Введение 0:02 Никита Зубарев, студент четвертого курса программной инженерии ФКИ ВШЭ, работает в международном стартапе "Амма". Никита согласился поучаствовать в видео и поделиться своим опытом.
Оценка факультета 0:40 Никита не доволен факультетом, где учится. Факультет включает три департамента: прикладная математика, информатика и анализ данных. Программная инженерия фокусируется на культуре кода и архитектуре программных проектов.
Реальность программной инженерии 2:42 Позиционирование факультета не соответствует реальности. Много дисциплин требуют работы в командах, что полезно для портфолио. Некоторые дисциплины, особенно на начальных курсах, прошли неудачно.
Проблемы с курсами 3:38 На первом курсе много математики, но есть хорошие преподаватели. На втором курсе начинаются алгоритмы и языки программирования, но акцент на языках, а не на архитектуре. Не хватает общих паттернов проектирования и клиент-серверных взаимодействий.
Вариативность курсов 7:21 С третьего курса можно выбирать курсы, но выбор ограничен. Никита выбрал курсы, которые были проще и понятнее для него. Курсы часто требуют выполнения небольших проектов, что не всегда полезно.
Оценка опыта 8:45 Никита оценивает свой опыт на факультете на 4 из 10. Единственный полезный навык, который он вынес, это умение готовить документацию. В компаниях важна точность документации, что может пригодиться в работе.
Обучение программированию 9:51 Python использовался как инструмент для лабораторных работ. Java и C++ изучали на первом курсе, акцент был на синтаксисе. На втором курсе Java преподавали отдельно, остальные изучали C++.
Изменения в обучении 10:50 Java реорганизовали, создали отдельную группу на втором курсе. C++ изучали как язык программирования, а не как инструмент. Некоторые студенты переводили код на C++ для сравнения метрик.
Оценка обучения 11:48 Автор не доволен полученным образованием. Рекомендует дважды подумать перед оплатой обучения. Качество преподавателей в вузе выше, но инвестиции в обучение могут быть неудачными.
Переход к фронтенд-разработке 12:50 Автор начал заниматься программированием с 10 класса. Использовал Django для создания веб-приложений. Понял, что хочет развиваться в фронтенд-разработке.
Путь к фронтенд-разработке 14:22 Начал с учебных проектов в школе. Работал над проектами в команде, что заинтересовало его. В итоге стал фронтенд-разработчиком, используя Vue.js и TypeScript.
Самообучение и портфолио 16:22 Учил стек с нуля, делал самостоятельные проекты. Создал портфолио, включая проекты на Django. В университете активно участвовал в студенческих проектах для набивания портфолио.
Начало карьеры в IT 17:27 Никита начал работать в стартапе на первом курсе. В стартапе были проекты на коммерческой основе, включая помощь в ЕГЭ и курсы по переговорам. Никита накопил портфолио и начал работать над проектами сразу после обучения.
Важность стартапов и нетворкинга 18:26 В стартапах нет строгих инструкций, что позволяет быстро учиться и нарабатывать навыки. Набивание портфолио и налаживание связей через знакомых помогает в карьере. Компании предпочитают нанимать по знакомству, а не через хэдхантеры.
Градация уровней в IT 19:27 Никита стал "сильным джуном", что позволяет ему выполнять более сложные задачи. Джуны требуют постоянной поддержки и контроля, в отличие от мидлов, которые могут выполнять комплексные задачи самостоятельно. Большие компании предпочитают растить джунов до мидлов.
Рекомендации и нетворкинг 21:25 Важно заниматься нетворкингом и находить интересные темы для проектов. Рекомендации от знакомых помогают в трудоустройстве. Никита устроился в компанию благодаря рекомендации от знакомого.
Мотивация и обучение 23:08 Мотивация от выполнения проектов и участия в команде важнее курсов. Никита освоил навыки через проекты и самостоятельное обучение. В университете ему не хватало мотивации, поэтому он нашел альтернативные способы обучения.
Время для достижения уровня джуна 25:31 Никита стал сильным джуном за год благодаря постоянной работе над проектами. Мотивация и готовность работать по ночам помогли ему достичь цели. Важно сначала разобраться с бесплатными материалами, а затем уже брать платные курсы.
Проблемы курсов и сертификатов 27:45 Курсы, такие как Яндекс Практикум, стоят дорого и не всегда доступны. Сертификаты не гарантируют трудоустройство, так как важнее навыки и портфолио. Можно купить плохой курс с фейковыми отзывами, что усложняет выбор.
Самостоятельное изучение и проекты 28:41 Курсы могут быть полезны для мотивации и получения задач. Важно искать проекты самостоятельно, особенно в учебной среде. Студенческие организации и инициативные ребята могут помочь с этим.
Заключение и советы 29:40 Найти команду единомышленников и начать двигаться в этом направлении с первого курса. Заниматься пэт проджектами и развивать свои проекты. Никита, студент четвертого курса программной инженерии, делится своим опытом.