Круглый стол «От психологии игры к психологии учения: научная школа Д.Б. и Б.Д. Элькониных»

YOUTUBE · 29.11.2025 05:42

Ключевые темы и таймкоды

Вступление

2:11
  • Ведущий приветствует участников конференции и объясняет, что он не собирался выступать, но решил послушать других участников.
  • Он упоминает о мероприятиях, посвященных столетию культурно-исторической психологии, и говорит о важности деятельностного подхода в психологии.

Обсуждение подходов

3:58
  • Ведущий упоминает о двух подходах в рамках одной школы - культурно-историческом и деятельностном.
  • Он отмечает, что творчество Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова характеризует их подход к игровой и учебной деятельности.

Регламент и обсуждение

5:56
  • Ведущий объявляет регламент: выступления по 15 минут, плюс фиксированные выступления.
  • Он просит участников сообщать о своих планах заранее, если им нужно уйти раньше.
  • Ведущий начинает обсуждение с выступления Екатерины Николаевны Поливановой, профессора Ливанова, Высшей школы.

Становление самостоятельности и агентности

7:45
  • Обсуждение становления самостоятельности и преодоления ролевого поведения, субъектности и агентности.
  • Упоминание о том, что в психологии и образовании часто говорят о субъектности, но не агентности.

Ребенок и его роль в обществе

11:20
  • Ребенок рассматривается как тот, кому предстоит преодолеть свое детство и встроиться в имеющиеся институты.
  • Обсуждение моделей обучения и их влияния на становление самостоятельности и агентности.

Игра и переход через границы

14:58
  • Игра рассматривается как способ преодоления стереотипов и перехода через границы.
  • Упоминание о том, что современное общество требует непредсказуемости и нарушения порядка.

Образование и блокировка агентности

19:28
  • Образование блокирует возможность пробы, игры и события, что делает агентность недостижимой.
  • Общество требует непредсказуемости и разрушения сложившихся институтов.

Обсуждение агентности и упорядоченности

21:51
  • Обсуждение агентности и упорядоченности в контексте социальных наук и образования.
  • Упоминание о том, что агентность может быть связана с преодолением границ и освоением новых обстоятельств.

Волевое действие и пересечение границ

30:38
  • Волевое действие может быть как внутри существующей структуры, так и с преодолением этой структуры.
  • Волевое действие может быть связано с пересечением границ и освоением новых обстоятельств.

Блиц-вопросы и ответы

34:47
  • Анна Сидоренко: Инерция ориентировки - это предположение о том, что задачу надо решить на плоскости, а не в пространстве.
  • Геннадий Блинов: Феномен агентности может воспроизводиться в событийности.

Обсуждение агентности в образовании

36:09
  • Участники обсуждают, может ли агентность в образовании передаваться или воспроизводиться.
  • Обсуждается, что агентность в образовании высвечивает некоторые вещи, которые при других подходах были менее очевидны.

Доклад о развитии ребенка в сюжетно-ролевой игре

41:17
  • Докладчик рассказывает о своем исследовании развития ребенка в сюжетно-ролевой игре.
  • Обсуждаются методы определения развития ребенка в игре, такие как метод срезов и метод посредствования.
  • Упоминается, что эти методы не могут выловить хорошо играющих детей, но не говорят о детских переживаниях и субъекте игры.

Обсуждение методов формирования и терапии в игре

49:14
  • В видео обсуждается два метода формирования и терапии в игре: опосредствование и игра.
  • Опосредствование основано на понимании развития психики и предполагает изучение развития в игре через логико-предметный психологический анализ культурной формы сюжета.
  • Игра, в свою очередь, предполагает создание ситуации возможности перехода и помощь в выстраивании смысловых полей.

Переживание ребенка и его роль в игре

1:02:16
  • В видео подчеркивается, что переживание ребенка является важным аспектом игры и может быть связано с темой смысла.
  • Однако, переживание не всегда является предметом обсуждения в работах Бориса Даниловича.

Презентация исследования

1:06:06
  • Геннадий Николаевич представляет исследование, посвященное координации учебных предметов биологии и литературы.
  • Он обсуждает, как эти предметы могут быть связаны и как они могут способствовать развитию продуктивного действия.

Продуктивное авторское действие

1:07:24
  • В начальной школе авторское действие проявляется на материале предметов художественно-эстетического цикла, в предметах естественно-научного цикла это редкий момент.
  • Задача: спровоцировать продуктивное авторское действие в предметах естественно-научного цикла.

Координация учебных предметов

1:08:25
  • Идея координации учебных предметов, высшей формой которой является понятийная координация.
  • Пример: координация физики с математикой, где модель понятия способ действия, выстроенная в рамках одного учебного предмета, начинает работать в другом учебном предмете.

Задание на материале биологии и литературы

1:10:38
  • Задание, в котором ученики должны преобразовать схему, построенную классом на биологии, в развернутый текст описания на литературе.
  • Исследование: 114 учеников шестых классов, которые учились по программе биологии и литературы, разделились на 4 группы: неудачные работы, частично решенные задачи, решенные литературные задачи, решенные биологические и литературные задачи.

Примеры работ

1:15:02
  • Пример неудачной работы: формальная отписка, не решена ни одна задача.
  • Пример работы, в которой решена биологическая задача: маленькая, коротенькая работа.
  • Пример работы, в которой решены обе задачи: большая работа, сюжет и взаимодействие героев грамотно и интересно.

Обсуждение заданий на координацию

1:20:56
  • В видео обсуждается, как задания на координацию могут провоцировать учебную пробу и успешное выполнение, которое рассматривается как продуктивное действие.
  • Обсуждаются примеры работ детей, которые успешно справились с заданиями и смогли преобразовать биологическое содержание в литературную форму.

Выводы и обсуждение

1:27:32
  • Обсуждаются выводы о том, что задания на координацию помогают обнаружить и корректировать несовершенства формирующегося научного понятия.
  • Отмечается, что успешное выполнение заданий может свидетельствовать о понимании биологических процессов и о том, что литературные понятия стали средствами самостоятельного создания художественного произведения.
  • Обсуждается, что такие задания могут противодействовать склеиванию формирующихся понятий с житейскими представлениями и что художественное воображение должно быть дисциплинированным и подчиненным замыслу автора.

Обсуждение проблем и подходов к обучению

1:36:22
  • Участники обсуждают различные подходы к обучению и их влияние на развитие понятий.
  • Отмечается важность координации между различными предметами и способами действий.

Обсуждение литературы и естественно-научного цикла

1:41:34
  • Участники обсуждают соотношение литературы и естественно-научного цикла в рамках теории развивающего обучения.
  • Отмечается важность координации и смысловой связи между предметами.

Обсуждение книг и их влияния на образование

1:47:41
  • Участники обсуждают книги, признанные лучшими в научно-популярной литературе.
  • Отмечается важность сохранения и изучения наследия авторов и их влияния на образование.

Установка Бориса на пересмотр основных понятий культурно-исторической теории

1:50:39
  • Борис Ильконин видел необходимость пересмотра основных понятий культурно-исторической теории, которые за много лет приобрели догматический привкус и окаменели.
  • Его задача была не деконструировать, а реконструировать и оживить эту сетку, чтобы задать условия для шага развития вперед.

Установка на гармонизацию и оглядку на филогенез

1:52:35
  • Борис Ильконин считал, что психология развития должна учитывать филогенез и рассматривать его как контекст для развития.
  • Он подчеркивал важность кризиса и его постоянного присутствия в нашем бытии, а также необходимость гармонизации с культурно-историческим фондом.

Установка на пробно-продуктивность и условность

1:54:43
  • Борис Ильконин понимал глубину проблем и считал, что однозначные ответы на коренные вопросы теории невозможны.
  • Он был открыт к чужим позициям и искал позитивное зерно в них, уделяя меньше внимания популяризации своих идей.

Исследование качества осуществления шага развития

1:57:27
  • В последние годы Борис Ильконин занимался вопросом качества осуществления шага развития, связывая его с прочувствованием и глубиной присвоения культурной формы.
  • Он также изучал влияние психофизиологических условий на регуляцию действия и предложил учитывать их в диагностике.

Воспоминания о Борисе Данилове

2:03:52
  • Участники обсуждают вклад Бориса Данилова в развитие культурно-исторической психологии.
  • Упоминается его работа с Борисом Архиповым и их совместные исследования.

Работа в лаборатории Бориса Ильконина

2:12:15
  • Участники рассказывают о работе в лаборатории Бориса Ильконина и о том, как они использовали его подход в своих исследованиях.
  • Упоминается их совместная работа над книгой, которая будет опубликована в четвертом номере культурно-исторической психологии.

Сохранение наследия Бориса Данилова

2:17:44
  • Участники обсуждают способы сохранения наследия Бориса Данилова и его вклада в развитие культурно-исторической психологии.
  • Упоминаются его работы и цитаты, которые могут быть использованы для сохранения его наследия.

Обсуждение идей Даниила Борисовича Эльконина

2:21:37
  • В видео обсуждаются идеи Даниила Борисовича Эльконина, связанные с инициацией поиска в учебной деятельности, способами инициации поиска, и их воплощением в учебниках.
  • Упоминается важность сохранения созидательного потенциала идей и их использования в качестве противоядия против превращения в штампы.

Воспоминания о Данииле Борисовиче

2:32:36
  • Участники видео вспоминают Даниила Борисовича как своего учителя и друга, а также обсуждают важность чтения и понимания работ своих учителей.
  • Упоминается проблема неприятия новых идей и их недостаточного использования в учебной деятельности.

Обсуждение наследия Выготского

2:37:16
  • Участники семинара обсуждают идеи и подходы Выготского, его предвидение проблем и развитие мысли.
  • Обсуждается важность осмысления и движения дальше в понимании наследия Выготского.

Журнал "Культурно-историческая психология"

2:42:03
  • Участники семинара говорят о журнале "Культурно-историческая психология", его истории и значении для научного сообщества.
  • Упоминается главный редактор Борис Данилович Эльконин и его вклад в развитие журнала.
  • Участники семинара выражают благодарность и уважение к памяти Бориса Даниловича и его вкладу в развитие журнала.

Воспоминания о Борисе Даниловиче

2:48:07
  • Участники обсуждают воспоминания о Борисе Даниловиче, его роли в развитии культурно-исторической психологии и его вкладе в образование.
  • Упоминается проект "Дерево культурно-исторической психологии", который был создан для изучения истории и развития этой области психологии.

Интервью с Борисом Даниловичем

2:55:12
  • Участники обсуждают интервью с Борисом Даниловичем, которое было опубликовано в журнале "Консультативная психология и психотерапия".
  • В интервью Борис Данилович рассказывает о своем опыте обучения у разных преподавателей, о том, как они передавали студентам свое состояние мышления и интерес к науке.
  • Участники обсуждают идеи Бориса Даниловича о том, что психология должна стать практикой поддержки, содействия и развития, и что это не новая идея, а тенденция развития разных наук.

Обсуждение интервью и интервьюеров

3:03:23
  • Участники обсуждают интервью, которые были сделаны студентами, и их обработку.
  • Обсуждается возможность записи интервью и их обработка для создания библиотечки.

Продвижение икар

3:06:19
  • Участники обсуждают возможность продления дедлайна для участия в конгрессе икар.
  • Обсуждается письмо с просьбой о продлении дедлайна и список участников, готовых заплатить за участие.

Тезисы и статьи

3:11:09
  • Участники обсуждают возможность написания тезисов и статей на основе интервью.
  • Обсуждается важность сохранения и передачи знаний и опыта предыдущих поколений.