.

Календарь научно-технических мероприятий

1:42:34
  • Унификация мероприятий в календарь научно-технических мероприятий.
  • Мероприятия включают стажировки и консультации с экспертами.
  • Полезные контакты и ссылки на ресурсы.

Естественно-научная направленность

1:46:33
  • Формирование экологической грамотности и культуры.
  • Вовлечение детей в разнообразные форматы мероприятий.
  • Обеспечение возможностей для самореализации и развития талантов.

Проблемы дополнительного образования

1:47:55
  • Слабое обновление содержания программ.
  • Доминирование аудиторных программ над практико-ориентированными.
  • Низкая вовлеченность старшеклассников в естественно-научные программы.
  • Низкий уровень готовности педагогов к использованию цифровых технологий.
  • Переизбыток мероприятий без приоритета научно-образовательной составляющей.

Состояние естественно-научного направления

1:49:49
  • Более двух миллионов детей вовлечены в программы.
  • Созданы 82 региональных ресурсных центра.
  • Внедрение сети экостанций и инновационных образовательных пространств.
  • Федеральный центр дополнительного образования выступает ресурсным центром.

Приоритеты развития

1:50:46
  • Вовлечение детей в наблюдения за природными явлениями.
  • Развитие научного и экологического волонтерства.
  • Расширение спектра программ по генетике, астрономии и лесному делу.
  • Масштабирование практика-ориентированных форм работы.

Обновление инфраструктуры и моделей

1:52:43
  • Сохранение и развитие сети профильных организаций.
  • Открытие новых экостанций и обновление методических рекомендаций.
  • Создание молодежного карбонного полигона для решения научных задач.
  • Развитие сети детских ботанических садов.

Инклюзивные образовательные практики

1:54:43
  • Разработка и тиражирование инклюзивных образовательных практик.
  • Создание сенсорных садов при детских ботанических садах.

Профессиональное развитие кадров

1:55:29
  • Курсы повышения квалификации и стажировки.
  • Всероссийский педагогический форум и онлайн-лаборатории.
  • Развитие института наставничества и проект "Школа наставников".

Межведомственное взаимодействие

1:56:20
  • Активизация соглашений с региональными ведомствами.
  • Взаимодействие с особо охраняемыми природными территориями и центрами одаренных детей.
  • Консолидация ресурсов для повышения качества и доступности дополнительного образования.

Заключение

1:57:20
  • Воспитание высоконравственной и духовно развитой личности.
  • Формирование осознанного выбора будущей профессии.
  • Система дополнительного образования обладает потенциалом для этого.

Социально-гуманитарная направленность

1:58:31
  • В 2021 году социально-гуманитарная направленность стала лидером среди всех направленностей системы дополнительного образования.
  • Интерес детей и реального сектора экономики сосредоточен на развитии этой направленности.
  • Андрей Анатольевич Толкачев, специалист отдела проектного офиса федерального оператора, расскажет о ключевых задачах развития социально-гуманитарной направленности.

Изменения в концепции

1:59:30
  • В предыдущей концепции социально-гуманитарная направленность называлась социально-педагогической.
  • Это изменение произвело фурор и обозначено Ольгой Павловной.
  • В 2021 году было представлено 25 профильных направлений в мониторинге, который был первым всероссийским мониторингом по данной направленности.
  • Результаты мониторинга доступны на сайте Всероссийского центра развития художественного творчества.