В Париже, центре европейского и мирового революционного движения, рабочие были в основном ремесленниками, работающими в мастерских по производству предметов роскоши.
В Германии рабочие находились на полукрепостном положении, как уральские рабочие в России.
Иоганн Готтфрид Фихте, представитель немецкой классической философии, пришел к субъективному идеализму, утверждая, что сознание может творить историю и мироздание.
Маркс и Энгельс не миновали движения пролетариата и утопического социализма и коммунизма.
Утописты-социалисты первой половины XIX века (Сен-Симон, Фурье и Оуэн) были предшественниками марксизма, но они были аполитичны и не искали социальной опоры для своих идей.
Революционный коммунизм Бабефа и его последователей был непосредственным предшественником марксизма.
Программа манифеста коммунистической партии не была социалистической в нашем понимании.
В ней говорилось о превращении пролетариата в господствующий класс, национализации крупных земельных владений и банков, но не промышленности.
Программа включала общенациональные задачи, такие как объединение страны и повышение пролетариата до положения национального класса.
Коммунисты того времени мыслили себя как одну из пролетарских партий, обладающую преимуществами в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения.
Уходят из жизни Маркс и Энгельс, и их уход считается завершающим этапом формирования марксизма.
Владимир Ильич Ленин внес значительный вклад в развитие марксизма, разработав концепции общественно-экономических формаций, революционной ситуации, гегемонии пролетариата, демократической революции и империализма.
Он также сформулировал первое в истории философское определение материи в работе "Материализм и империотицизм".
Ленин считается не только революционером-практиком и великим политиком, но и великим философом и ученым, внесшим важный вклад в придание целостности новому мировоззрению.
Поэтому марксизм-ленинизм считается завершенным и целостным мировоззрением.