Лиотар и ответ на вопрос: что такое постмодерн? (М. Неаполитанский)

YOUTUBE · 24.11.2025 06:03

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Обсуждение основных категорий постмодернизма, таких как перформативность и нарратив, и их влияния на понимание постмодернизма.
  • Упоминание о критике Хабермаса и его взглядах на просвещение.

Обсуждение текста

1:55
  • Обсуждение текста "Состояние постмодерна" и его влияния на освобождение от академических и репрессивных структур.
  • Обсуждение использования нарратива и дискурса в тексте и их различий.
  • Упоминание о коллеге Леонарда Фуко и его работе с дискурсами и пространствами.

Состояние постмодерна и его связь с философией

6:51
  • Леотар описывает состояние постмодерна как процесс, который вводит в атаку и описывает как противоположность состоянию постмодерна, описанному в учебнике философии.
  • Бруно Латур, последователь Леотара, вводит модус высказываний "дабл клик", который означает ссылку на авторитетный источник.

Лебедальная экономика и ее связь с желанием

11:20
  • Леотар работает с концептом желания и освобождает его от психоаналитических коннотаций.
  • В лебедальной экономике желание становится основой для обмена телами и их циркуляции.

Сравнение восприятия тела у Ницше и Леотара

14:51
  • Ницше воспринимает тело как пространство соперничества и тяжести, в то время как Леотар видит тело как ленту, которая поддается развертыванию.
  • Леотар сравнивает свое восприятие тела с метафорой разрезания тела, которое позволяет почувствовать себя перед миром.

Состояние постмодерна

18:19
  • В видео обсуждается состояние постмодерна и его влияние на желание и взаимодействие с сознанием.
  • Упоминается влияние Мерло Понте на постмодернизм и его влияние на философию.

Состояние постмодерна и нарративы

21:54
  • Обсуждается, что состояние постмодерна предполагает взаимодействие с сознанием и борьбу с системой знаний.
  • Упоминается пример человека энциклопедии и его стремление к созданию единого повествования о мире.

Восприятие науки и смена нарративов

25:44
  • Обсуждается восприятие науки и смена энциклопедичности на детализацию и разделение.
  • Упоминается, что леотар совершил подрыв оснований и поставил проблему оснований в философии 20 века.

Сомнение и мета-нарративы

28:37
  • Обсуждается важность сомнения и утраты оснований для развития и восприятия знаний.
  • Упоминается вопрос о том, кто решает, что есть знания и кто знает, что нужно решать.

Институции и знание

30:06
  • Обсуждение вопроса о том, кто решает, что является знанием и кто его решает.
  • Упоминание о том, что знание может дестабилизироваться и измениться, и это может быть связано с продуктивностью, энергоемкостью и измеряемостью.

Философское знание и его распространение

35:34
  • Обсуждение того, как философское знание может быть медийным и распространяться через лекции, книги и другие формы.
  • Упоминание о том, что фигура философа может быть экспертом в определенных областях и иметь право на мета-нарративы.

Знание и власть

38:55
  • Обсуждение того, как знание и власть могут быть связаны и как это может быть проблематичным для философии.
  • Упоминание о том, что знание может быть силой и что знание может быть репрессивным.

Критика марксизма и знания

40:13
  • Автор обсуждает, как марксистская критика может быть использована для анализа знания и науки.
  • Он подчеркивает, что знание и наука могут быть разделены на профанную науку, которая является одномерной и ориентированной на интересы одного класса, и на знание, которое является целостным и всеобъемлющим.

Фрагментация знания и институции

41:14
  • Автор обсуждает, как знание может быть фрагментировано и как это может быть связано с институциями и их развитием.
  • Он также упоминает, что знание может быть использовано для верификации и поддержки различных взглядов и подходов.

Консенсус и нарушение консенсуса

43:58
  • Автор обсуждает идею консенсуса и его роль в обществе.
  • Он утверждает, что консенсус может быть навязан и может привести к стагнации, и что нарушение консенсуса может быть необходимым для движения общества вперед.
  • Он также обсуждает, как западные взгляды и институции могут навязывать свои взгляды и подходы другим культурам и обществам.

Обсуждение знания и власти

46:15
  • Обсуждение связи знания и власти, а также влияния на общество.
  • Упоминание о книге "Леотар и его время" и ее влиянии на философию науки.

Критика и восприятие науки

50:02
  • Обсуждение критики науки и знания, а также их восприятия.
  • Упоминание о том, что знание может быть обесценено и что это может привести к репрессиям.

Языковые игры и их влияние на реальность

53:34
  • Обсуждение важности языковых игр и их влияния на реальность.
  • Упоминание о том, что люди могут создавать себе любую историю и жить в ней.

Социальная сконструированность и постмодерн

57:49
  • Обсуждение социальной сконструированности и перформативности языка, которые могут быть обнаружены в различных аспектах жизни.
  • Упоминание о работе Джудит Батлер, которая критикует перформативность и социальную сконструированность.

Крах метанарратива и постмодерн

1:00:44
  • Обсуждение краха метанарратива и состояния постмодерна, которые могут быть связаны с утопичностью проекта модерна.
  • Упоминание о том, что знание может измеряться пользой, но это не всегда полезно.

Верификация знания и постмодерн

1:03:39
  • Обсуждение того, как верификация знания может быть поломана и как это связано с новыми способами верификации.
  • Упоминание о том, что знание может быть измерено в пользу, но это не всегда так.

Леонард и его взгляды на знание

1:06:10
  • Обсуждение того, что Леонард считал, что знание измеряется в пользу, но он также выступал против энциклопедичности и считал, что мы должны научиться ориентироваться в знаниях и уметь выходить за пределы.

Мета-нарративы и их влияние на общество

1:08:14
  • Обсуждение мета-нарративов и их влияния на общество, особенно в контексте науки и образования.
  • Упоминается книга "Состояние постмодерна" Леота, где автор обсуждает состояние науки и ее влияние на общество.

Атомизация сообществ и их связь с мета-нарративами

1:12:03
  • Обсуждение проблемы атомизации сообществ и их связи с мета-нарративами.
  • Упоминается книга Ольги Шпараги "Сообщество после Холокоста", где автор анализирует безопасность тел и их связь с сообществами.

Освободительный проект и его связь с мета-нарративами

1:15:27
  • Обсуждение освободительного проекта и его связи с мета-нарративами.
  • Упоминается важность собственного жизненного опыта и его легитимизации.
  • Упоминается работа Фредерика Джейсона "Постмодернистская или культурная логика позднего капитализма".