Введение 0:00 Михаил Соколов, кандидат социологических наук, профессор Европейского университета. Переход от космических полетов к государствам. Технический прогресс невозможен без хорошо работающего государства.
Два определения государства 0:54 Широкое определение: политическая система, простирающаяся за пределы биологической семьи. Узкое определение: институт, монополизирующий применение насилия на определенной территории.
Примеры археологических находок 2:49 Царский курган в Северном Китае как пример государства. Археологические находки, указывающие на существование государств в бронзовом веке.
Характеристики государства 4:38 Суверенный контроль над территорией. Централизация военного командования. Единство законодательства и политики.
Нация и государство 6:45 Государство как инструмент народа. Лояльность и преданность граждан государству. Финансирование государства через регулярное налогообложение.
Ошибки в восприятии прошлого 8:58 Спонтанная проекция современной реальности на прошлое. Вегизм: склонность видеть прошлое как средство достижения настоящего. Энтелехия: сила, толкающая объект к его потенциальному развитию.
Вегизм и его критика 11:49 Вегизм предполагает, что история движется к определенной цели, например, к буржуазной демократии. Макс Вебер задавался вопросом, почему современное государство и экономика возникли в Европе, а не в Китае. Вебер считал, что Китай мог бы стать лидером, но этого не произошло.
Историческая наука и проекция 13:35 Историческая наука стремится писать историю, минимально зависящую от современных суждений. Проекция первого типа проявляется в произведениях, где авторы пытаются реконструировать прошлое. Джордж Мартин в "Игре престолов" преуспел в создании исторического фэнтези, избегая сентиментальности.
Патриотизм и проекция 15:25 Люди часто проецируют современные идеалы на прошлое, например, патриотизм. Профессор Толкин и другие авторы фэнтези первой волны часто проецировали свои идеалы на прошлое. Мартин пытается создать историю средневековья, избегая сентиментальности и проецирования современных идеалов.
Деспотическая и инфраструктурная власть 17:15 Майкл Ман различает деспотическую и инфраструктурную власть. Деспотическая власть позволяет правителю отдавать приказы без сопротивления, но не может собирать налоги. Инфраструктурная власть требует выполнения приказов через промежуточные структуры, такие как вассалы и города.
Управление в средневековье 20:16 Король не мог напрямую управлять крупными городами и собирать налоги. Для управления требовались промежуточные структуры, такие как вассалы и парламенты. Джордж Мартин проецирует современные представления о диктатуре на средневековье, что искажает его понимание.
Богатство и управление 21:17 Ланнистеры стали богатыми благодаря контролю над торговыми путями, но это не объясняет их богатство. В средневековье самые богатые королевства часто были децентрализованными. Королевская гавань не имеет промежуточных структур для управления городом, что искажает средневековую реальность.
Короли и парламенты 23:41 Короли Вестернаса обходились без парламента, в отличие от московских монархов. В 1400 году ни одно государство не было современным. Средневековые государства имели гармоничные структуры, не похожие на современные диктатуры.
Феодализм и личные обязательства 24:38 Феодализм был предшественником современного государства. Основан на личной зависимости и персональных обязательствах. Государство не имело смысла как отдельная сущность, а было частью личных отношений.
Патриотизм и личные обязательства 26:04 Средневековые люди были лояльны не государству, а конкретным личностям. Патриотизм проявлялся в верности династии, а не стране. Границы государств менялись часто, что не воспринималось как экстраординарное явление.
Регулярные армии и централизованное управление 29:14 Регулярные армии появились только в позднем XV веке. Средневековые армии состояли из личных дружин феодалов. Централизованное управление было слабым, каждый отряд действовал по своему усмотрению.
Налоги и суверенитет 30:12 Короли жили за счет своих доменов и внешней торговли. Суверенитет был множественным, с пересекающимися правами. Местные обычаи и договорные отношения с вассалами были важнее, чем общность ценностей.
Патриотизм и лояльность 32:06 Патриотизм заменялся личной лояльностью. Идея о том, что король служит народу, появилась только в XVIII веке. Патриотизм в средневековой системе был невозможен из-за отсутствия общего гражданского чувства.
Централизация и государство 33:29 Централизация привела к созданию единого двора и армии. Теории о централизации включают идеи Чанжу Тилли о государственном строительстве как организованной преступности.
Эволюция бандитов 34:12 В 90-е годы бандиты кочевали от одной жертвы к другой, отнимая все. В эпоху переселения народов бандиты начали оставлять что-то жертвам, чтобы те могли накопить запасы. Переход от кочующего бандита к стационарному: бандиты начали защищать своих жертв от других бандитов.
Защита и статусные группы 35:29 Бандиты начали защищать своих жертв, предлагая услуги защиты. Общество разделилось на статусные группы хищников и жертв. Огнестрельное оружие стерло границу между профессиональными хищниками и жертвами.
Влияние огнестрельного оружия 36:52 Огнестрельное оружие сделало вчерашних крестьян эффективными на поле боя. Это изменило политическую структуру, так как богатые короли могли нанимать наемников. В конце XVII века государства столкнулись с финансовым кризисом и начали искать новые способы мотивации солдат.
Патриотизм и государство 39:36 Государства начали использовать идею о том, что король служит отечеству. Появились избирательное право, социальная политика и всеобщее образование. Государство стало гарантом частных сделок и наказывало неспособных выполнить обязательства.
Патриотизм и национализм 40:47 Патриотизм как новое изобретение, связанное с экономическими интересами. Теории национализма объясняют, как люди начали чувствовать себя частью сообщества судьбы. Распространение книгопечатания и печатных СМИ способствовало восприятию общества как сообщества судьбы.
Определение нации 45:03 Нации создают государство, а не наоборот. Государство сначала появляется, а затем осознает себя как нация. Пример Франции: люди, говорящие на разных языках, учатся понимать, что они французы через единую школу и стандартный язык.
Этнические группы и нации 45:58 Этнические группы осознают себя нациями, глядя на успешные примеры. В средние века знали о существовании этнических границ и различий. Ксенофобия и этнические стереотипы были распространены, но идея жить вместе была противоестественной.
Государство и этничность 46:51 Идея моноэтнического государства была нереальной. Некоторые мыслители считали, что разнообразие языков и культур прославляет монарха. Представление о государстве, представляющем интересы этнической группы, стало новым изобретением.
Будущее государств 48:50 Тренд на укрупнение государств прослеживается с 1500 года. Крупные образования поглощают более мелкие, даже если не политически. В 20 веке ожидалось создание универсальной конфедеративной структуры, но этого не произошло.
Причины неукрупнения 50:50 Движение к крупным объединениям было естественным из-за военных и экономических преимуществ. Евросоюзу не удалось стать прочным, несмотря на ожидания. Причины этого остаются загадкой.