А. Сегал. Проблема социального проектирования в свете представлений о социальном времени

YOUTUBE · 16.11.2025 07:36

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:10
  • Участники обсуждают опоздания и начало лекции.

Обыденное сознание и социальное время

9:24
  • Александр Сигал представляет свою статью о социальном проектировании и обыденных представлениях об историческом социальном времени.
  • Он обсуждает, как социальные процессы представляются людям, которые не являются субъектами этих процессов.

Определение обыденного сознания

11:23
  • Обыденное сознание - это представления людей о социальном времени, которые формируются без специального обучения и образования.
  • Обыденное сознание формируется в процессе принятия решений в парламенте и других органах власти.

Социальное проектирование и обыденное сознание

14:13
  • Социальное проектирование - это движение поставленной цели из будущего в настоящее, а обыденное сознание - это представление о будущем, которое формируется людьми, не участвующими в принятии решений.
  • Задача исследования - увидеть, как социальные процессы представляются обывателям.

Обыденное сознание и его особенности

16:52
  • Обыденное сознание представляет собой набор негативных определений, таких как нерациональный характер, игнорирование законов логики и отказ от научной информации.
  • Обыденное сознание противопоставляется необыденному сознанию, которое должно быть специализированным, научным и рациональным.

Парадоксы обыденного сознания

22:32
  • Адам Смит писал, что разделение труда приводит к развитию производительной силы, но также может привести к профессиональному кретинизму.
  • Профессиональный кретинизм возникает, когда человек не может выйти за пределы своей компетентности и становится подверженным манипуляциям.

Точка перегиба и потеря субъектности

27:52
  • Точка перегиба находится там, где индивид теряет субъектность, выходя за пределы своей компетентности в сферу целеполагания других.
  • Исторически более ранней формой разделения труда является ремесленная форма, а более поздней - промышленное разделение труда.

Обыденное сознание

31:35
  • Видео обсуждает понятие "обыденное сознание" и его связь с типично утилитарской или рационалистской установкой.
  • Обыденное сознание рассматривается как сознание, которое отражает объекты и взаимодействует с другими субъектами.

Определение сознания

36:09
  • Автор утверждает, что нельзя дать краткое определение термина "сознание", так как это понятие требует развертывания и анализа.

Две формы потери субъектности

41:01
  • Видео обсуждает две формы потери субъектности: разделение труда и промышленное производство.
  • Первая форма потери субъектности связана с разделением труда и ремесленным производством, когда человек, поставивший цель, сам ее реализует.
  • Вторая форма потери субъектности возникает в промышленном капитализме, когда цель ставит один человек, а ее реализацию осуществляют другие люди.

Историческая форма разделения труда

43:30
  • В исторической форме разделения труда, человек становится звеном сложного процесса производства, и конечную цель ставит не он.
  • Питер Друкер, теоретик капиталистического производства, говорил о фрагментированной цели, когда работник знает только свою задачу, а не конечную цель производства.

Современные формы разделения труда

45:26
  • В современных формах разделения труда, человек также становится звеном сложного процесса, и его задача также ставится не им.
  • Главная цель любого капиталистического производства - получение прибыли, и она уже стоит перед человеком, который пришел на рынок.

Воинственно некомпетентные специалисты

48:45
  • В обществе есть много узкоспециализированных субъектов, которые могут быть абсолютно профанами за пределами своей компетентности.
  • Они набрасывают свою когнитивную сетку координат на все вокруг себя, что может привести к ошибкам и неправильным выводам.

Примеры из литературы

50:19
  • Шерлок Холмс, который не знает, что земля вращается вокруг солнца, и Жак Поганель, который узкоспециализирован в области ботаники и зоологии, но не знает ничего о других областях.
  • Зефиренк Серда из рассказа Жюль Верна "Золотой болид", который не понимает, что такое мораль, и не ставит перед собой моральных целей.

Обыденное сознание и его особенности

52:57
  • Обыденное сознание - это форма сознания, которая формируется в процессе повседневной жизни и деятельности человека.
  • Оно характеризуется ограниченностью, стереотипностью, отсутствием рефлексии и критичности.

Субъектность и целеполагание

53:47
  • Субъектность связана со способностью и возможностью целеполагания, которая может быть ограничена у людей, работающих дворниками.
  • Обыденное сознание обратно целеполаганию и функционально связано с обыденностью.

Представление о времени в обыденном сознании

57:58
  • Обыденные представления о времени связаны с опытом повседневной деятельности и могут быть разделены на две группы: связанные с опытом и проецируемые из-за пределов компетентности.
  • Обыденные представления о времени не являются результатом размышления о времени как об объекте исследования, а существуют в связи с повседневной деятельностью.

Обыденное сознание и его особенности

59:40
  • Видео обсуждает обыденное сознание, которое возникает из повседневного опыта и проявляется в деятельности, не связанной с этим опытом.
  • Обыденное сознание рационально в том смысле, что оно может оценивать последовательность и продолжительность операций, но не всегда осознает время как философскую категорию.

Отношение к времени и его восприятие

1:00:34
  • Обыденное сознание соотносит себя со временем, но не всегда понимает его философские аспекты.
  • Обыденное сознание прагматично относится к времени, не ставит философские вопросы о его течении и не осознает его однонаправленность.

Источники обыденных представлений

1:05:40
  • Обыденные представления возникают из внутреннего и внешнего социального опыта.
  • Информация, находящаяся за пределами компетентности, интерпретируется либо некомпетентным получателем, либо компетентным отправителем.

Рефлексия самости и технический прогресс

1:08:55
  • Ремесленник, работающий на протяжении нескольких столетий, имеет более длинную историю, чем человек, который начал изменять процессы своего производства.

Неизменность процесса труда

1:10:15
  • В видео обсуждается идея о том, что первобытные орудия, найденные в Одуэйском ущелье, представляют собой кремниевую гальку с одним сколом, которую использовали для обработки материалов.
  • Борис Поршнев, советский историк, утверждал, что люди в начале своей истории были падальщиками, так как все ниши хищников были заняты более крупными животными.

Изменение процесса труда и субъектность

1:13:06
  • В процессе труда человек начинает воспринимать изменения как навязанные, что приводит к потере субъектности.
  • Ханна Арен, немецкий философ, утверждала, что ремесленник действует в соответствии с образцом, в то время как исторический процесс идет без образцов.

Бессубъектные предложения и проективная деятельность

1:17:24
  • Александр Афанасьевич Потебня, русский филолог, исследовал бессубъектные предложения в разных славянских языках и отмечал, что они отражают представление о враждебных силах, которые неподвластны человеку.
  • В политике бессубъектные предложения могут указывать на то, что обстоятельства, в которых действуют политики, воспринимаются как враждебные и неподвластные им.

Источники опыта и нарратив

1:20:13
  • Источники опыта могут быть противоречивым единством собственного опыта и специального знания, выраженного в форме нарратива.
  • Нарратив - это рассказ, в котором события представлены как закономерные, и он может быть использован для комбинирования информации из вне нашей сферы компетентности с нашим собственным опытом.

Источники предсказаний

1:23:01
  • Пророчества, основанные на исторических формах производства, которые сосуществуют с современным производством.
  • Примеры: пророчества Павла Глобы и Ванги.

Фантастика и предвидения

1:27:13
  • Фантастика описывает уже состоявшееся будущее, в то время как предвидения пытаются определить изменение качества объекта.
  • Предвидения не работают, так как они не могут определить изменение качества объекта.

Прошлое и его интерпретация

1:30:10
  • Прошлое уже было, и его невозможно изменить.
  • Люди пытаются переосмыслить прошлое, чтобы воздействовать на его закономерности.

Сослагательное наклонение и альтернативная история

1:33:43
  • Сослагательное наклонение позволяет создавать ответвления альтернативной истории, но это может привести к серьезным заблуждениям.
  • Историзм - фундаментальный принцип социальных наук, отрицание которого является модным трендом.

Отношение к прошлому

1:35:48
  • Борис Поршнев писал, что начало человеческой истории - это своего рода водосброс, место стока для самых некритических ходячих идей и предрассудков.
  • Он критикует фальсификацию с пил-даунским человеком, который был английским джентльменом и мог бы сидеть у камина, если бы у него была такая возможность.

Отношение к будущему

1:39:05
  • Будущее не существует вне контекста человеческого целеполагания и является предметом, который не имеет своего объекта.
  • Можно говорить о будущем с точки зрения цели, например, о потребном будущем.

Цитата из романа "Понедельник начинается в субботу"

1:40:25
  • Главный герой романа, Саша Привалов, испытывает машину времени и попадает в описываемое будущее, где есть два направления: хорошее и плохое.

Будущее и его представление

1:41:57
  • Видео обсуждает понятие будущего и его представление в обыденном сознании.
  • Будущее рассматривается как локализация во времени, которая ничем не отличается от локализации в определенном месте.

Пророчество и будущее

1:45:04
  • Пророк - это человек, который может предвидеть будущее и использовать его для достижения своих целей.
  • Будущее может быть уже существующим, но мы его не знаем и должны угадать.

Создание и добыча будущего

1:50:03
  • Будущее можно создавать, ставя перед собой цели и реализуя их.
  • Будущее также может быть хранилищем знаний, которые мы можем добывать.

Усеченная субъектность и будущее

1:53:06
  • Усеченная субъектность возникает, когда мы думаем о будущем, но не действуем для его достижения.
  • Идея добычи будущего из будущего или у других цивилизаций воспроизводит усеченную субъектность и пассивность.

Обсуждение моделей общества будущего и контрафактической истории

1:55:05
  • Видео обсуждает ошибочные модели общества будущего и контрафактическую историю прошлого, которые основаны на ошибочных предпосылках.
  • Автор обращает внимание на то, что эти модели не учитывают процесс становления и развития общества, а вместо этого описывают уже существующее состояние.

Влияние средневековья на современные представления

1:58:08
  • Автор отмечает интерес к средневековью в современном обществе, который связан с формированием образа мышления, основанного на усеченной субъектности и подчинении.
  • Он предполагает, что современная модель общества начинает давать сбои, и люди не понимают, что может быть что-то качественно иное.

Подмена становления бытием и локализация будущего

1:59:33
  • Автор подчеркивает, что подмена становления бытием воспринимается как локализация будущего, и люди начинают искать машину времени или другие способы перемещения во времени.