Введение в историю психологии 0:00 Обсуждение истории становления психологии как науки. Упоминание четырёх крупных этапов развития психологии.
Первый этап — понятие о душе 0:16 Первичный предмет психологии — душа. Философские споры о первичности материи или духа.
Второй этап — сознание 1:03 Развитие естественных наук в XVII веке. Трансформация предмета психологии в сознание.
Третий этап — поведение 1:43 Изучение поведения в начале XX века. Возникновение множества направлений в психологии.
Четвёртый этап — современная психология 2:34 Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики. Материалистический подход к пониманию психики.
Анимизм 3:14 Учение об анимизме: духи как движущие силы предметов. Влияние анимизма на представления о паранормальности.
Гилозоизм и материализм 4:30 Переход от анимизма к гилозоизму. Материалистический подход Демокрита и идеалистический подход Платона.
Демокрит и его концепция 5:28 Душа как материальное вещество из атомов огня. Связь с современной атомистической моделью квантовой физики.
Платон и дуализм 6:22 Душа как самостоятельная субстанция по Платону. Дуализм материального и духовного начал.
Учение Сократа 9:43 Сократическая беседа как метод познания истины. Родоначальник психоанализа и метода интроспекции.
Аристотель и его вклад 11:46 Трактат о душе и функциональная взаимосвязь души и тела. Разделение психологического знания на рациональное, чувственное и волевое.
Гиппократ и его достижения 12:57 Основоположник научной медицины и врачебной этики. Представление о темпераментах и их обучении.
Темпераменты по Гиппократу 13:49 Гиппократ выделял четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, флегматический и холерический. Темперамент определялся соотношением трёх жидкостей в организме: крови, слизи и желчи. Происхождение терминов «холерик» и «меланхолик» связано с первичностью одной из жидкостей.
Вклад Галена 14:38 Гален расширил представления о физиологической основе психики и приблизился к понятию сознания. Он разделил движения на произвольные и непроизвольные, что стало основой для будущих открытий о рефлексах.
Аристотель и рабство 15:43 Аристотель считал, что человек должен быть полноправным членом государства с равными правами. Несмотря на это, он имел рабов, что было нормальным явлением для античного общества.
Средневековье и Фома Аквинский 16:37 В средневековой Европе философы перевели объект психологии в религиозную сферу. Фома Аквинский пытался трансформировать учение Аристотеля о душе в рамках религиозных взглядов.
Эпоха Возрождения 18:08 Возрождение идей античности в Европе. Влияние античной и восточной философии на формирование новых представлений в психологии.
Фрэнсис Бэкон и эксперимент 19:03 Фрэнсис Бэкон обосновал идею решающей роли эксперимента в научном познании. Психология должна быть экспериментальной наукой, способной изучать и доказывать явления.
Рене Декарт и дуализм 20:06 Декарт заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Дуализм Декарта: тело как автономный механизм и сознание как функция познания.
Бенедикт Спиноза и единство мира 21:59 Спиноза утверждал, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир. Порядок и связь идей аналогичны порядку и связи вещей.
Лейбниц и бессознательная психика 22:53 Лейбниц ввёл понятие бессознательной психики. В сознании субъекта идёт непрерывная работа психических сил в виде неосознаваемых восприятий.
Джон Локк и интроспекция 23:49 Локк проповедовал опытное происхождение структуры человеческого сознания. Интроспекция — восприятие происходящего в уме.
Ассоциация по Локку 25:07 Ассоциация — связь идей в человеке, выстроенная в цепочку. Воспоминание одной идеи активирует всю цепочку связанных с ней идей.
Христиан Вольф и термин «психология» 26:10 Вольф ввёл термин «психология» в научный оборот. До него психология описывалась как философские представления о духовной и душевной жизни человека.
Изменения в исследованиях нервной системы 26:55 С конца XVIII по начало XIX века происходят крупные изменения в исследованиях нервной системы и физиологии. Открытия в изучении головного мозга и органов чувств связаны с развитием медицины. Теория эволюции Чарльза Дарвина объясняет общность телесного устройства человека и животных.
Влияние теории Дарвина на психологию 28:09 В дарвинизме первичным становится понятие поведения. Возникают направления психологии: зоопсихология, генетическая психология, сравнительная психология. Зоопсихология изучает закономерности поведения животных, их безусловные и условные реакции, инстинкты.
Экспериментальная психология Вильгельма Вундта 29:35 Вильгельм Вундт организует первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию в Лейпциге в 1879 году. Лаборатория становится международным центром психологических исследований. Начинается формирование методов тестов, опроса и других экспериментальных методов.
Становление экспериментальной психологии 30:30 Экспериментальная психология изучает человека на основе объективных действий и реальности. В психологию вводятся математические методы оценки. Происходит трансформация понятия психики и математических методов изучения психических явлений.
Третий этап развития психологии 31:53 Формируется концепция условных рефлексов и рефлекторного поведения. Главным предметом психологии становится поведение человека. Объяснение психической жизни и поступков человека через изучение его поведения.
Четвёртый этап развития психологии 32:50 Многообразие подходов к психологической науке. Поиск единой концепции понимания психики. Борьба между материалистической и идеалистической картинами мира.
Основные направления зарубежной психологии 34:05 Психоанализ: фрейдизм и неофрейдизм. Бихевиоризм и необихевиоризм. Гештальт-психология.
Психоанализ и его методы 35:52 Психоанализ объясняет динамику развития личности через бессознательные проявления. Основные методы: анализ свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ симптоматических действий. Зигмунд Фрейд — основоположник психоанализа.
Фрейдизм и психотерапия 39:07 Фрейдизм анализирует развитие и структуру личности. Техника психотерапии помогает избавиться от проблем через вторичное отреагирование эмоций. Фрейдизм актуален и исследуется до сих пор.
Последователи Фрейда 40:40 Последователи Фрейда: Карл Густав Юнг и Альфред Адлер. Каждый из них создал своё направление в рамках психоаналитического направления. Различия в подходах связаны с пониманием основ поведения и переживаний человека.
Неофрейдизм 41:07 Основоположники: Карн Хорни, Салливан, Эрик Фромм, Эриксон. Карн Хорни изучала механизмы приспособления психики к окружающей действительности. Эрик Фромм в работе «Бегство от свободы» рассматривал выбор между «многим быть» и «много иметь».
Концепция «многим быть» и «много иметь» 42:07 «Многим быть» означает быть значимым для окружающих благодаря своим достоинствам и взглядам. «Много иметь» — иметь материальные блага и пытаться казаться значимым через них. Эмоциональное переживание материально значимых вещей временно, после чего человек начинает оценивать свои поступки.
Бихевиоризм 43:58 Сводит изучение психической жизни к поведению и физиологическим реакциям. Основатель: Джон Уотсон. Модель: стимул — реакция, основанная на теории Павлова о рефлекторном поведении.
Необихевиоризм 46:55 Основатели: Эдуард Толман и Кристиан Холл. Вводит промежуточную переменную: цели, намерения, переживания человека. Сознание больше не считается «чёрным ящиком», появляются конструкты поведения.
Гештальт-психология 48:31 Главная идея: целостные структуры гештальты. Представители: Вертхаймер, Мерковка, Келлер. Задача гештальт-психолога — создать завершённую картину целостного представления.
Гуманистическая психология 49:34 Представители: Олпорт, Маслоу, Роджерс. Психология направлена на человека и его творческие способности. Основные положения: человек открыт миру, уникален и активен.
Вклад отечественных психологов 50:37 Родоначальники: физиологи и биологи. Иван Михайлович Сеченов: описание психологических процессов с точки зрения физиологии. Владимир Михайлович Бехтерев: развитие экспериментального направления в психологии. Николай Николаевич Ланге: основатель экспериментальной психологии в России.
Открытие условно-рефлекторной связи 54:02 Иван Петрович Павлов: открытие условно-рефлекторной связи. Объяснение взаимодействия материального с психическим через рефлексы. Пример: первичный рефлекс отдергивание руки от горячей плиты.
Павел Петрович Блонский 55:05 Ввёл понятие о поведении живых существ в отечественной психологии. Выступал за комплексный подход к изучению личности. Сформировал генетическую теорию памяти.
Генетическая теория памяти 55:46 Память может быть генетически обусловлена. Люди усваивают социальный опыт через генетические задатки. Животные каждый раз «открывают» мир заново.
Лидия Ильинична Бажович 56:40 Исследовала педагогическую и детскую психологию. Разрабатывала проблемы возрастной психологии и периодизации развития.
Лев Семёнович Выготский 57:30 Создатель культурно-исторического подхода. Открыл процесс интериоризации деятельности. Концепция зон ближайшего и актуального развития.
Пётр Яковлевич Гальперин 58:18 Концепция формирования умственных действий и способностей. Дифференциальная диагностика интеллектуального развития ребёнка. Экспериментальное исследование интеллектуального развития.
Александр Владимирович Запорожец 59:01 Теория перцептивных действий в онтогенетическом аспекте. Влияние физиологических процессов на познание мира.
Алексей Николаевич Леонтьев 59:34 Развитие идей Выготского и разработка теории деятельностной обоснованности действий. Субъектно-деятельностный подход Рубинштейна.
Борис Фёдорович Ломов 1:00:30 Основы инженерной психологии и методологии психологии. Психолог должен не только изучать, но и изменять ситуацию.
Александр Романович Лурия 1:01:18 Основоположник нейропсихологии. Работы с пострадавшими от ранений головного мозга. Метод ассоциативной игры для изучения психических явлений.
Вольф Соломонович Мерлин 1:03:47 Дифференциальная психология и психофизиология. Изучение различий между мужчинами и женщинами.
Сергей Леонидович Рубинштейн 1:04:44 Деятельностный подход к психологии. Принципы детерминизма и личностного подхода. Субъектно-деятельностный подход в современной психологии.
Борис Михайлович Теплов 1:05:37 Изучение индивидуальных различий и концепция психологических способностей. Разработка тестов на основе этой концепции.
Даниил Борисович Эльконин 1:05:58 Периодизация возрастного развития и основные концепции детской психологии. Актуальность идей Эльконина в современной детской психологии.
Будущее психологии 1:06:45 Неизученные области психики и мозга. Противоречивые открытия и новый путь развития психологии.
Заключение 1:07:18 Анонс будущих занятий по психическим процессам. Практические рекомендации для развития психологических процессов.