Пелевин как проект 0:00 Пелевин рассматривается как проект, а не как настоящий писатель. Его тексты анализируются для доказательства этого утверждения.
Ирония и стиль Пинчина 0:10 Пинчин создаёт новый вариант стиля Джойса, используя иронию Второй мировой войны. Его язык строится на частях предложений, которые превращаются в гипертекст.
Критерии настоящего писателя 1:53 Настоящий писатель владеет словесной характеристикой персонажей. Персонажи должны говорить в соответствии со своей психологией и временем. Пример из «Чапаева и пустоты» иллюстрирует недостаток реалистичности в диалогах.
Техника несобственно прямой речи у Чехова 6:10 Чехов использует технику несобственно прямой речи, создавая многоголосие. Авторская речь превращается в хор, помогая автору услышать мир через голоса героев.
Самодвижущийся сюжет 8:16 Сюжет должен развиваться сам по себе, без явного вмешательства автора. Искусство должно быть пропитано принципом мимесиса — подражания действительности.
Мастерство перевода 10:24 В советское время была хорошая школа перевода, но сейчас она утрачена. Знание французского языка помогает лучше понять русскую классику.
Лейтмотивы в «Даме с собачкой» 10:57 «Дама с собачкой» зашифрована французской фразой, указывающей на опыт главной героини. Чехов использует лейтмотивы еды и секса для создания эмоционального напряжения.
Эмоциональный монтаж в прозе 13:42 Чехов создаёт эмоциональный монтаж, используя неожиданные детали. Пример с собаками на бойне иллюстрирует важность ассоциативного монтажа.
Киноязык и интеллектуальная элита 15:10 Великие режиссёры создавали киноязык, основываясь на знании литературы, живописи и музыки. ВГИК ранее выпускал интеллектуальную элиту, такую как Тарковский и Кира Муратова.
Доильщик змей 16:20 Обсуждение профессии доильщика змей. У змей нет молока, они не любят молоко. Доить змей — значит добывать их яд.
Заработок доильщика змей 17:18 В Южной Америке доильщик змей зарабатывает около 2500 долларов. Стоимость яда зависит от вида змеи: один грамм яда африканского бум, сланга или североафриканского стройного аспида может стоить до 10 000 долларов. Существуют также доильщики пауков, например, чёрной вдовы, чей яд стоит от 10 000 долларов за грамм.
Реальность профессий 18:15 Доение змей и пауков — реальные профессии. Упоминание о доении шмелей в будущем.
Советская школа кино 19:13 Обсуждение сильной школы редакторов в советском кино. Роль художественной цензуры и культурного тренинга во ВГИКе.
Анализ фильма «Иваново детство» 20:12 Пример использования библейского текста в фильме Андрея Тарковского. Концовка фильма как сон мёртвого мальчика, символизирующий рай и зло.
Влияние кино на бессознательное 21:54 Кино воздействует на бессознательное зрителя. Понимание большого текста приходит не сразу.
Образование и литература 22:47 Критика современного образования, ориентированного на кроссворды. Пример из практики преподавания литературы в сельской школе.
Влияние литературы на личность 27:18 Литература не должна делать человека хорошим. Искусство может сделать человека другим, но не лучше или хуже.
Искусство и садизм 28:58 Пример Гейнриха, шефа гестапо, который музицировал во время пыток. Противоречивость человеческой психики: сентиментальность и садизм могут сосуществовать.
Странности человеческой психики 30:41 Человеческая психика — удивительная тайна. Спор с учительницей о романтизме и авторитаризме.
Романтики и их темы 31:32 Юрий Лотман в учебнике для восьмого класса пишет, что главным героем романтиков является демон, а главная тема — восстание ангелов. Романтики любили барокко, которое считается безобразным, и поклонялись дьяволу, в отличие от просветителей, поклоняющихся свету и Богу. Примеры романтических произведений: «Эликсиры сатаны», «Влюблённый дьявол», «Мемуары дьявола», «Демон» Лермонтова.
Лирика Пушкина 32:22 Белинский считал, что лирику Пушкина можно использовать для воспитания человека. Монолог Вальсингама из «Пира во время чумы» иллюстрирует тему упоения в бою и убийства. Упоминание запаха напалма и войны в контексте монолога.
Встреча с Копполой 33:22 Обсуждение фильма Копполы на закрытом просмотре в Москве. Публика разделилась на сторонников и противников фильма. Коппола выражает своё мнение о романе Флобера «Воспитание чувств».
Гении и графомания 34:59 Обсуждение права гения на графоманию и наоборот. Пример Кафки, чьи произведения современники воспринимали как графоманию. Важность опыта и времени для понимания произведений.
«Космическая одиссея 2001 года» 37:08 Разговор о фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Восприятие фильма как графомании при его выходе. Влияние фильма на создание современного хай-тека.
Автограф Копполы 40:35 Попытка взять автограф у Копполы. Восхищение Копполы красотой ручки. Размышления о восприятии мира гениями.
«Апокалипсис сегодня» как антивоенное высказывание 41:20 Фильм рассматривается не только как антивоенное произведение, но и как напоминание о стыдливой смерти. Филипп Арьес в своей книге «Человек перед лицом смерти» подчёркивает, что люди стыдятся смерти. Марлон Брандо в фильме выражает отношение к смерти: «Убей меня, служи смерти».
«Крёстный отец» и его интерпретация 42:22 Обсуждение первых двух частей «Крёстного отца», особенно первой, которая считается более значимой. Фильм не просто про мафию, а о влиянии власти на человека. Тёмные сцены и исповеди подчёркивают глубину переживаний персонажей.
Символика тьмы и света в «Крёстном отце» 44:43 Тёмный фон и крупный план создают атмосферу исповеди. Переход от тьмы к свету символизирует контраст между светом и тьмой. Музыка Феллини подчёркивает тему власти и её развращающего влияния.
Семья и власть в «Крёстном отце» 47:05 Майкл Корлеоне сначала отвергает тьму, но постепенно становится частью семьи. Бандиты представлены как заботливые отцы, но их действия противоречат этому образу. Наёмный убийца, убивший ребёнка, остаётся отвергнутым семьёй.
Сериалы как визуальные книги 49:37 Сериалы могут быть интерпретацией книг и занимать нишу главного досуга. Пример успешного сериала — «Мэдмен» Мэттью Вайнера. «Твин Пикс» Дэвида Линча считается шедевром, который изменил восприятие сериалов.
Анти-гангстерский эпос в «Клане Сопрано» 53:10 «Клан Сопрано» создаёт анти-гангстерский эпос, показывая гангстеров как больных людей. Романтизм зла в «Крёстном отце» сочетается с ужасом и восхищением. Майкл Корлеоне заключает договор с дьяволом, становясь частью семьи.
Влияние сериалов на восприятие 54:07 Сериалы, такие как «Твин Пикс» и «Настоящий детектив», оказывают значительное влияние на зрителей. Первый сезон «Настоящего детектива» особенно интересен и страшен. Сериалы, связанные с «Фарго», также заслуживают внимания.
Роман-фельетон как предшественник сериалов 54:53 В XIX веке романы-фельетоны были популярны, их создавали Достоевский, Диккенс, Бальзак и Дюма. Примеры таких романов: «Граф Монте-Кристо» и «Холодный дом» Диккенса. «Холодный дом» повлиял на роман Кафки «Процесс».
Структура и особенности «Холодного дома» 55:51 Роман начинается с судебного заседания, где две ветви аристократического рода спорят о собственности. В произведении присутствуют абсурдные и таинственные персонажи, например, сумасшедшая дама с птицами. Непрекращающийся судебный процесс организует всю человеческую комедию.
Особенности романа-фельетона 59:30 Романы-фельетоны печатались в журналах и газетах главами. Писатели получали гонорары за каждую главу, что было выгодно. Бальзак писал по ночам, чтобы заработать на жизнь.
Взаимодействие с читателем 1:02:27 Писатели находились в постоянном общении с читателями, получая обратную связь. Роман-фельетон превращался в процесс, корректируемый читателем. Это создавало социальный феномен и вовлекало читателей в творчество.
Топ-5 сериалов 1:04:49 «Твин Пикс» Дэвида Линча: первые два сезона, которые оставляют много вопросов без ответов. «Во все тяжкие»: первый сезон как настоящий детектив. «Фарго»: рекомендуется смотреть вместе с фильмом «Огонь, иди за мной». Первые три сезона «Игры престолов»: аллюзии к германо-скандинавскому эпосу и интересный сюжет.
Критика «Игры престолов» 1:07:38 Автор считает, что сериал следовало бы прервать на определённом моменте, когда начинают воскресать мёртвые. Подчёркивается, что первые три сезона «Игры престолов» — выдающиеся, но дальнейшие сезоны теряют свою силу.
Эмоциональный отклик и поэтика Виктора Гюго 1:08:18 Эмоциональный отклик порождает гипертекст и теории. Поэтика Виктора Гюго основана на идее судьбы Ананке. Пример из «Отверженных»: Жан Вальжан наказан за нарушение слова.
Судьба Жан Вальжана 1:09:16 Жан Вальжан, 18-летний парень, разбивает витрину булочного магазина, чтобы накормить голодных детей своей сестры. За это он получает срок, который увеличивается после побега с каторги. Его сравнивают с Доном Корлеоне из «Крёстного отца».
«Блеск и нищета куртизанок» Бальзака 1:10:15 Роман Бальзака «Блеск и нищета куртизанок» перекликается с «Крёстным отцом» Марио Пьюзо. В романе описывается преступный мир Парижа и его глава — Врен. Врен планирует сделать Люсьена де Рюбампре «доном Корлеоне» для отмывания общака.
Тайный агент и переодевание 1:11:16 Тайный агент ФБР начинает подозревать неладное из-за переодевания Врена в рясу священника. Врен убил испанского епископа и использует его документы.
Влияние Уолта Уитмана 1:13:03 Главный герой в «Листьях травы» Уолта Уитмана размышляет о химии мира. Цитата из Уитмана: «Весь мир представляет из себя химию».
«Храброе сердце» и исторические неточности 1:14:33 Фильм «Храброе сердце» основан на исторических неточностях. Сравнение «Войны и мира» Толстого с «Властелином колец» Толкина.
Миф и история 1:15:15 «Война и мир» Толстого — это миф, а не история. Влияние Библии и Гомера на творчество Толстого. Экранизация Бондарчука как пример интерпретации мифа.
Интерпретация истории 1:16:56 История — это текст, интерпретируемый в настоящем. Нет объективной истории, только интерпретации.
Общности и факты 1:18:35 Алексей Лосев утверждал, что факты можно переиначить. Общности важнее фактов. Любовь как пример общности.
Влияние текстов на восприятие 1:19:50 Тексты вызывают у людей разные ощущения по сравнению с фильмами. Экранизации могут превосходить оригинальные тексты. Пример: «Форест Гамп» превосходит книгу.
Пример «Космической одиссеи» 1:20:39 Новелла Артура Кларка «Космическая одиссея» уступает экранизации Кубрика. Кубрик усиливает ключевые фразы и добавляет музыкальные элементы. Фильм интерпретируется как притча о судьбе и равенстве.
«Сияние» и «Заводной апельсин» 1:22:36 Фильм «Сияние» Кубрика самостоятелен и превосходит роман Кинга. «Заводной апельсин» Копполы не уступает роману Берджеса. Кубрик создаёт уникальные моменты, которые запоминаются навсегда.
Поэтика Кубрика 1:24:24 У Кубрика есть общая поэтика, которая проходит через всё его творчество. Большие художники создают целые миры в своих произведениях.
Шекспир и драматургические конфликты 1:25:09 Шекспир заимствовал сюжеты, но «Буря» может быть исключением. Миф о Бермудском треугольнике мог существовать до Шекспира.
Интертекстуальность в литературе 1:27:03 Многие произведения содержат цитаты из других текстов. Интертекстуальность делает произведения более сложными и глубокими. Примеры: «Евгений Онегин», «Москва — Петушки», «Ад» Данте.
Влияние чтения на творчество 1:30:05 Писатель сначала должен быть читателем, чтобы обогатить свой опыт. Чтение влияет на сознание и судьбу человека. Человек создаёт свои тексты в диалоге с другими текстами.
Язык и когнитивная революция 1:31:40 Язык отличает человека от животных и способствует когнитивной революции. Язык позволяет передавать сложные сообщения и создавать «сферу разума». Миф как форма выражения разума предпочтительнее истории.