"Апельсиновые будни" / “Apelsin days” : все, что вы хотели узнать о школе "Апельсин"

YOUTUBE · 19.11.2025 08:45

Ключевые темы и таймкоды

Введение в проект "Апельсин"

0:10
  • Проект "Апельсин" был создан Наташей и автором.
  • Идея возникла из необходимости иметь действующую модель неформального образования.
  • Вокруг идеи было много скепсиса, но авторы хотели создать долгосрочный проект.

Основные принципы и идеи

1:39
  • Школа без звонков и одинакового внешнего вида учеников.
  • Возможность выражать себя через одежду и внешний вид.
  • Сообщество людей, которым хорошо вместе, развивает всех участников.

Начало и развитие школы

2:52
  • Школа началась с семи учеников и небольшого пространства.
  • Ученики были младше 4 лет, чтобы начать с чистого листа.
  • Решение не форсировать события и расти вместе с учениками.

Результаты и доверие

5:04
  • Первые результаты появились через 13 лет.
  • Ученики показали высокие результаты на ОГЭ и ЕГЭ.
  • Важность умения выбирать, принимать решения и строить связи.

Расписание и выбор

6:46
  • Расписание "Апельсина" включает множество уроков и выборных блоков.
  • Ученики могут выбирать между разными занятиями минимум дважды в день.
  • Взрослый или тьютор помогает ученикам делать осознанный выбор.

Индивидуальный учебный план

9:03
  • Ученики старших классов могут определять количество часов по каждому предмету.
  • Возможность добавлять или уменьшать количество часов по договоренности с учителями и тьюторами.
  • Личное время для обучения по удобному способу.

Вопрос взрослых родителей

11:03
  • Дети не выбирают лепку или рисование, если им дать возможность.
  • Важно учить детей выбирать с четырех лет.
  • Если дети не хотят учить математику, русский язык или историю, это значит, что эти предметы стали для них невыносимыми.

Причины нежелания учиться

12:00
  • Дети не хотят учиться, потому что не видят связи между предметами и своей жизнью.
  • Взрослые сами создают условия, которые делают учебу неудобной.
  • Проблема старших детей в том, что они не могут вместить все, что хотят.

Расписание и длинный день

12:58
  • День в школе начинается не раньше 5:30 для учеников до третьего класса.
  • Старшие ученики могут задерживаться до 7-8 вечера.
  • Школа открыта для учеников и взрослых в любое время.

Уроки и перемены

13:53
  • Уроки и перемены в расписании обозначаются словом "класс".
  • Учителя могут менять уроки в зависимости от ситуации.
  • Учителя имеют свободу в планировании уроков.

Отсутствие домашних заданий

15:37
  • В школе нет домашних заданий, чтобы у учеников было время на себя.
  • Время на себя включает рисование, общение с родителями, просмотр мультфильмов и прогулки.
  • Для помощи в понимании материала есть консультации.

Консультации и индивидуальный учебный план

16:51
  • Консультации помогают ученикам и учителям понять материал.
  • У старших учеников консультации прописаны в расписании.
  • Индивидуальный учебный план позволяет ученикам договариваться с учителями.

Физика и научные игры

17:32
  • Физика изучается с первого класса, чтобы дети понимали законы природы с раннего возраста.
  • В первом классе есть предмет "Эксперимент" и научные игры.
  • Это помогает детям лучше усваивать материал.

Факультеты и профессиональные занятия

19:26
  • В школе есть факультеты, где ученики могут заниматься профессионально.
  • Факультеты включают театр, танцы, медиа и искусство.
  • Ученики могут выбирать, на какой факультет они хотят поступить.

Спецкурсы

21:26
  • Спецкурсы вводятся по желанию детей, как в университете.
  • Дети могут предложить новые предметы, и администрация обязана их ввести.
  • Примеры: акробатика, бизнес, японский язык, журналистика.

Живое расписание

23:10
  • Расписание школы должно быть живым и гибким.
  • Образование, свобода и общение важны в рамках этих правил.

Государственная программа и ОГЭ/ЕГЭ

23:38
  • Подготовка к ОГЭ/ЕГЭ начинается с пятого класса.
  • В девятом классе добавляется специальный час для подготовки к экзаменам.

Парламентский холл

25:11
  • Парламент выражает мнение всех учеников и учителей.
  • Выборы происходят тайным голосованием в сентябре.
  • Парламент имеет неограниченную власть и решает все вопросы.

Работа парламента

28:45
  • Парламент формируется после выборов.
  • Создаются комиссии и министерства для управления различными аспектами школы.
  • Парламент отвечает за права человека, финансы, пространство и информацию.

Оценки

32:30
  • Оценки не используются в школе, чтобы избежать сравнения и мотивации через оценки.
  • Дети учатся для себя, а не для оценок.
  • Государственная система использует баллы, а не оценки, для оценки знаний.

Стереотипы школы "Апельсин"

34:58
  • В школе "Апельсин" нет домашних заданий, что вызывает удивление.
  • Учителя считают, что домашние задания не нужны, так как можно отработать материал в классе.
  • Утренняя песня в 10 утра помогает ученикам настроиться на день.

Одежда и самовыражение

37:14
  • В школе не требуют носить определенную форму, так как одежда важна для самовыражения.
  • Педагогика школы направлена на понимание ценности самовыражения без оскорбления других.
  • Пространство школы должно быть удобным и комфортным для всех.

Контекстное обучение

38:34
  • В школе практикуется контекстное обучение, когда один урок ведут несколько преподавателей разных областей.
  • Это позволяет ученикам получить разные взгляды и подходы к изучению материала.
  • Учителя разных специальностей работают вместе, чтобы дать общий курс культуры.

Учительская и коворкинг

39:39
  • Учительская в школе прозрачная, что подчеркивает открытость и любовь к ученикам.
  • Коворкинг используется для различных занятий, включая уроки и неформальное общение.
  • Учителя используют разные помещения для своих задач.

Театральный факультет

44:20
  • Театральный факультет в школе занимается театром серьезно, как студенты в театральных институтах.
  • Ученики участвуют в крупных театральных постановках, таких как в Гоголь-центре и Упсале.
  • Театр в школе рассматривается как ключевое искусство, включающее другие виды искусства.

Кафе и учебные пространства

46:38
  • Кафе в школе также используется для учебного процесса.
  • В кафе есть зоны для занятий и ботанический сад.
  • Принцип пространства в школе: везде учатся, везде присутствуют и развиваются.

Поддержка и свобода

47:43
  • Школа "Апельсин" поддерживает учеников, предоставляя возможность пробовать и не бояться.
  • Ученики могут быть собой и не бояться отличаться от других.
  • В школе царит атмосфера свободы и поддержки, что способствует счастливому и успешному обучению.

Пространство первого этажа

48:58
  • Школа без стен позволяет всем активно участвовать в жизни.
  • В школе есть парламентский холл, столовая и веранда.
  • Библиотека в младших классах используется для уроков, а в старших – для индивидуального чтения.

Библиотека в младших классах

49:39
  • Библиотека помогает развивать любовь к книгам с детства.
  • В старших классах библиотека используется для индивидуального чтения и занятий.
  • Библиотека – это пространство для тишины и спокойствия.

Уроки чтения и библиотека

50:37
  • Уроки чтения были убраны, чтобы чтение ассоциировалось с удовольствием.
  • В библиотеку можно приходить в любое время, даже с пустыми руками.
  • Библиотека – это место, где можно делать все, что угодно, и наслаждаться книгами.

Люди и пространство в "Апельсине"

52:59
  • "Апельсин" – это место, где учатся и преподают разные люди.
  • Школа подходит под фразу "школа – это второй дом".
  • В библиотеке дети могут заниматься разными делами, включая чтение и просмотр картинок.

Мастерская и проектная деятельность

54:51
  • Мастерская – пространство для проектной деятельности.
  • Дети могут создавать различные проекты, такие как самолеты, домики, рисунки и т.д.
  • Мастерская принадлежит детям, и они могут выбирать, что делать.

Школьная площадка и веранда

56:19
  • На школьной площадке происходят разные активности, включая игры и ярмарки.
  • Веранда появилась год назад, чтобы дети могли проводить время на улице.
  • Веранда стала местом для обучения и отдыха на природе.

Столовая и выбор еды

57:36
  • Столовая должна быть местом для общения и обсуждения.
  • Еда должна быть вкусной, и у детей должен быть выбор блюд.
  • В столовой можно сидеть за разными столами, что создает уютную атмосферу.

Радиорубка

59:20
  • В школе "Апельсин" есть радиорубка, где звучит музыка, которую ставят учителя и дети.
  • В радиорубке проходят еженедельные утренние эфиры с новостями, интервью и музыкой.

Пространства школы

1:00:40
  • Все пространства школы открыты для всех, независимо от возраста.
  • В школе можно заниматься чем угодно, например, готовить еду или играть в игры.

Благотворительная ярмарка

1:02:03
  • Ярмарка проводится ежегодно и собирает деньги для помощи нуждающимся.
  • На ярмарке продаются товары, которые делают учителя, дети и их семьи.
  • Проводятся мастер-классы и лекции, сборы от которых идут на благотворительность.

Субъектность в образовании

1:07:28
  • В школе "Апельсин" все равны и обращаются друг к другу на "ты".
  • Принята конституция, которая защищает дух школы и равенство всех участников.
  • В школе царит атмосфера свободы и безопасности, где каждый может быть собой.