История становления психологии как науки

YOUTUBE · 30.11.2025 08:53

Ключевые темы и таймкоды

Введение в историю психологии

0:00
  • Обсуждение истории становления психологии как науки.
  • Упоминание четырёх крупных этапов развития психологии.

Первый этап — понятие о душе

0:16
  • Первичный предмет психологии — душа.
  • Философские споры о первичности материи или духа.

Второй этап — сознание

1:03
  • Развитие естественных наук в XVII веке.
  • Трансформация предмета психологии в сознание.

Третий этап — поведение

1:43
  • Изучение поведения в начале XX века.
  • Возникновение множества направлений в психологии.

Четвёртый этап — современная психология

2:34
  • Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики.
  • Материалистический подход к пониманию психики.

Анимизм

3:14
  • Учение об анимизме: духи как движущие силы предметов.
  • Влияние анимизма на представления о паранормальности.

Гилозоизм и материализм

4:30
  • Переход от анимизма к гилозоизму.
  • Материалистический подход Демокрита и идеалистический подход Платона.

Демокрит и его концепция

5:28
  • Душа как материальное вещество из атомов огня.
  • Связь с современной атомистической моделью квантовой физики.

Платон и дуализм

6:22
  • Душа как самостоятельная субстанция по Платону.
  • Дуализм материального и духовного начал.

Учение Сократа

9:43
  • Сократическая беседа как метод познания истины.
  • Родоначальник психоанализа и метода интроспекции.

Аристотель и его вклад

11:46
  • Трактат о душе и функциональная взаимосвязь души и тела.
  • Разделение психологического знания на рациональное, чувственное и волевое.

Гиппократ и его достижения

12:57
  • Основоположник научной медицины и врачебной этики.
  • Представление о темпераментах и их обучении.

Темпераменты по Гиппократу

13:49
  • Гиппократ выделял четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, флегматический и холерический.
  • Темперамент определялся соотношением трёх жидкостей в организме: крови, слизи и желчи.
  • Происхождение терминов «холерик» и «меланхолик» связано с первичностью одной из жидкостей.

Вклад Галена

14:38
  • Гален расширил представления о физиологической основе психики и приблизился к понятию сознания.
  • Он разделил движения на произвольные и непроизвольные, что стало основой для будущих открытий о рефлексах.

Аристотель и рабство

15:43
  • Аристотель считал, что человек должен быть полноправным членом государства с равными правами.
  • Несмотря на это, он имел рабов, что было нормальным явлением для античного общества.

Средневековье и Фома Аквинский

16:37
  • В средневековой Европе философы перевели объект психологии в религиозную сферу.
  • Фома Аквинский пытался трансформировать учение Аристотеля о душе в рамках религиозных взглядов.

Эпоха Возрождения

18:08
  • Возрождение идей античности в Европе.
  • Влияние античной и восточной философии на формирование новых представлений в психологии.

Фрэнсис Бэкон и эксперимент

19:03
  • Фрэнсис Бэкон обосновал идею решающей роли эксперимента в научном познании.
  • Психология должна быть экспериментальной наукой, способной изучать и доказывать явления.

Рене Декарт и дуализм

20:06
  • Декарт заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания.
  • Дуализм Декарта: тело как автономный механизм и сознание как функция познания.

Бенедикт Спиноза и единство мира

21:59
  • Спиноза утверждал, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир.
  • Порядок и связь идей аналогичны порядку и связи вещей.

Лейбниц и бессознательная психика

22:53
  • Лейбниц ввёл понятие бессознательной психики.
  • В сознании субъекта идёт непрерывная работа психических сил в виде неосознаваемых восприятий.

Джон Локк и интроспекция

23:49
  • Локк проповедовал опытное происхождение структуры человеческого сознания.
  • Интроспекция — восприятие происходящего в уме.

Ассоциация по Локку

25:07
  • Ассоциация — связь идей в человеке, выстроенная в цепочку.
  • Воспоминание одной идеи активирует всю цепочку связанных с ней идей.

Христиан Вольф и термин «психология»

26:10
  • Вольф ввёл термин «психология» в научный оборот.
  • До него психология описывалась как философские представления о духовной и душевной жизни человека.

Изменения в исследованиях нервной системы

26:55
  • С конца XVIII по начало XIX века происходят крупные изменения в исследованиях нервной системы и физиологии.
  • Открытия в изучении головного мозга и органов чувств связаны с развитием медицины.
  • Теория эволюции Чарльза Дарвина объясняет общность телесного устройства человека и животных.

Влияние теории Дарвина на психологию

28:09
  • В дарвинизме первичным становится понятие поведения.
  • Возникают направления психологии: зоопсихология, генетическая психология, сравнительная психология.
  • Зоопсихология изучает закономерности поведения животных, их безусловные и условные реакции, инстинкты.

Экспериментальная психология Вильгельма Вундта

29:35
  • Вильгельм Вундт организует первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию в Лейпциге в 1879 году.
  • Лаборатория становится международным центром психологических исследований.
  • Начинается формирование методов тестов, опроса и других экспериментальных методов.

Становление экспериментальной психологии

30:30
  • Экспериментальная психология изучает человека на основе объективных действий и реальности.
  • В психологию вводятся математические методы оценки.
  • Происходит трансформация понятия психики и математических методов изучения психических явлений.

Третий этап развития психологии

31:53
  • Формируется концепция условных рефлексов и рефлекторного поведения.
  • Главным предметом психологии становится поведение человека.
  • Объяснение психической жизни и поступков человека через изучение его поведения.

Четвёртый этап развития психологии

32:50
  • Многообразие подходов к психологической науке.
  • Поиск единой концепции понимания психики.
  • Борьба между материалистической и идеалистической картинами мира.

Основные направления зарубежной психологии

34:05
  • Психоанализ: фрейдизм и неофрейдизм.
  • Бихевиоризм и необихевиоризм.
  • Гештальт-психология.

Психоанализ и его методы

35:52
  • Психоанализ объясняет динамику развития личности через бессознательные проявления.
  • Основные методы: анализ свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ симптоматических действий.
  • Зигмунд Фрейд — основоположник психоанализа.

Фрейдизм и психотерапия

39:07
  • Фрейдизм анализирует развитие и структуру личности.
  • Техника психотерапии помогает избавиться от проблем через вторичное отреагирование эмоций.
  • Фрейдизм актуален и исследуется до сих пор.

Последователи Фрейда

40:40
  • Последователи Фрейда: Карл Густав Юнг и Альфред Адлер.
  • Каждый из них создал своё направление в рамках психоаналитического направления.
  • Различия в подходах связаны с пониманием основ поведения и переживаний человека.

Неофрейдизм

41:07
  • Основоположники: Карн Хорни, Салливан, Эрик Фромм, Эриксон.
  • Карн Хорни изучала механизмы приспособления психики к окружающей действительности.
  • Эрик Фромм в работе «Бегство от свободы» рассматривал выбор между «многим быть» и «много иметь».

Концепция «многим быть» и «много иметь»

42:07
  • «Многим быть» означает быть значимым для окружающих благодаря своим достоинствам и взглядам.
  • «Много иметь» — иметь материальные блага и пытаться казаться значимым через них.
  • Эмоциональное переживание материально значимых вещей временно, после чего человек начинает оценивать свои поступки.

Бихевиоризм

43:58
  • Сводит изучение психической жизни к поведению и физиологическим реакциям.
  • Основатель: Джон Уотсон.
  • Модель: стимул — реакция, основанная на теории Павлова о рефлекторном поведении.

Необихевиоризм

46:55
  • Основатели: Эдуард Толман и Кристиан Холл.
  • Вводит промежуточную переменную: цели, намерения, переживания человека.
  • Сознание больше не считается «чёрным ящиком», появляются конструкты поведения.

Гештальт-психология

48:31
  • Главная идея: целостные структуры гештальты.
  • Представители: Вертхаймер, Мерковка, Келлер.
  • Задача гештальт-психолога — создать завершённую картину целостного представления.

Гуманистическая психология

49:34
  • Представители: Олпорт, Маслоу, Роджерс.
  • Психология направлена на человека и его творческие способности.
  • Основные положения: человек открыт миру, уникален и активен.

Вклад отечественных психологов

50:37
  • Родоначальники: физиологи и биологи.
  • Иван Михайлович Сеченов: описание психологических процессов с точки зрения физиологии.
  • Владимир Михайлович Бехтерев: развитие экспериментального направления в психологии.
  • Николай Николаевич Ланге: основатель экспериментальной психологии в России.

Открытие условно-рефлекторной связи

54:02
  • Иван Петрович Павлов: открытие условно-рефлекторной связи.
  • Объяснение взаимодействия материального с психическим через рефлексы.
  • Пример: первичный рефлекс отдергивание руки от горячей плиты.

Павел Петрович Блонский

55:05
  • Ввёл понятие о поведении живых существ в отечественной психологии.
  • Выступал за комплексный подход к изучению личности.
  • Сформировал генетическую теорию памяти.

Генетическая теория памяти

55:46
  • Память может быть генетически обусловлена.
  • Люди усваивают социальный опыт через генетические задатки.
  • Животные каждый раз «открывают» мир заново.

Лидия Ильинична Бажович

56:40
  • Исследовала педагогическую и детскую психологию.
  • Разрабатывала проблемы возрастной психологии и периодизации развития.

Лев Семёнович Выготский

57:30
  • Создатель культурно-исторического подхода.
  • Открыл процесс интериоризации деятельности.
  • Концепция зон ближайшего и актуального развития.

Пётр Яковлевич Гальперин

58:18
  • Концепция формирования умственных действий и способностей.
  • Дифференциальная диагностика интеллектуального развития ребёнка.
  • Экспериментальное исследование интеллектуального развития.

Александр Владимирович Запорожец

59:01
  • Теория перцептивных действий в онтогенетическом аспекте.
  • Влияние физиологических процессов на познание мира.

Алексей Николаевич Леонтьев

59:34
  • Развитие идей Выготского и разработка теории деятельностной обоснованности действий.
  • Субъектно-деятельностный подход Рубинштейна.

Борис Фёдорович Ломов

1:00:30
  • Основы инженерной психологии и методологии психологии.
  • Психолог должен не только изучать, но и изменять ситуацию.

Александр Романович Лурия

1:01:18
  • Основоположник нейропсихологии.
  • Работы с пострадавшими от ранений головного мозга.
  • Метод ассоциативной игры для изучения психических явлений.

Вольф Соломонович Мерлин

1:03:47
  • Дифференциальная психология и психофизиология.
  • Изучение различий между мужчинами и женщинами.

Сергей Леонидович Рубинштейн

1:04:44
  • Деятельностный подход к психологии.
  • Принципы детерминизма и личностного подхода.
  • Субъектно-деятельностный подход в современной психологии.

Борис Михайлович Теплов

1:05:37
  • Изучение индивидуальных различий и концепция психологических способностей.
  • Разработка тестов на основе этой концепции.

Даниил Борисович Эльконин

1:05:58
  • Периодизация возрастного развития и основные концепции детской психологии.
  • Актуальность идей Эльконина в современной детской психологии.

Будущее психологии

1:06:45
  • Неизученные области психики и мозга.
  • Противоречивые открытия и новый путь развития психологии.

Заключение

1:07:18
  • Анонс будущих занятий по психическим процессам.
  • Практические рекомендации для развития психологических процессов.