Треногов А. В. "Зеркальные нейроны" в психологическом консультировании

YOUTUBE · 23.11.2025 06:58

Ключевые темы и таймкоды

Введение и образование

0:14
  • Андрей, медицинский психолог и врач-психиатр, делится своим опытом.
  • Он помогает людям быстро усваивать материал, что вызывает у него удовольствие.
  • Андрей считает, что его работа связана с волшебством и архетипами.

Влияние лекций и исследований

1:27
  • Андрей учился у Виктора Михайловича Ахвердова и Черниговской.
  • Он считает, что мир воспринимается через рецепторы и сознание.
  • Наука подтверждает, что мы воспринимаем лишь малую часть информации.

Практическая тема и поток жизни

4:13
  • Андрей обсуждает, как клиенты описывают свою жизнь как поток.
  • Психотравмы могут остановить этот поток, вызывая ощущение застоя.
  • Психотерапия помогает восстановить этот поток.

Травматические склейки

5:26
  • Травматические склейки формируются из-за внешних событий.
  • Люди могут реагировать агрессивно, убегать или замирать.
  • Замирание проявляется как усталость и мышечная заморозка.

Вегетативная нервная система

7:49
  • Вегетативная нервная система регулирует состояние человека.
  • Симпатическая и парасимпатическая системы работают поочередно.
  • Травматические склейки могут всплывать в телесных и аудиальных образах.

Примеры из практики

9:20
  • Пример с девушкой, которая вспомнила случай с помидорами.
  • Травматические склейки могут поддерживаться адреналином.
  • Эти склейки могут жить своей жизнью и влиять на поведение.

Возвращение к целому

12:06
  • Травматические склейки стремятся вернуться к целому.
  • Окружающие события могут активировать эти склейки.
  • Глубокое расслабление может вызвать всплывание негативных воспоминаний.

Активация травм

13:02
  • Постановка большой цели активирует внутренние ресурсы.
  • Человек начинает испытывать тревогу и страх.
  • Внешние события могут активировать прошлые травмы.

Внешние проявления и восстановление

14:03
  • Человек становится агрессивным или испытывает страх.
  • Восстановление сопровождается воспоминаниями и телесными реакциями.
  • Мозг не различает внешние и внутренние события, что усиливает травму.

Пример с фантомными болями

15:54
  • Рамачандран предложил использовать зеркальные системы для лечения фантомных болей.
  • Препараты не помогают, но гипноз и психотерапия эффективны.
  • Пример из сериала "Доктор Хаус" иллюстрирует метод.

Работа с внутренними травмами

19:08
  • Внешние объекты используются для воздействия на внутренние травмы.
  • Важно работать с телом, звуками и образами.
  • Подсознательные травмы стремятся вернуться, поэтому важно помочь человеку войти в состояние коуча.

Состояние коуча

21:07
  • Состояние коуча включает центрированность и открытость.
  • Важно осознавать свои чувства и эмоции.
  • Процесс контейнирования помогает клиенту исцеляться.

Способы поддержания состояния

23:47
  • У каждого есть свои способы поддержания состояния.
  • Регулярные практики, такие как спорт или общение с друзьями, помогают сохранять стабильность.
  • Важно поддерживать баланс между работой и личной жизнью.

Введение в коуч-позицию

24:19
  • Обсуждение различных способов вхождения в коуч-позицию.
  • Упоминание сложных техник визуализации и их неэффективности в корпоративной среде.
  • Рекомендация использовать простые и понятные упражнения из образовательной кинезиологии.

Упражнения из образовательной кинезиологии

25:30
  • Описание упражнений, которые можно выполнять стоя или сидя.
  • Примеры упражнений: смена положения рук, дыхание с закрытыми глазами.
  • Важность многократного повторения упражнений для достижения эффекта.

Когерентное дыхание

28:51
  • Объяснение когерентного дыхания и его влияния на три основных центра мозга.
  • Описание работы энтерального мозга и его связи с эмоциональностью и когнитивными функциями.
  • Упражнение для синхронизации работы трех мозговых центров.

Практика когерентного дыхания

31:12
  • Инструкция по выполнению упражнения: сесть с прямой спиной, руки на животе и грудной клетке.
  • Описание процесса дыхания: глубокий вдох, выдох с закрытыми глазами, внимание на дыхании животом.
  • Рекомендации по выполнению упражнения три раза в день по две минуты.

Физиологическая синхронизация

34:27
  • Обсуждение физиологической синхронизации и её влияния на организм.
  • Упоминание исследований института математики сердца и их методов.
  • Примеры упражнений для синхронизации, включая опускание плеч и дыхание с напряжением.

Заключение

36:09
  • Обсуждение сильных и слабых позиций тела и их влияния на гормоны.
  • Важность дыхания и его связи с физиологическими процессами.
  • Рекомендации по использованию упражнений для улучшения состояния и синхронизации работы мозга.

Введение в зеркальные системы

37:05
  • Важно понять, в каком состоянии мы находимся для работы зеркальных систем.
  • Упражнение: сядьте так, как будто ничего нового не происходит, и ловите свою физиологию.
  • Войдите во вторую позицию и посмотрите на себя глазами клиента.

Состояние открытого разума

39:32
  • Сядьте так, будто вам не интересен говорящий, но интересно, о чем говорят.
  • Ловите свою физиологию и войдите во вторую позицию.
  • Посмотрите на себя глазами клиента.

Эпатическое слушание

40:41
  • Сядьте так, будто вам интересен клиент как личность.
  • Ловите свою физиологию и сместитесь во вторую позицию.
  • Посмотрите на себя глазами клиента.

Генеративное слушание

41:43
  • Останьтесь в эмпатическом слушании и начните замечать свои ощущения.
  • Ловите свои чувства и ощущения при этом.
  • Важно быть в неправильном состоянии для работы с собой.

Интервенции в терапии

43:37
  • Любая активность по направлению к клиенту называется интервенцией.
  • Жесткие интервенции остались в прошлом, сейчас используются мягкие методы.
  • Парадоксальная теория изменений: система меняется, когда мы признаем ее части и не пытаемся изменить.

Типы интервенций

46:48
  • Прямые интервенции: направлены на клиента, могут быть жесткими или мягкими.
  • Генеративный подход: внимание между терапевтом и клиентом, работа с уровнем клиента.
  • Важно замечать свои чувства, а не только чувства клиента.

Зеркальные нейроны

50:14
  • Зеркальные нейроны объясняют, почему мы подражаем друг другу.
  • Открытие произошло в 1993 году, но публикация заняла еще три года.
  • Исследования показали, что зеркальные нейроны активируются, когда мы видим или делаем что-то, что делают другие.

Примеры исследований

51:18
  • Пример с обезьяной, которая кусала мороженое, когда на нее смотрели.
  • Исследования показали, что зеркальные нейроны включаются, когда мы видим или делаем что-то, что делаем другие.
  • Это объясняет, почему мы можем уворачиваться от ударов в спорте.

Эмоции и зеркальные нейроны

54:39
  • Зеркальные нейроны также считывают эмоциональное состояние.
  • Исследования показали, что состояние начальника быстро передается всем сотрудникам.
  • Это объясняет, почему настроение сотрудников быстро стабилизируется.

Практическое упражнение

56:15
  • Участники должны отслеживать свои ощущения, когда говорят друг с другом.
  • Важно наблюдать за своими телесными реакциями и ощущениями.
  • Упражнение помогает понять, как зеркальные нейроны влияют на наше состояние.

Подстройка и работа с клиентами

1:02:05
  • Зеркальная подстройка не всегда подходит для работы с клиентами.
  • Естественная подстройка важна для целенаправленной работы.
  • Важно понимать, что мы чувствуем и хотим сделать, когда находимся рядом с клиентом.

Модель трех мозгов

1:04:30
  • Модель трех мозгов устарела, но удобна для описания.
  • Клиент воспринимает ситуацию иначе, чем психолог.
  • Психолог должен быть честным и самонастраиваться, чтобы работать эффективно.

Работа с зеркальными нейронами

1:06:21
  • Психолог работает с собой, не нарушая пространство клиента.
  • Обратная связь не всегда нужна, особенно в групповых сеансах.
  • Фокусирование и выявление телесной метафоры могут быть эффективными.

Книга Юджина

1:07:50
  • Книга Юджина исследовала, что делают успешные терапевты.
  • Важно чувствовать клиента и его ощущения.
  • Ощущаемое чувство клиента становится более реальным, чем диагностические оценки.

Выявление телесной метафоры

1:09:12
  • Выявление телесной метафоры помогает понять проблему или цель клиента.
  • Важно определить, где в теле находится это чувство, его плотность и цвет.
  • Процесс включает напряжение и расслабление тела для лучшего ощущения.

Практика выявления телесной метафоры

1:11:10
  • Участники выбирают проблему или цель для работы.
  • Важно найти удобное положение тела и расслабиться.
  • Определение места и характеристик ощущаемого чувства в теле.

Влияние зеркальных нейронов

1:17:44
  • Зеркальные нейроны считывают состояние друг друга.
  • Важно наблюдать за изменениями в телесной метафоре.
  • Процесс трансформации происходит постепенно, без спешки.

Влияние друг на друга

1:20:01
  • Люди влияют друг на друга независимо от желания.
  • Работая со своими ощущениями, психолог влияет на клиента.
  • Процесс изменения ощущаемого чувства у клиента и психолога происходит одновременно.

Работа с намерением

1:22:04
  • Вспомните свое изначальное намерение и заметьте разницу в восприятии.
  • Поблагодарите себя за работу и откройте себя для новых возможностей.

Трансформация и работа с детьми

1:23:12
  • Поднимите руки, если у вас произошла трансформация за короткое время.
  • Работа с детьми и животными через зеркальные нейроны.
  • Важно работать через себя, а не пытаться повлиять на других.

Настройка и работа с чувствами

1:25:19
  • Работайте с тем, что у вас есть, не добавляя лишнего.
  • Если клиент не чувствует, работайте с тем, что он предъявляет.
  • Важно найти и проработать травмирующие чувства.

Техника "Я вижу тебя"

1:27:59
  • Настройка релакса, центровка, выявление метафоры.
  • Используйте нейтральные слова для описания своих чувств.
  • Дыхание через ощущения помогает удерживать внимание.

Применение техники

1:29:46
  • Коррекция эмоциональных состояний и работа с травматическим опытом.
  • Выявление целей и ресурсов для достижения целей.
  • Осознанность и трансформация через себя.

Результаты и самоисцеление

1:31:40
  • Наблюдайте за своими ощущениями и работайте с ними.
  • Мышечное напряжение и боль могут уменьшаться или исчезать.
  • Люди часто начинают действовать после работы с собой.

Заключение

1:32:02
  • Больше информации можно найти на сайте автора.
  • Спасибо за внимание.