ВСЁ ДЛЯ ЗАДАНИЯ №1 ЗА 50 МИНУТ | БИОЛОГИЯ | ЕГЭ 2023 | 99 БАЛЛОВ

YOUTUBE · 19.11.2025 07:56

Ключевые темы и таймкоды

Введение и приветствие

0:10
  • Преподаватель проверяет связь и просит зрителей ставить плюсики в чат, если всё хорошо.
  • Упоминает о неожиданной встрече с Лизой и обещает записи вебинара.
  • Приветствует новых участников и делится личным секретом о двоюродной сестре Арине Трифоновой.

Представление преподавателя

2:08
  • Преподаватель Настя представляет себя как преподаватель биологии в онлайн-школе «99 баллов».
  • Рассказывает о своём опыте преподавания биологии и учёбе на биологическом факультете Казанского федерального университета.
  • Делится историей своей любви к биологии, начавшейся в шестом классе.

Взаимодействие со зрителями

3:08
  • Спрашивает зрителей, в каком классе они учатся, и отмечает разнообразие классов среди участников.
  • Рекомендует подписаться на YouTube-канал для доступа к записям вебинаров.
  • Отвечает на вопрос о требованиях для стать куратором, подчёркивая, что это не требует оплаты.

Тема вебинара

4:40
  • Объявляет тему вебинара: задание номер один по биологии.
  • Указывает, что вебинар продлится 50–60 минут и обещает полезные материалы.
  • Напоминает о возможности задавать вопросы в чат.

Основные блоки для задания номер один

6:07
  • Перечисляет основные блоки для задания: биологические науки, уровни организации живого, признаки биологических систем, методы биологических исследований.
  • Подчёркивает важность знания методов биологии, включая общие методы, методы цитологии, селекции и биотехнологии.

Практические задания

8:54
  • Практикует решение заданий на заполнение таблиц, объясняя термины и их значение.
  • Примеры заданий: генетика изучает механизмы наследственности и изменчивости организмов, биофизика изучает физические процессы в биологических системах, палеонтология изучает ископаемые останки организмов, микология изучает грибы.
  • Разъясняет различия между биофизикой и физиологией, микробиологией и палеонтологией, анатомией и микологией.

Заключение

12:20
  • Подчёркивает, что грибы не являются растениями, и ботаника их не изучает.
  • Завершает обсуждение, подчёркивая важность правильного понимания терминов и наук в биологии.

Антропология и антропогенез

12:34
  • Антропология изучает происхождение и эволюцию человека.
  • Антропогенез — процесс становления человека как вида.
  • В первом задании правильно использовать термин «антропология».

Уровни организации живого

13:51
  • Молекулярный уровень: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
  • Субклеточный уровень: органоиды клеток.
  • Клеточный уровень: клетки разных организмов.
  • Органо-тканевой уровень: ткани и органы многоклеточных организмов.
  • Организменный уровень: одноклеточные и многоклеточные организмы.
  • Популяционно-видовой уровень: популяции видов.
  • Экосистемный уровень: биогеоценозы и экосистемы.
  • Биосферный уровень: все экосистемы планеты.

Примеры уровней организации

18:37
  • Лесное болото: экосистема или биогеоценоз.
  • Стадо оленей: популяционно-видовой уровень.
  • Совокупность всех биогеоценозов планеты: биосфера.
  • Коралловый риф: экосистема.

Анализ кораллового рифа

20:35
  • Коралловый риф — это колония коралловых полипов и других организмов.
  • В коралловых рифах обитают разные виды живых существ.
  • Коралловый риф является сформированной экосистемой.

Уровни организации живой природы

22:31
  • Рассмотрение таблицы уровней организации живой природы.
  • Определение клеточного уровня на примере биосинтеза полипептида полирибосомой.
  • Полирибосома — это совокупность рибосом, участвующих в синтезе белка.

Биосферный уровень

23:49
  • Обсуждение биосферного уровня организации живого на примере живого и неживого вещества планеты.
  • Упоминание Вернадского и его учения о биосфере.

Признаки биологических систем

24:43
  • Репликация ДНК как пример процесса на молекулярно-генетическом уровне.
  • Объяснение различий между клеточным и субклеточным уровнями.

Химический состав живых организмов

27:14
  • Преобладание углерода, водорода, азота и кислорода в живых организмах.

Обмен веществ

28:10
  • Обмен веществ как совокупность реакций синтеза и распада веществ.
  • Пластический и энергетический обмен.

Самовоспроизведение

28:52
  • Способность организмов размножаться.

Наследственность

29:20
  • Передача признаков и свойств из поколения в поколение.
  • Роль ДНК и РНК в наследственности.

Изменчивость

30:12
  • Противоположность наследственности, способность организмов приобретать новые признаки.
  • Влияние условий среды на изменчивость.

Рост и развитие

31:11
  • Различие между ростом увеличение линейных показателей и развитием появление качественно новых признаков.
  • Индивидуальное развитие онтогенез и историческое развитие филогенез.

Терминология развития

32:09
  • Онтогенез — индивидуальное развитие особи от рождения до смерти.
  • Филогенез — историческое развитие вида в ходе эволюции.

Раздражимость

34:12
  • Раздражимость — общий признак всех живых организмов.
  • Организмы реагируют на внешние и внутренние воздействия.
  • Примеры раздражимости: движение эвглены к свету, амебы от соли, отдёргивание руки от горячего предмета.

Типы раздражимости

35:08
  • Существуют различные типы раздражимости: тропизмы, таксисы, нутации, насти, рефлексы.
  • В заданиях часто просят назвать общий признак живого, а не конкретный тип раздражимости.

Дискретность и целостность

37:14
  • Дискретность: любая биологическая система состоит из частей.
  • Целостность: части системы взаимодействуют и образуют структурно-функциональное единство.

Саморегуляция

38:51
  • Саморегуляция или гомеостаз: способность организмов поддерживать постоянство химического состава и интенсивности физиологических процессов.
  • Примеры саморегуляции: дыхание в душном помещении, нормализация частоты сердечных сокращений после физической активности.

Ритмичность

40:19
  • Ритмичность: периодические изменения интенсивности физиологических процессов в организме.
  • Примеры ритмичности: чередование сна и бодрствования, сезонные биоритмы.

Энергозависимость

41:25
  • Энергозависимость: биологические системы открыты для поступления вещества и энергии из внешней среды.
  • Синоним: открытость.

Практические задания

42:26
  • Задание 1: движение эвглены к свету — раздражимость.
  • Задание 2: фотосинтез в листе растения — обмен веществ или метаболизм.
  • Задание 3: выделение инсулина при повышении уровня глюкозы — саморегуляция или гомеостаз.

Наследственность и изменчивость

46:06
  • Наследственность: передача генов от родителей потомкам.
  • Изменчивость: изменение признаков организмов в результате мутаций и других процессов.

Признаки живых систем

46:57
  • Размножение львов в прайде — пример размножения.
  • Чередование сна и бодрствования у человека — пример ритмичности.
  • Физиологические функции в организме колеблются.

Методы биологических исследований

47:53
  • Общие методы биологии: наблюдение, сравнение, обобщение, абстрагирование.
  • Частные методы: цитология, микроскопирование, селекция, биотехнология, генетика.
  • Упоминание о полезной схеме в телеграм-канале.

Обратная связь и завершение вебинара

48:50
  • Просьба оставить обратную связь о вебинаре.
  • Подчёркивание важности практики для закрепления знаний.
  • Рекомендация решать задачи для лучшего понимания тем.

Подготовка к экзамену

50:47
  • Необходимость изучения теории и закрепления её практикой.
  • Изучение ловушек, подготовленных экспертами-составителями экзамена.
  • Описание формата подготовки в мастер-группе: теория, практика, разбор ошибок с куратором.

Мастер-группа и летняя школа

51:44
  • Описание преимуществ мастер-группы: поддержка, мотивация, индивидуальные кураторы.
  • Предложение летней школы по биологии в подарок при записи в мастер-группу сентября.
  • Темы летней школы: основы биологии, генетика.

Социальные сети и прощание

53:40
  • Призыв подписаться на социальные сети: телеграм, ВКонтакте, YouTube, TikTok.
  • Завершение вебинара с благодарностью участникам.
  • Анонс следующих встреч: воскресенье и среда.