Введение 0:14 Людмила Алексеевна Черная, доктор исторических наук, профессор. Лекция посвящена антропологическому коду древнерусской культуры.
Принятие христианства на Руси 1:07 Принятие христианства в 988 году было насильственной мерой. Христианизация Руси проходила сложно, но постепенно формировался новый идеал человека. Новый человек должен был заменить ветхого человека.
Концепция нового человека 2:07 Митрополит Илларион в XI веке писал о замене ветхого человека новым. Новый человек облачается в христианскую одежду и припоясывается правдой. Переход от язычества к христианству занял XI-XIII века.
Душа и тело в христианстве 2:52 Язычник видел себя как тело, христианин - как душу. Тело считалось греховным, душа - божественной. Душа становится олицетворением человека, важнее всего остального.
Богословие и иконопись 4:52 Богословие в Древней Руси выражалось через иконопись и фрески. Душа наделялась качествами: разумная, словесная, бестелесная, бессмертная. Разум жил в душе, а не в теле.
Иерархия и время 6:52 Мир делился на невидимый и видимый, душа важнее тела. Время стало линейным, а не циклическим. Жизнь на земле считалась мимо идущей, а загробная жизнь - вечной.
Подготовка к вечности 10:40 Культура работала на подготовку души к вечности. Служение Богу и святым угодникам было важно для души. Литература делилась на душе полезную и душе вредную.
Естество человеческое 13:25 Естество человеческое понималось как сущность человека, а не тело. Душа безгрешна, так как вдунута Богом. Грех связан с плотскими помыслами и самовластием.
Самовластие и свободная воля 15:25 Самовластие как свободная воля человека высоко ценилось отцами церкви. Свободная воля может вести как к добру, так и к злу. В Древней Руси самовластие стало восприниматься как причина греховности.
Влияние Иоанна Дамаскина 16:25 Иоанн Дамаскин утверждал, что склонность к греху не в природе человека, а в его свободной воле. Русская церковь в XII-XIII веках считала, что самовластие ведет к греху. Формировалась культура нового человека, которому нужна душеполезная литература.
Перевод Библии и душеполезная литература 17:25 Библия была переведена на русский язык в 1663 году. Отдельные книги Библии были известны, но богослужебная литература и церковноучительные сочинения были более распространены. Эти тексты создавали фонд душеполезной литературы.
Жития святых 18:25 Жития святых были самым распространенным жанром древнерусской литературы. Они описывали становление души человека с самого рождения. Святой должен был рождаться от благородных родителей, чтобы пренебречь мирскими благами.
Внешняя и внутренняя красота 21:14 Внешняя красота считалась злом, в отличие от внутренней красоты души. Святой проявлял боголюбие, милосердие и смирение с детства. Внешняя красота противопоставлялась внутренней красоте души.
Чудеса и антигерои 22:14 Святой проявлял чудеса при жизни и после смерти. Антигерой описывался противоположно святому, с подлым рождением и безбожием. Пример: биография Тамерлана, который был воспринят как антигерой.
Влияние на летописание 26:14 Летописание подчинялось принципу душеполезности. Оценка событий включала христианские мотивы. Пример: описание мученической смерти Бориса и Глеба.
Иконопись и кризис средневековья 27:14 Иконопись достигала совершенства в XIV-XV веках. В XVI веке наступил период кризиса, связанный с отцветшей символикой и формальностью. Барокко стало символом многословности и повторения.
Чин и порядок 29:10 Чин как универсальное понятие, включающее миропорядок и иерархию. Чин освящен Богом и должен неукоснительно соблюдаться. Следование чи
Чин и культура в эпоху Ивана Грозного 30:10 Чин становится жесткой формой, в которую втискивается культура. Иконопись становится многословной и дробной. Создаются свадебные чины и другие ритуалы, такие как венчание на царство.
Кризис средневековой культуры и смутное время 32:02 В XVII веке происходят значительные перемены, вызванные смутным временем. Борис Годунов захватывает власть, но страна становится провинцией Польши. Смутное время заставляет русское общество проснуться и осознать отставание от Запада.
Переход от человека души к человеку разума 34:02 Формируется концепция человека разумного, а не души. Начинается изучение анатомии и античной медицины. Женское естество начинает рассматриваться иначе, с акцентом на красоту и материнство.
Разум и его роль в познании 38:02 Разум должен опираться на пять чувств для оценки реальности. Познание мира становится важнее угождения Богу. Разум становится главным инструментом для постижения мира и Бога.
Христианское мировоззрение и отношения с природой 42:51 Христианство ставит человека в соотношение с Богом, а не с природой. В петровское время зафиксированы случаи языческих обрядов у дуба. Языческие суеверия и остатки языческих представлений о человеке продолжают существовать.