33_Кант-3 (Критика практического разума) 12.03.2022

YOUTUBE · 30.11.2025 04:30

Ключевые темы и таймкоды

Критика чистого разума

0:01
  • В критике чистого разума, Кант ставит задачу выяснить, каким образом возможна наука, особенно математика и физика.
  • Он обнаруживает, что наука возможна благодаря априорным формам рассудка, которые делают возможным научное познание.

Метафизика и доказательство бытия Бога

2:41
  • Кант проводит классификацию доказательств бытия Бога и показывает, что все они могут быть сведены к трем группам: онтологическое, космологическое и физико-теологическое.
  • Онтологическое доказательство невозможно, так как существование не является предикатом.
  • Космологическое доказательство ошибочно, так как причинно-следственные связи относятся к нашему миру и не могут быть применены к Богу.
  • Физико-теологическое доказательство, хотя и простое и очевидное, также ошибочно, так как оно не может доказать существование творца мира.

Заключение

13:02
  • Метафизика как наука невозможна, так как она не может быть основана на априорных формах рассудка.
  • Философия должна заниматься с границами нашего познания, а не выходить за их пределы.

Критика чистого разума

15:03
  • Кант наносит серьезный удар по метафизике, но она быстро восстанавливается.
  • В конце XIX века и начале XX века метафизика вновь возрождается благодаря Канту и его работам.

Влияние Руссо на Канта

18:44
  • Кант был впечатлен идеями Руссо о нравственности и воспитании.
  • Кант начинает размышлять о нравственности и этике, основываясь на своем опыте и знаниях.

Структура критики практического разума

24:34
  • Структура критики практического разума повторяет структуру критики чистого разума, но без трансцендентальной эстетики.
  • Нравственное содержание вещей зависит от разума человека, который вкладывает в них смысл.
  • Трансцендентальная аналитика изучает законы разума, а трансцендентальная диалектика - метафизические вопросы, связанные с этикой и бытием бога.

Свобода и моральный закон

26:22
  • Свобода является условием морального закона, без нее не было бы нравственности.
  • Свобода воли и автономия воли: гетерономная и автономная воля.

Парадокс шиллера и долг

36:44
  • Шиллер обращает внимание на парадокс: настоящий нравственный поступок не должен ориентироваться на награду или наказание.
  • Долг - это закон нравственности, который движет человеком, не ориентируясь на внешние факторы.

Максима и императив

38:35
  • Максима - субъективная причина поступка, императив - правило, характеризующееся долженствованием и объективным принуждением к поступку.
  • Императив является аналогом закона природы, если бы у нас не было свободы воли, мы бы поступали согласно этому нравственному закону.

Категорический императив и совесть

40:29
  • Категорический императив - это закон нравственности, который говорит нам, что мы должны поступать так, чтобы максима нашей воли могла быть принципом всеобщего законодательства.
  • Совесть - это ощущение, которое мы испытываем, когда поступаем согласно категорическому императиву.

Критика нравственного учения Канта

48:05
  • Кант подвергается критике со стороны религиозных мыслителей за попытку обойтись без бога в своем учении.
  • Кант отвечает, что нравственный закон есть в нашем рассудке, и он не противоречит христианству.

Святость и категорический императив

51:18
  • Полное соответствие воли с моральным законом называется святостью.
  • Категорический императив всегда говорит нам, что мы должны стремиться к святости, но она недостижима в реальности.

Бессмертие души и свобода воли

52:50
  • Бессмертие души является частью нашего рассудка, который является частью души.
  • Свобода воли - это независимость от детерминизма, связывающего явления априорными формами.
  • Свободная воля - это непознаваемая вещь в себе, ощущаемая в самом себе.

Высшее благо и справедливость

56:52
  • Высшее благо - это состояние, в котором добродетель и счастье соединяются.
  • Счастье распределяется в точной соразмерности с нравственностью.
  • Тезис: желание счастья должно быть побудительной причиной максима добродетели.
  • Антитезис: максима добродетели должна быть действующей причиной счастья.

Постулаты бессмертия души и бытия бога

1:01:28
  • Постулат бессмертия души - это условие для нравственности и справедливости.
  • Постулат бытия бога - это условие для счастья добродетельного человека.

Счастье и мораль

1:04:59
  • Кант утверждает, что счастье - это состояние, которое испытывает разумное существо, а не собака или кошка.
  • Счастье возможно только при условии, что все в его существовании происходит согласно его воле и желанию.

Бог и мораль

1:10:39
  • Кант утверждает, что только в случае наличия бога возможно высшее благо и счастье.
  • Бог должен быть творцом мира, всеведущим, всемогущим, вездесущим и вечным.

Сказка о Емеле и щуке

1:13:36
  • Сказка о Емеле, который верит в щуку, которая может сделать все, что он захочет, иллюстрирует идею о вере в бога и его способности творить чудеса.
  • Емеля счастлив, когда его желания исполняются, и справедливость торжествует.