Лекции Практической Психологии #1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.

YOUTUBE · 30.11.2025 07:23

Ключевые темы и таймкоды

Предмет психологии

0:27
  • Психология изучает психику и поведение человека, а также мотивы его поведения.
  • В истории психологии были различные понятия о предмете психологии, включая душу, сознание, поведение и самость.

Компромиссная точка зрения

8:39
  • В настоящее время психология рассматривается как наука, изучающая объективные закономерности проявления психического и механизма психики.
  • Кен Уилбер предложил интегральный подход, который размывает границы психологии и может быть применен к любым феноменам объективного и субъективного мира.
  • В этом подходе предметом психологии является самость человека, которая взаимодействует с миром на разных уровнях.

Психология и ее границы

12:27
  • В психологии изучаются внутренние процессы, такие как мысли, чувства и мета-чувства.
  • С точки зрения внешнего, психология меняет позицию восприятия и рассматривает себя как "он".
  • В психологии есть два основных предмета: мозг и тело, которые занимаются регуляцией поведения.
  • Психология изучает индивидуальное и коллективное, включая язык, культуру, мировоззрение и социальную систему.

Кризис мировоззрения и мультикультурность

21:18
  • В современном мире существует кризис мировоззрения, связанный с несовместимостью протестантского и католического подходов к соотношению человека и бога.
  • Мультикультурность привела к культурному кризису, когда люди перестали понимать себя и друг друга.
  • Депрессивный синдром становится все более распространенным, и депрессия является центром и ядром многих сопутствующих феноменов.

Проблемы психологии

24:09
  • Психология должна решить четыре главные проблемы: отчуждение человека от самого себя, отчуждение друг от друга, неприятие мира и уничтожение мира.
  • Проблема отчуждения от жизни в виде роста суицидов и самоубийств.
  • Проблема неприятия мира на уровне входа в мир и понимания, что это не то, что нужно.

Изменение сознания и поведения

26:58
  • Мир как таковой уничтожен, и человечество может плохо закончить.
  • Изменение сознания и поведения, смена парадигмы отношения к миру.

Восстановление связи с чем-то свыше

30:51
  • Возможность восстановления связи с собственной душой или с тем, что за ней.
  • Кен Уилберг говорил о духе, который интересен в своем развитии и сотворении.

Парадоксы психологии

34:27
  • Психология должна изучать противоречие между необходимостью знания и незнанием.
  • Практическое применение знаний для улучшения условий жизнедеятельности человека.
  • Отсутствие единой и точной теории психологии, что может привести к бесплодности в качестве практического психолога.

Психология и ее значение

36:54
  • Психология изучает феномены, которые можно применить на практике, такие как управление поведением и прогнозирование.
  • Человек сложен и парадоксален, его поведение не подчиняется логическим схемам.
  • Человек расщеплен и иррационален, способен предпринимать действия против своего выживания.

Хотторнский эксперимент

43:49
  • Эксперимент на заводе Вестингауз Электрик показал, что производительность труда повышается при улучшении условий труда, даже если это не влияет на производительность.
  • Это связано с социальными процессами и созданием норм выработки в группах.

Деление психологии на отрасли

47:26
  • Психология разделилась на отрасли, такие как социальная психология, которая изучает поведение человека в обществе.
  • Важно знать о существовании различных отраслей психологии для грамотной консультации и выбора специалиста.

Социальная психология и возрастная психология

48:58
  • Социальная психология изучает социальные процессы, возрастная психология - возраст людей.
  • Методология - наше все, объектные науки - детская психология, психология труда, инженерная психология, медицинская психология и т.д.

Проблемы современного общества и психологии

56:55
  • Психология должна быть ориентирована на смену парадигмы с ньютоновой-кортезианской на голографическую.
  • Парадокс: чем дальше, тем больше физика доказывает несостоятельность старой парадигмы, тем больше сопротивление у психологов.
  • Квантовый скачок - переход на новый уровень развития мира, если мы поймем, что наши основные положения являются ошибкой.

Парадоксы и ограничения

1:01:55
  • Обсуждение границ и возможностей человека, включая его способность действовать за пределами кожи.
  • Утверждение, что любое событие является жесткой связкой причинно-следственных связей.
  • Парадоксы, связанные с материей, временем и пространством, которые могут быть опровергнуты экспериментально.

Трансперсональная психология и квантовая парадигма

1:07:15
  • Обсуждение трансперсональной психологии и ее открытия, связанные с потенциально неограниченным полем сознания.
  • Утверждение, что сознание может иметь доступ к любым аспектам реальности без участия органов чувств.

Опыт, время и пространство

1:11:40
  • Обсуждение опыта сознания, который может быть альтернативой восприятию материи.
  • Утверждение, что время и пространство являются условными феноменами, связанными с аранжировкой событий в сознании.
  • Примеры, связанные с прошлым, будущим и дежавю, а также с фотографиями прошлого.

Голографическая парадигма

1:15:19
  • Обсуждение голографической парадигмы, которая предполагает одновременное восприятие различных потоков времени и сосуществование в разных системах.
  • Упоминается, что психика человека создана таким образом, чтобы он мог воспринимать голографическую парадигму без особых усилий.

Психика и отражение

1:23:33
  • Психика определяется как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать окружающий мир своими состояниями и процессами.
  • Психика рассматривается как самостоятельная сущность, которая может быть рассмотрена как камера, фотоаппарат или компьютер.

Парадокс психики

1:26:16
  • Психика определяется как субъективный образ объективного мира, который позволяет нам понимать и познавать непознаваемое.
  • Упоминается голографическая модель психики, которая может быть связана с экспериментами Прибрама и Маклина.

Голографичность сознания

1:28:06
  • Опыт Эршона показал, что сознание может перемещаться в манекена, когда человек смотрит на него через очки виртуальной реальности.
  • Это подтверждает теорию голографичности сознания и опровергает воззрение о том, что психика присуща только человеку.

Функции психики

1:35:12
  • Отражение и регуляция поведения - две основные функции психики.
  • Отражение является центральным моментом психологии и может быть креативным или патологическим.
  • Регуляция поведения осуществляется за счет системы динамических программ и позволяет человеку развиваться до неограниченных высот.

Психология как наука

1:40:33
  • Лекция обсуждает важность понимания динамики процессов и структуры процессов для понимания психологии.
  • Упоминается, что изучение любого знания начинается с ломки старой парадигмы.
  • Лекция подчеркивает, что наука наук - это изучение психологии, так как она помогает понять и изменить себя и окружающий мир.

Методология и методы психологии

1:45:58
  • Лекция объясняет, что методология определяет успешность науки и качество научного знания.
  • Упоминается, что в психологии существует два значения методологии: общая и конкретная.
  • Общая методология определяет идейные позиции науки, логика ее построения и научные подходы исследования.
  • Конкретная методология определяется как учение о методах, методиках, способах и средствах познания.

Подходы к психологии

1:50:49
  • Лекция обсуждает, что традиционные психологии исходят из эпитемологического подхода, который отвечает на вопрос "что случилось и почему случилось".
  • Эвристический подход, который отвечает на вопрос "как", является более эффективным для практической психологии.
  • Упоминается, что для практической психологии важно знать методологию и методы, но не обязательно знать теоретическую часть.

Эвристический подход в интегральном нейропрограммировании

1:52:34
  • В интегральном нейропрограммировании не обязательно делать длительный анамнез и описывать все проблемы, которые произошли у человека.
  • Нас интересуют две основы: настоящее состояние и запрос человека.
  • Проблема находится в бессознательном, и понимание проблемы редко исправляет ее.

Три подхода к изменению

1:55:12
  • Три подхода к изменению: патология, развитие и принятие.
  • В подходе патологии мы нивелируем проблему, в подходе развития мы развиваем личность, в подходе принятия мы принимаем проблему как решение.

Содержание методологии

1:58:09
  • Определить проблемное противоречие, с которым столкнулся человек.
  • Выявить центральную проблему, с которой можно работать.
  • Изучить, как проблема мешает человеку, и выяснить, чем она мешает.