Как постмодерн породил Новое Средневековье? | стрим с философом Андреем Макаровым

YOUTUBE · 30.11.2025 06:40

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему

0:00
  • Видео носит юмористический характер и используется в образовательных целях.
  • Тема видео: постмодерн и Средние века, их связь и влияние на современное общество.
  • Постмодерн и Средние века обсуждаются в контексте нового Средневековья.

Исторический контекст

0:58
  • Тема нового Средневековья стала популярной после выхода книги Роберта Викки "Ближайшее средневековое будущее".
  • Бердяев в своей книге "Новое Средневековье" рассматривал Советский Союз как средневековую тенденцию.
  • После революции и установления сталинизма в СССР сформировался замкнутый орден меченосцев, аналогичный средневековому ордену.

Идеократическая власть

2:55
  • Власть в СССР была идеократической, основанной на идеях, а не на экономическом насилии.
  • Идеократия в СССР была направлена на создание справедливого общества, но позже была заменена на потребительское общество.
  • Народ в СССР был заменен на население, управляемое через идеологию.

Параллели с Западом

7:47
  • Современный российский режим копирует западные модели управления.
  • Вера в коммунистическую идеологию и культ Ленина сравниваются с христианской верой и культом святых.
  • Развал Советского Союза не был точкой отсчета для кардинальных трансформаций европейской культуры.

Конец идеологии

9:43
  • После Второй мировой войны в Европе произошел отказ от идеологии, что привело к созданию новых центров власти.
  • Модерн и Просвещение исходили из центрической идеи, но после войны центризм сменился монетаризмом.
  • В постмодерне идеология заменена на образы, что привело к раздробленности и гиперреальности.

Локальные школы и стили

17:28
  • В средневековье существовали локальные школы архитектуры и одежды.
  • Готические стили были распространены по всей Европе, в отличие от романского стиля.
  • В России были свои региональные школы, такие как Суздальская и Московская.

Автономия и заказчики

18:26
  • В средневековье мастера переносили общие черты, но заказчики определяли стиль.
  • В современном мире заказчики, такие как олигархи, диктуют архитектуру.
  • Это создает удельные княжества, где ресурсы управляются по-разному.

Национальные государства и их сила

20:24
  • Национальные государства остаются сильными, несмотря на современные вызовы.
  • НАТО и глобальное экономическое превосходство США подтверждают это.
  • Объединение бюрократий, таких как ЕС, показывает слабость национальных государств.

Сила государства и национализм

22:21
  • Сильное государство управляет без физической силы, используя кадры и технологии.
  • Национализм является явлением эпохи модерна и связан с унитаризированными системами.
  • В Японии национализм подавлен, но он все еще жив и активен.

Национальные идентичности и регионы

26:16
  • Национальные идентичности важны для современных людей.
  • В средневековье люди ассоциировали себя с регионами, а не с нациями.
  • Регионы, такие как Дагестан, остаются инкорпорированными в российское государство.

Постмодернизм и децентрированность

28:15
  • Постмодернизм предполагает децентрированность и отсутствие единой идеи.
  • В современном мире лидеры и корпорации играют ключевую роль.
  • В эпоху модерна субординация и лояльность были важны, но не слепое подчинение.

Лояльность и идеи

32:10
  • В средневековье лояльность была важна, но не на первом месте.
  • В эпоху модерна идеи справедливости и равенства были приоритетом.
  • Лояльность лидеру была буржуазной ценностью, а не основой общества.

Войны и изменения

34:07
  • Войны являются драйверами изменений в истории.
  • Средневековье также знало много войн, но они были менее кровопролитными.
  • Современные войны вызывают страх и стремление к изменениям.

Средневековье и Просвещение

35:06
  • Средневековье не было полностью мирным веком, как и Просвещение.
  • После мировых войн люди стремятся к более мирному существованию.
  • Современные люди стремятся к миру, но это не средневековая мысль.

Постмодерн и образование

36:05
  • Постмодерн развернул борьбу против Просвещения.
  • Современное образование в России и мире находится в руинах.
  • Студенты больше занимаются спортом и патриотизмом, чем учебой.

Ирония и презрение

37:03
  • Молодежь проявляет иронию и презрение к текущим событиям.
  • Прогнозы и меры против COVID-19 были быстро отменены.
  • Масочный режим был отменен через три дня после введения.

Клановое общество

39:59
  • В России существуют клановые системы, но не в полном смысле.
  • Депутаты Госдумы зарабатывают много, и попасть туда без связей сложно.
  • Клановость существует, но не в том виде, как в Средневековье.

Интернет и символическое сознание

44:54
  • Интернет способствует перемещению в другую эпоху.
  • Поколение Z имеет сложное символическое сознание, как у средневековых людей.
  • Эмоциональность людей растет, как и в Средневековье.

Клановость в либеральных системах

46:51
  • В США клановость проявляется в традиционных формах.
  • Контрада в Италии — пример клановости.
  • Университеты в Средневековье использовались для объединения студентов.

Технологии объединения

49:44
  • Пьянки и драки в университетах использовались для объединения студентов.
  • Алкоголь помогал студентам быть более открытыми и близкими.
  • Средневековые технологии были простыми и эффективными.

Университет и средневековье

51:42
  • В средневековье университеты готовили граждан, а не просто ученых.
  • Современные университеты возвращаются к средневековым корням, где студенты становятся гражданами и христианами.
  • Это напоминает средневековые корпорации, где студенты знают, кто они.

Культ войны и мирное существование

52:41
  • В средневековье был культ войны, а христианство проповедовало мирное существование.
  • Современное мышление не всегда переходит от средневекового мышления.
  • Война и мир — это две стороны одной медали, и важно, какой характер принимает война.

Конкуренция и война

53:38
  • Древние греки пытались заменить войну конкуренцией, но это было жестокой формой борьбы.
  • В конкуренции можно было потерять все, даже жизнь.
  • История всегда балансирует между периодами мира и войны.

Анонимность в стримах

54:37
  • Анонимные вопросы в стримах эффективны, так как позволяют влиять на контент в реальном времени.
  • Это напоминает античный принцип провокации, где граждане могли влиять на суд.
  • В средневековье анонимность была связана с желанием избежать раскрытия личности.

Военная элита и служба

59:29
  • В средневековье военная элита занимала центральное место, и служба была пожизненной.
  • В XVIII веке служба стала 25 лет, но все равно была обязательной для всех сословий.
  • Это напоминало рабство, где люди служили всю жизнь.

Средневековые элементы в современности

1:02:23
  • Средневековье оставило след в современности, включая эклектичные и архаичные элементы.
  • Пагонизация — это оязычивание христианства, что было характерно для эпохи Возрождения.
  • В России культура мягче, чем в Латинской культуре, и не так агрессивна.

Вежливость и агрессия

1:05:21
  • В английском языке много вежливой лексики из-за агрессивной среды и меньшего количества оружия.
  • В русском языке вежливость не так выражена, что делает его менее агрессивным.
  • Культура России имеет потенциал для пагонизации, но пока остается мягкой.

Квазирелигиозное сознание

1:09:15
  • Современные люди часто испытывают страх и квазирелигиозное сознание.
  • Вопрос о сохранении анонимности в интернете.
  • Возможность создания стрима с участием математика.

Культура и язык

1:10:14
  • Обсуждение культуры и языка, включая матерные слова.
  • Различие в семантике между русским и английским матом.
  • Вопрос о том, почему нельзя показывать людей на экране.

Концепт нового средневековья

1:12:13
  • Концепт нового средневековья как взгляд на современность.
  • Сравнение с ретрофутуристическими и футуристическими проектами.
  • Отсутствие идей у современных фантастов и управленцев.

История и религия

1:16:00
  • Вопрос о причинах язычества и его связи с христианством.
  • Высокая планка поведения в христианстве и её притягательность.
  • История как череда событий, устраиваемых Богом.

Историческое сознание

1:17:55
  • История как линейная и циклическая.
  • Гесиод и его модель деградации истории.
  • Историческое сознание и его развитие.

Современные историки

1:21:50
  • Современные историки и их цели.
  • Различные школы истории и их подходы.
  • Важность микроистории и её философский аспект.

Притча о рассказах

1:23:49
  • Притча о важности рассказывания историй.
  • История как способ изменения реальности.
  • Глобальная конечная цель истории и её влияние на будущее.

Влияние технологической цивилизации

1:25:44
  • Два направления: акселерационизм и левая акселерация.
  • Возможные последствия: технологическая сингулярность, сверхразумный ИИ, бессмертие человека.
  • Появление новых философий истории и мортализма.

Космический коммунизм и бессмертие

1:26:42
  • Павел Лукин и его учение о бессмертии.
  • Коммунизм как завершённая модель для бессмертных существ.
  • Энгельс и его взгляды на классовую войну и коммунизм.

Ретрофутуризм и культурное многообразие

1:29:39
  • Ретрофутуризм как культурное богатство.
  • Сравнение с культурой Средневековой Европы.
  • Современное культурное многообразие и его упадок.

Новое Средневековье и искусство

1:31:37
  • Концепт нового Средневековья и его интерес для искусства.
  • Примеры из искусства: прерафаэлиты и их модернизированные средневековые темы.
  • Влияние академизма и современных течений на искусство.

Напанк и другие направления

1:33:33
  • Термин "напанк" и его связь с киберпанком.
  • Примеры других направлений: стимпанк, дизельпанк, киберпанк.
  • Игра "Frost Punk" как пример альтернативного киберпанка.

Анонимность и доверие

1:37:25
  • Анонимность в стримах и её влияние на доверие.
  • Сравнение с исповедью в келье.
  • Важность доверия в анонимных стримах.

Евгеника и эстетика

1:39:23
  • Евгеника как политика улучшения человеческого вида.
  • Эстетика и истина в философии Платона и Ницше.
  • Искусство как способ соединиться с истиной.

Современное искусство и контент

1:42:17
  • Современное искусство и контент не оперируют понятием "шедевр".
  • Искусство влияет на зрителя, но не всегда создает шедевры.
  • Пример с инсталляцией в музее, где зритель случайно изменил её.

Средневековое и современное искусство

1:45:14
  • Современное искусство не имеет прямой преемственности со средневековьем.
  • Народное творчество, например, TikTok, похоже на средневековое искусство.
  • Классическое искусство встраивается в тренды, а не повторяет их.

История и философия

1:48:07
  • История без прогностической функции теряет научный статус.
  • Историки должны развивать память и мышление, а не просто фиксировать факты.
  • Панк-культура и её влияние на общество.

Федеративное устройство России

1:51:58
  • Федеративное устройство лучше для России, чем унитарное.
  • Проблемы с дорогами и унитарностью в России.
  • Средневековье не знало унитарных государств.

Истина и правда

1:53:56
  • Истина относительна и зависит от социального или культурного контекста.
  • Истина как ориентир, а не достижимая цель.
  • Позитивизм и его подход к изучению истории.

Влияние культуры на сознание

1:58:49
  • Культура Средневековья сформировала единое культурное сознание.
  • Европейские философы и их вклад в культурное наследие.
  • Проблема глобализации и её влияние на культурное сознание.

Европейский мир и глобализация

1:59:46
  • Европейский мир не смог и не сможет решить проблему глобализации.
  • Немецкие фантасты считали, что все идет к гуманизму, но это не так.
  • Прогресс и гуманизм переплетаются, но антигуманизм также существует.

Немецкая философская мысль

2:00:45
  • Немецкая философская мысль креативна, но не решила проблему глобализации.
  • Гегель считал, что Пруссия завершает историю, но это не так.
  • Немецкая мысль не смогла предсказать коммунизм.

Вопросы о языках и концептах

2:01:43
  • Вопрос о сложности языков, особенно китайского.
  • Обсуждение концепта нового средневековья и его полноты.
  • Концепт не полон, он открыт для наполнения и развития.

Различие между понятиями и концептами

2:04:40
  • Наука использует понятия, философия – концепты.
  • Историки часто используют понятия, что вызывает споры.
  • Евгеника и унитарность для России – это сказки.

Завершение и приглашение на стрим

2:06:39
  • Обсуждение поднятых тем и приглашение на следующий стрим.
  • Важность интерактивных методов образования.
  • Уважение к историкам и их работе с архивами.

Творчество и искусство

2:09:39
  • Стримы как творчество, близкое к современному искусству.
  • Важность эстетики и оформления обложек стримов.
  • Уважение к группе "Король и Шут" и благодарность зрителям.

Заключение и пожелания

2:12:37
  • Благодарность зрителям за участие и просвещение.
  • Приглашение на канал Андрея для дальнейших бесед.
  • Оптимизм в будущем страны благодаря неравнодушным людям.