Введение в постмодерн 0:06 Обсуждение постмодерна как второй части класса после модерна. Упоминание культурной сингулярности и метамодерна. Влияние модерна, постмодерна и традиций на современное состояние.
Искусство и постмодерн 1:38 Цитата Ирины Антоновой о том, что искусство опережает социальные изменения. Быстрое наступление и завершение эпохи постмодерна. Постмодерн как основная система смыслов в современном мейнстриме.
Эпоха постмодерна 3:38 Постмодерн как эпоха хаоса, нового понимания личности и отсутствия больших идей. Влияние Ильи Пригожина на восприятие постмодерна как переходного состояния. Системный подход к анализу изменений в эпоху постмодерна.
Смена парадигмы 4:59 Постмодерн как смена идеологии и парадигмы. Переход от индустриальной к информационной цивилизации. Психологические проблемы, связанные с потерей идентичности.
Контекст и смысл 9:01 Контекст определяет смысл контента в эпоху постмодерна. Необходимость дополнительных вопросов для понимания смысла фраз. Потеря абсолютных истин и больших идей.
Цивилизационные смены 10:11 Три смены цивилизаций: охотников-собирателей, сельскохозяйственная и информационная. Роль традиции и религии в культуре. Восприятие развития как отхода от правил и греховности в средневековье.
Индустриальная эпоха и идеология прогресса 12:00 Появление большого количества машин, производящих одинаковую продукцию для одинаковых людей. Формирование идеологии прогресса и движения к светлому будущему. Переход к информационной цивилизации, где основная деятельность связана с работой с информацией.
Информационная экономика и экономика впечатлений 12:50 Самые дорогие компании в мире работают с информацией, а не с ресурсами. Развитие экономики впечатлений как части информационной цивилизации. Трансформация информации и её влияние на общество.
Культурные парадигмы и мета-нарративы 13:38 Обсуждение культурных эпох: модерн, постмодерн, метамодерн. Введение термина «мета-нарратив» как универсальной системы понятий и символов. Роль мета-нарративов в объединении людей и создании общих смыслов.
Эпоха модерна и её идеи 15:08 Новые смыслы, созданные на научном уровне в эпоху модерна. Идеи прогресса, просвещения, счастья для всех и эмансипации личности. Просветительское представление о знании как средстве установления общего счастья.
Волны цивилизации по Тоффлеру 16:03 Первая волна: сельскохозяйственная цивилизация, аграрная революция, традиционная культура. Вторая волна: индустриальная цивилизация, модерн, господство разума. Третья волна: информационная цивилизация, постмодерн, полицентризм, разнообразие культур.
Научно-технические революции по Беллу 18:47 Три научно-технические революции: изобретение правовой машины, достижения в электричестве и химии, создание компьютеров. Синхронное появление информационной цивилизации с развитием компьютеров.
Интеллектуальные революции по Истрали 19:42 Три интеллектуальные революции: печатные технологии Иоганна Гутенберга, телевидение, интернет и компьютеры. Влияние этих революций на культуру и технику.
Переход к постмодерну 20:56 Колебания идей всемогущества разума после Первой мировой войны. Появление разных взглядов на мир, например, между импрессионистами и экспрессионистами. Точная дата перехода к постмодерну — 1968 год.
События 1968 года 21:47 Чехословацкий конфликт и восстание в Праге, приведшие к кризису коммунистической идеологии. События во Франции, подчёркивающие переход к новым культурным и идеологическим тенденциям.
Проблемы западной цивилизации 22:42 Выступления студентов в Латинском квартале и против войны во Вьетнаме. Критика больших идей модерна. Начало постмодернизма и его различные направления.
Основные направления постмодернизма 23:36 Агностицизм: истина как языковой феномен. Прагматизм: успех и богатство как критерии ценности. Эклектизм: смешение разных способов и методик. Анархо-демократизм: непостижимость истины и насилие над личностью.
Ориентация на индивидуальный мир 25:03 Постмодернизм ориентирован на индивидуальный мир человека. Предпочтение интересов личности интересам группы. Отрицание утопических идей прошлого.
Социологические исследования 25:59 Исследования Майкла Форса: стремление к удовольствию как критерий счастья. Различие между концепциями модерна и постмодерна: модерн акцентировал внимание на жизни ради общества, постмодерн — на индивидуальном удовольствии.
Либеральная конструкция и гедонистическая мораль 27:04 Либеральная конструкция привела к обязательной системе и стилю жизни. Дэниэлл заявил о смене пуританской этики на гедонистическую мораль, где счастье — высшая ценность. В конце 60-х — начале 70-х годов гедонистические ценности стали доминирующими.
Психоделическая революция и контркультура 27:49 Психоделическая революция и контркультура хиппи и панков изменили восприятие жизни. Люди искали личное счастье и неприятие больших идей модерна. Линус Тор говорил о трёх стадиях развития общества: выживание, социализация, удовольствие.
Удовольствие и продуктивность 28:49 Удовольствие соответствует постмодернистской морали. Счастливые работники работают продуктивнее, а счастливые потребители совершают больше покупок. Дофамин, гормон мгновенной радости, способствует потребительскому поведению.
Гламур как финал постмодерна 29:44 Гламур стал финалом постмодерна, утратив свои позитивные аспекты. Ирония стала основным способом существования в постмодерне. Офисная работа и белые воротнички способствовали распространению иронии.
Ирония и личное счастье 31:37 Ирония помогала сохранять здравый ум в условиях скучной офисной жизни. Стремление к личному счастью превратилось в идеологию менеджера среднего звена. Серьёзность и непогрешимые убеждения стали признаком невежества.
Маргиналы и общество 33:31 Субкультуры были маргиналами, опережавшими общество. К финалу постмодерна субкультуры стали отстающей тусовкой гламура. Общество мейнстримовское, маргиналы либо опережают, либо отстают от него.
Предвкушение познаваемости мира 34:29 До конца XIX века люди верили в познаваемость мира. Техника и учёные считались богами, а религиозное восприятие сменялось технологическим и научным. Романтическое время, описанное в книгах Жюля Верна, подчёркивает веру в прогресс.
Торжество разума над хаосом 34:52 Эпоха конструктивизма характеризовалась ощущением контроля над реальностью. Материалистический взгляд на историю и общество привёл к иллюзии управления реальностью. Кризис и крах последовали за попытками управления реальностью.
Переход к постмодерну 35:52 Крах эпохи модерна привёл к появлению постмодерна. Модерн столкнулся с противоречием между управляемым физическим миром и хаотичным человеком. Попытки управления человеком привели к массовым жертвам.
Психология и управление человеком 36:46 В XX веке наблюдался всплеск интереса к психологии и психиатрии. В лагерях предпринимались попытки создания «нового человека». Кризис управления человеком остался нерешённым, что привело к новой фазе — постмодерну.
Человек в постмодерне 37:44 В постмодерне человек становится центром внимания, его душа и счастье приобретают важность. Слоганы коммунистической реальности отражают этапы развития: от разрушения к привлечению новых людей. Искусственная среда заменяет естественную, создавая иллюзию контроля.
Искусственная реальность 39:38 Ленинские комнаты и портреты членов ЦК КПСС создавали искусственную реальность. Искусственные слова и утопии породили искусственную среду. Признание множественности сознания стало важным шагом.
Конец универсального сознания 40:34 Человечество признало множественность культур и сознаний. Попытки создать единое сознание привели к массовым репрессиям и перевоспитанию. Постмодерн символизирует конец эпохи попыток создания единого сознания для всех.
Роль постмодерна 42:28 Постмодерн сыграл серьёзную роль в признании множественности культур. Его влияние на общество остаётся предметом обсуждения.