ACADEMIA. Симон Шноль. У истоков молекулярной биологии. 1 лекция. Канал Культура

YOUTUBE · 30.11.2025 05:13

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:26
  • Шноль Симон Эльевич — биофизик, историк науки, профессор МГУ.
  • Область научных интересов: колебательные процессы в биологических системах, теории эволюции, космофизические корреляции биологических и физико-химических процессов.

Значение мысли в науке

1:04
  • В научной работе последнее столетие менее всего ценится мысль, а ценятся метод и результаты.
  • Пример будущего: исправление генов в поликлиниках.

История Григория Щуровского

2:47
  • В 1812 году на Бородинском поле погиб офицер, его сын остался без отца.
  • Сын был передан в воспитательный дом, где получил покровителя — Григория Щуровского.
  • Щуровский стал знаменитым геологом, создавшим отечественную геологию.

Идея всероссийских съездов

5:48
  • Карл Фёдорович Кеслер предложил организовать всероссийские съезды естествоиспытателей.
  • Первый съезд прошёл в 1867 году в Петербурге.
  • Съезды собрали вместе носителей мысли и науки, что стало важным событием в истории страны.

Личные впечатления

7:45
  • Шноль узнал о съездах от Тимофея Фасовского.
  • Он выписал труды всех съездов из библиотеки Московского университета.
  • Библиотекарь строго относилась к выдаче книг, но Шноль получил нетронутые тома.

Традиция съездов

11:04
  • Съезды собирались каждые три года.
  • Они объединяли учёных разных специальностей: математиков, физиков, географов, геологов, врачей и экономистов.
  • Царское правительство поддерживало съезды.

Юбилей Петра Великого

13:04
  • В 1872 году отмечалось 200-летие Петра Великого.
  • Подготовка к юбилею привела к важным научным достижениям.
  • Следующий герой — Анатолий Петрович Богданов.

Воспитание и таланты

13:26
  • Мальчик, возможно, сын крепостного, был взят на воспитание княгиней, которая хотела сделать из него монаха.
  • Несмотря на хорошее воспитание, мальчик не склонился к монашеству.
  • Профессор Богданов, зоолог из Московского университета, активно участвовал в общественном движении.

Организация съездов и музеев

14:26
  • Богданов организовал съезды и придумал Московский зоопарк и Политехнический музей.
  • Он вовлёк множество людей в эти проекты, используя юбилей Петра как предлог.
  • Для строительства музея Богданов собрал средства, выступая перед купцами и богатыми людьми.

Лекционная аудитория

16:09
  • В Политехническом музее была создана лекционная аудитория, где профессоры читали открытые лекции.
  • Эти лекции оказали значительное влияние на будущих учёных, включая Николая Кольцова, Николая Вавилова и Николая Тимофеева-Ресовского.

Девятый съезд и доклад Колли

18:09
  • На девятом съезде химик Александр Андреевич Колли выступил с докладом, в котором заявил, что не понимает, как в маленькой клетке может уместиться огромное число признаков.
  • Колли поставил вопрос о материальных носителях наследственности, вызвав недовольство аудитории.

Влияние доклада на Николая Кольцова

22:22
  • Николай Кольцов был потрясён докладом Колли и начал искать ответ на его вопрос.
  • Революционные события в университете отвлекали Кольцова от научной работы.
  • Кольцов включился в революционную деятельность, что привело к конфликту с его учителем Михаилом Александровичем Мензбиным.

Конфликт и изгнание

25:20
  • Мензбин обнаружил, что Кольцов хранит революционную литературу в Зоологическом музее, и выгнал его из университета.
  • Несмотря на изгнание, Кольцов продолжил свою научную деятельность, став знаменитым лектором на высших женских курсах.

Высший женский курс и Христофор Семёнович Леденцов

26:26
  • Высший женский курс стал популярным среди женщин и мужчин.
  • Христофор Семёнович Леденцов — богатейший промышленник России, обучавшийся в Париже.
  • Леденцов оставил завещание, в котором просил упоминать его имя в контексте поддержки науки.

Завещание Леденцова и его наследие

27:18
  • Леденцов заболел туберкулёзом в 1895 году и написал завещание.
  • Его состояние было значительно больше Нобелевского.
  • Леденцов пожелал, чтобы его имя упоминалось в контексте поддержки науки, а не для получения Нобелевской премии.

Леденцовское общество и его деятельность

30:11
  • После смерти Леденцова было образовано Леденцовское общество для поддержки науки.
  • Общество нарушило волю Леденцова и назвало себя его именем.
  • На средства общества были построены институты, финансировались работы Павлова и Игнатьевой.

Университет Шанявского и Николай Кольцов

31:31
  • Альфонс Леонович Шанявский и его супруга Лидия Алексеевна вложили средства в строительство университета.
  • Университет сочетал лекционную и лабораторную деятельность.
  • Кольцов получил кафедру экспериментальной зоологии в университете Шанявского.

Матричный принцип наследственной информации

32:30
  • Кольцов сформулировал матричный принцип наследственной информации.
  • ДНК в клетке содержит информацию, эквивалентную 50 томам Большой советской энциклопедии.
  • Размножение происходит по аналогии с типографией, а изменчивость — из-за случайных изменений в молекулах.

Эволюционные идеи Кольцова

35:57
  • Кольцов утверждал, что биология имеет точную молекулярную основу.
  • Нечаянно изменённые тексты могут быть объектом естественного отбора.
  • Хорошие тексты дают потомство, плохие — приводят к гибели организма.

Лозунг Гарвея и его переформулировка Кольцовым

36:53
  • Гарвей утверждал, что всё живое происходит из яйца.
  • Кольцов переформулировал этот лозунг, подчёркивая его универсальность.

Введение в тему

37:38
  • Обсуждение концепции «омне вива э молекул».
  • Упоминание о потрясении студентов и важности биологии.

Карел Максимович Берр

37:47
  • Карел Максимович Берр — академик, эмбриолог, искавший яйцо млекопитающих.
  • Его потрясение при виде настоящего яйца после разреза собаки.

Николай Кольцов

39:31
  • Николай Кольцов — директор института экспериментальной биологии, открывший ответ обществу в 1927 году.
  • Его доклад на всесоюзном съезде гистологов и анатомов.

Воспоминания о докладе Кольцова

40:28
  • Рассказ пожилой дамы о докладе Кольцова: его внешний вид, уважение аудитории.
  • Замечание о том, что красавицы могут искажать восприятие исторических событий.

Школа Кольцова и современные проблемы

41:25
  • Школа Кольцова и её ученики.
  • Современные проблемы: отсутствие собраний, чтение в интернете, отношение к науке.

Отношение к науке в России

42:13
  • Критика отношения к науке в России.
  • Диаграмма, показывающая вклад России в мировую науку.
  • Важность продолжения лекций и улучшения отношения к науке.