Евгений Жаринов : воспитание искусством (Kuji Podcast 96)

YOUTUBE · 15.11.2025 09:59

Ключевые темы и таймкоды

Пелевин как проект

0:00
  • Пелевин рассматривается как проект, а не как настоящий писатель.
  • Его тексты анализируются для доказательства этого утверждения.

Ирония и стиль Пинчина

0:10
  • Пинчин создаёт новый вариант стиля Джойса, используя иронию Второй мировой войны.
  • Его язык строится на частях предложений, которые превращаются в гипертекст.

Критерии настоящего писателя

1:53
  • Настоящий писатель владеет словесной характеристикой персонажей.
  • Персонажи должны говорить в соответствии со своей психологией и временем.
  • Пример из «Чапаева и пустоты» иллюстрирует недостаток реалистичности в диалогах.

Техника несобственно прямой речи у Чехова

6:10
  • Чехов использует технику несобственно прямой речи, создавая многоголосие.
  • Авторская речь превращается в хор, помогая автору услышать мир через голоса героев.

Самодвижущийся сюжет

8:16
  • Сюжет должен развиваться сам по себе, без явного вмешательства автора.
  • Искусство должно быть пропитано принципом мимесиса — подражания действительности.

Мастерство перевода

10:24
  • В советское время была хорошая школа перевода, но сейчас она утрачена.
  • Знание французского языка помогает лучше понять русскую классику.

Лейтмотивы в «Даме с собачкой»

10:57
  • «Дама с собачкой» зашифрована французской фразой, указывающей на опыт главной героини.
  • Чехов использует лейтмотивы еды и секса для создания эмоционального напряжения.

Эмоциональный монтаж в прозе

13:42
  • Чехов создаёт эмоциональный монтаж, используя неожиданные детали.
  • Пример с собаками на бойне иллюстрирует важность ассоциативного монтажа.

Киноязык и интеллектуальная элита

15:10
  • Великие режиссёры создавали киноязык, основываясь на знании литературы, живописи и музыки.
  • ВГИК ранее выпускал интеллектуальную элиту, такую как Тарковский и Кира Муратова.

Доильщик змей

16:20
  • Обсуждение профессии доильщика змей.
  • У змей нет молока, они не любят молоко.
  • Доить змей — значит добывать их яд.

Заработок доильщика змей

17:18
  • В Южной Америке доильщик змей зарабатывает около 2500 долларов.
  • Стоимость яда зависит от вида змеи: один грамм яда африканского бум, сланга или североафриканского стройного аспида может стоить до 10 000 долларов.
  • Существуют также доильщики пауков, например, чёрной вдовы, чей яд стоит от 10 000 долларов за грамм.

Реальность профессий

18:15
  • Доение змей и пауков — реальные профессии.
  • Упоминание о доении шмелей в будущем.

Советская школа кино

19:13
  • Обсуждение сильной школы редакторов в советском кино.
  • Роль художественной цензуры и культурного тренинга во ВГИКе.

Анализ фильма «Иваново детство»

20:12
  • Пример использования библейского текста в фильме Андрея Тарковского.
  • Концовка фильма как сон мёртвого мальчика, символизирующий рай и зло.

Влияние кино на бессознательное

21:54
  • Кино воздействует на бессознательное зрителя.
  • Понимание большого текста приходит не сразу.

Образование и литература

22:47
  • Критика современного образования, ориентированного на кроссворды.
  • Пример из практики преподавания литературы в сельской школе.

Влияние литературы на личность

27:18
  • Литература не должна делать человека хорошим.
  • Искусство может сделать человека другим, но не лучше или хуже.

Искусство и садизм

28:58
  • Пример Гейнриха, шефа гестапо, который музицировал во время пыток.
  • Противоречивость человеческой психики: сентиментальность и садизм могут сосуществовать.

Странности человеческой психики

30:41
  • Человеческая психика — удивительная тайна.
  • Спор с учительницей о романтизме и авторитаризме.

Романтики и их темы

31:32
  • Юрий Лотман в учебнике для восьмого класса пишет, что главным героем романтиков является демон, а главная тема — восстание ангелов.
  • Романтики любили барокко, которое считается безобразным, и поклонялись дьяволу, в отличие от просветителей, поклоняющихся свету и Богу.
  • Примеры романтических произведений: «Эликсиры сатаны», «Влюблённый дьявол», «Мемуары дьявола», «Демон» Лермонтова.

Лирика Пушкина

32:22
  • Белинский считал, что лирику Пушкина можно использовать для воспитания человека.
  • Монолог Вальсингама из «Пира во время чумы» иллюстрирует тему упоения в бою и убийства.
  • Упоминание запаха напалма и войны в контексте монолога.

Встреча с Копполой

33:22
  • Обсуждение фильма Копполы на закрытом просмотре в Москве.
  • Публика разделилась на сторонников и противников фильма.
  • Коппола выражает своё мнение о романе Флобера «Воспитание чувств».

Гении и графомания

34:59
  • Обсуждение права гения на графоманию и наоборот.
  • Пример Кафки, чьи произведения современники воспринимали как графоманию.
  • Важность опыта и времени для понимания произведений.

«Космическая одиссея 2001 года»

37:08
  • Разговор о фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года».
  • Восприятие фильма как графомании при его выходе.
  • Влияние фильма на создание современного хай-тека.

Автограф Копполы

40:35
  • Попытка взять автограф у Копполы.
  • Восхищение Копполы красотой ручки.
  • Размышления о восприятии мира гениями.

«Апокалипсис сегодня» как антивоенное высказывание

41:20
  • Фильм рассматривается не только как антивоенное произведение, но и как напоминание о стыдливой смерти.
  • Филипп Арьес в своей книге «Человек перед лицом смерти» подчёркивает, что люди стыдятся смерти.
  • Марлон Брандо в фильме выражает отношение к смерти: «Убей меня, служи смерти».

«Крёстный отец» и его интерпретация

42:22
  • Обсуждение первых двух частей «Крёстного отца», особенно первой, которая считается более значимой.
  • Фильм не просто про мафию, а о влиянии власти на человека.
  • Тёмные сцены и исповеди подчёркивают глубину переживаний персонажей.

Символика тьмы и света в «Крёстном отце»

44:43
  • Тёмный фон и крупный план создают атмосферу исповеди.
  • Переход от тьмы к свету символизирует контраст между светом и тьмой.
  • Музыка Феллини подчёркивает тему власти и её развращающего влияния.

Семья и власть в «Крёстном отце»

47:05
  • Майкл Корлеоне сначала отвергает тьму, но постепенно становится частью семьи.
  • Бандиты представлены как заботливые отцы, но их действия противоречат этому образу.
  • Наёмный убийца, убивший ребёнка, остаётся отвергнутым семьёй.

Сериалы как визуальные книги

49:37
  • Сериалы могут быть интерпретацией книг и занимать нишу главного досуга.
  • Пример успешного сериала — «Мэдмен» Мэттью Вайнера.
  • «Твин Пикс» Дэвида Линча считается шедевром, который изменил восприятие сериалов.

Анти-гангстерский эпос в «Клане Сопрано»

53:10
  • «Клан Сопрано» создаёт анти-гангстерский эпос, показывая гангстеров как больных людей.
  • Романтизм зла в «Крёстном отце» сочетается с ужасом и восхищением.
  • Майкл Корлеоне заключает договор с дьяволом, становясь частью семьи.

Влияние сериалов на восприятие

54:07
  • Сериалы, такие как «Твин Пикс» и «Настоящий детектив», оказывают значительное влияние на зрителей.
  • Первый сезон «Настоящего детектива» особенно интересен и страшен.
  • Сериалы, связанные с «Фарго», также заслуживают внимания.

Роман-фельетон как предшественник сериалов

54:53
  • В XIX веке романы-фельетоны были популярны, их создавали Достоевский, Диккенс, Бальзак и Дюма.
  • Примеры таких романов: «Граф Монте-Кристо» и «Холодный дом» Диккенса.
  • «Холодный дом» повлиял на роман Кафки «Процесс».

Структура и особенности «Холодного дома»

55:51
  • Роман начинается с судебного заседания, где две ветви аристократического рода спорят о собственности.
  • В произведении присутствуют абсурдные и таинственные персонажи, например, сумасшедшая дама с птицами.
  • Непрекращающийся судебный процесс организует всю человеческую комедию.

Особенности романа-фельетона

59:30
  • Романы-фельетоны печатались в журналах и газетах главами.
  • Писатели получали гонорары за каждую главу, что было выгодно.
  • Бальзак писал по ночам, чтобы заработать на жизнь.

Взаимодействие с читателем

1:02:27
  • Писатели находились в постоянном общении с читателями, получая обратную связь.
  • Роман-фельетон превращался в процесс, корректируемый читателем.
  • Это создавало социальный феномен и вовлекало читателей в творчество.

Топ-5 сериалов

1:04:49
  • «Твин Пикс» Дэвида Линча: первые два сезона, которые оставляют много вопросов без ответов.
  • «Во все тяжкие»: первый сезон как настоящий детектив.
  • «Фарго»: рекомендуется смотреть вместе с фильмом «Огонь, иди за мной».
  • Первые три сезона «Игры престолов»: аллюзии к германо-скандинавскому эпосу и интересный сюжет.

Критика «Игры престолов»

1:07:38
  • Автор считает, что сериал следовало бы прервать на определённом моменте, когда начинают воскресать мёртвые.
  • Подчёркивается, что первые три сезона «Игры престолов» — выдающиеся, но дальнейшие сезоны теряют свою силу.

Эмоциональный отклик и поэтика Виктора Гюго

1:08:18
  • Эмоциональный отклик порождает гипертекст и теории.
  • Поэтика Виктора Гюго основана на идее судьбы Ананке.
  • Пример из «Отверженных»: Жан Вальжан наказан за нарушение слова.

Судьба Жан Вальжана

1:09:16
  • Жан Вальжан, 18-летний парень, разбивает витрину булочного магазина, чтобы накормить голодных детей своей сестры.
  • За это он получает срок, который увеличивается после побега с каторги.
  • Его сравнивают с Доном Корлеоне из «Крёстного отца».

«Блеск и нищета куртизанок» Бальзака

1:10:15
  • Роман Бальзака «Блеск и нищета куртизанок» перекликается с «Крёстным отцом» Марио Пьюзо.
  • В романе описывается преступный мир Парижа и его глава — Врен.
  • Врен планирует сделать Люсьена де Рюбампре «доном Корлеоне» для отмывания общака.

Тайный агент и переодевание

1:11:16
  • Тайный агент ФБР начинает подозревать неладное из-за переодевания Врена в рясу священника.
  • Врен убил испанского епископа и использует его документы.

Влияние Уолта Уитмана

1:13:03
  • Главный герой в «Листьях травы» Уолта Уитмана размышляет о химии мира.
  • Цитата из Уитмана: «Весь мир представляет из себя химию».

«Храброе сердце» и исторические неточности

1:14:33
  • Фильм «Храброе сердце» основан на исторических неточностях.
  • Сравнение «Войны и мира» Толстого с «Властелином колец» Толкина.

Миф и история

1:15:15
  • «Война и мир» Толстого — это миф, а не история.
  • Влияние Библии и Гомера на творчество Толстого.
  • Экранизация Бондарчука как пример интерпретации мифа.

Интерпретация истории

1:16:56
  • История — это текст, интерпретируемый в настоящем.
  • Нет объективной истории, только интерпретации.

Общности и факты

1:18:35
  • Алексей Лосев утверждал, что факты можно переиначить.
  • Общности важнее фактов.
  • Любовь как пример общности.

Влияние текстов на восприятие

1:19:50
  • Тексты вызывают у людей разные ощущения по сравнению с фильмами.
  • Экранизации могут превосходить оригинальные тексты.
  • Пример: «Форест Гамп» превосходит книгу.

Пример «Космической одиссеи»

1:20:39
  • Новелла Артура Кларка «Космическая одиссея» уступает экранизации Кубрика.
  • Кубрик усиливает ключевые фразы и добавляет музыкальные элементы.
  • Фильм интерпретируется как притча о судьбе и равенстве.

«Сияние» и «Заводной апельсин»

1:22:36
  • Фильм «Сияние» Кубрика самостоятелен и превосходит роман Кинга.
  • «Заводной апельсин» Копполы не уступает роману Берджеса.
  • Кубрик создаёт уникальные моменты, которые запоминаются навсегда.

Поэтика Кубрика

1:24:24
  • У Кубрика есть общая поэтика, которая проходит через всё его творчество.
  • Большие художники создают целые миры в своих произведениях.

Шекспир и драматургические конфликты

1:25:09
  • Шекспир заимствовал сюжеты, но «Буря» может быть исключением.
  • Миф о Бермудском треугольнике мог существовать до Шекспира.

Интертекстуальность в литературе

1:27:03
  • Многие произведения содержат цитаты из других текстов.
  • Интертекстуальность делает произведения более сложными и глубокими.
  • Примеры: «Евгений Онегин», «Москва — Петушки», «Ад» Данте.

Влияние чтения на творчество

1:30:05
  • Писатель сначала должен быть читателем, чтобы обогатить свой опыт.
  • Чтение влияет на сознание и судьбу человека.
  • Человек создаёт свои тексты в диалоге с другими текстами.

Язык и когнитивная революция

1:31:40
  • Язык отличает человека от животных и способствует когнитивной революции.
  • Язык позволяет передавать сложные сообщения и создавать «сферу разума».
  • Миф как форма выражения разума предпочтительнее истории.